26.06.2009

Государство крепчает… маразмом


Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

Оставим в стороне БТА, «Казатомпром», кампанию по борьбе с коррупцией, где на одном полюсе трагедии арестованных и их семей, а на другом – полный произвол спецслужб и предложение партфункционера «Нур Отана» ввести для госслужащих обязательное ношение значка «Я против коррупции». Гораздо важнее, на наш взгляд, другие, может быть, менее сенсационные и скандальные, но куда более знаковые события, которые свидетельствуют: государственный маразм в Казахстане крепчает.
More...
На днях наш президент подписал указ о создании системы государственного планирования в стране. Не будем вслед за другими повторять, что это возврат в Советский Союз и тоталитарное прошлое, хотя бы потому, что на дворе тоталитарное настоящее. Поразмышляем лучше о том, что это даст Казахстану и поможет ли улучшить управление экономикой и социально-экономическим развитием в обозримом будущем.

А где работа над ошибками?

Система государственного планирования будет состоять из документов, первым из которых названа «Стратегия развития Казахстана до 2030 года». Не совсем понятно, будет ли это новый документ или имеется в виду программа «Казахстан-2030»?

Если первое, то почему в тексте указа есть пункт о подготовке правил разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля стратегического плана развития Республики Казахстан и ничего не говорится про более принципиальный документ?

Если второе, то это означает, что стратегический курс страны и ее экономики выбран единолично Нурсултаном Назарбаевым еще несколько лет назад, пересмотру не подлежит и всем нам предстоит только быть исполнителями. Но тогда возникает закономерный вопрос, насколько корректно со стороны главы государства настаивать на незыблемости и неприкосновенности принятого несколько лет назад документа после того, как разразился сначала наш собственный, а потом мировой экономический кризис? Не правильнее ли начать создание системы госпланирования с общенациональной дискуссией об итогах предыдущего развития и причинах нынешних проблем страны, путях выхода из глубочайшего кризиса?

Что касается самой системы госпланирования, то непонятно, как будет планироваться частный бизнес — путем добровольного сотрудничества? через координацию с помощью самоуправляющихся отраслевых объединений? или будут созданы дополнительные инструменты, позволяющие с высокой точностью мониторить негосударственный сектор и делать прогнозы о его развитии, которые в свою очередь позволят управлять поведением предпринимателей? Неясно также, насколько все упомянутые в указе и приложении к нему планы и программы будут индикативными и директивными? Ответов на эти и другие вопросы нет и, похоже, не будет, потому что авторы новой идеи так и не поняли, что они собираются делать.

Это особенно хорошо видно по тому, что стратегический план развития Казахстана будет составляться на 10 лет, государственные программы, программы развития территорий, ведомств, национальных и госкомпаний — на 5 — 10 лет, а госбюджет всего на 3 года. А ведь в условиях, когда государство утеряло прямой административный контроль над распределением и перераспределением материальных, людских и финансовых ресурсов страны, именно госфинансы в широком смысле этого слова могут и должны стать одним из важнейших инструментов экономической политики. И потом, как можно, например, спланировать налоговую, инвестиционную, платежную, валютную политики на длительный период времени, не имея представления о том, как будут складываться доходы и расходы государства?

Гладко на бумаге, но куда девать овраги?

Похоже, в очередной раз Астана выдает желаемое за действительное. Об этом свидетельствует как сам набор документов, включенных в систему государственного планирования — он соответствует тому, что практикуется ныне, — так и нереально короткие сроки, установленные указом президента.

Действующие стратегии, концепции доктрины, государственные, отраслевые и региональные программы должны быть приведены в соответствие с указом до 1 декабря 2010 года. А правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля стратегического плана развития РК, госпрограмм, программ развития территорий, стратегических планов госорганов — должны быть переданы в Администрацию президента, видимо, для утверждения главой государства, до 1 сентября 2009 года.

То есть на разработку стратегии и доработку всего шлейфа нижестоящих по рангу стратегий и программ отводится всего год. Но даже с учетом технических возможностей, предоставляемых компьютерными системами и новыми технологиями обработки больших массивов статданных, это слишком мало.

А ведь запланировано, что: «Новая Система государственного планирования позволит: выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны, где необходимость и правомерность разработки документа нижестоящего уровня вытекает из документов, стоящих на уровни выше, а контроль и оценка реализации документов, стоящих на уровни выше, осуществляется на основе документов нижестоящих уровней; упорядочить и оптимизировать излишние виды документов, выстроить эффективную иерархию программных документов для достижения конкретных целевых результатов».

Читаешь это и понимаешь: «хотели как лучше, а получится как всегда», потому «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить».

Не можешь сам — поручи подчиненному

Ну а пока правительство думает, как выполнять команды главы государства, сам президент съездил на восток страны, где принял участие в Межрегиональном инвестиционном форуме и даже выступил с программной речью. Мы не стали бы обращать на нее внимание, но уж больно экзотичной даже по нынешним временам она оказалась.

Впрочем, не будем смеяться над словами Нурсултана Абишевича, что данный форум знаменует начало работы по программе посткризисного развития республики, — как известно, для Казахстана кризис далеко не закончился и осенью следует ожидать его нового обострения, вызванного резким ухудшением самочувствия отечественного бизнеса и, соответственно, качества кредитного портфеля банков второго уровня.

Не будем также критиковать приоритетные направления развития экономики страны: АПК, стройиндустрию, металлургию, нефтепереработку и сервисные услуги, химию и нефтехимию — блажен, кто, как Назарбаев, верит в это.

Но вот акимам мы не можем не посочувствовать. Потому что на них глава государства в дополнение ко всем прочим задачам и функциям возложил буквально следующее.

Во-первых, реализацию пятилетнего плана индустриального развития. Прозвучало это так: «Ключевая роль в реализации индустриальной пятилетки отводится местной исполнительной власти. Акимы лучше знают ситуацию на местах, и у них имеются все полномочия, а главное ресурсы и соответствующий инструментарий для проведения политики индустриализации. Поэтому акимы всех уровней должны стать главными координаторами и проводниками индустриальной программы, работая в унисон с Министерством индустрии и торговли и институтами развития».

Учитывая, что до этого правительство вместе с ФНБ «Самрук-Казына» успешно проваливало все планы индустриально-инновационного развития, Нурсултан Абишевич, видимо, решил помочь Кариму Масимову и Кайрату Келимбетову по принципу «не можешь сделать сам, поручи подчиненному».

Во-вторых, Назарбаев поручил акимам проявлять инициативу и развивать частный бизнес: «Местным органам необходимо думать не только о реализации планов, спущенных сверху, но и самим проявлять инициативу и брать дело в свои руки. Нужно четко планировать экономическое развитие региона и оптимальное размещение производительных сил в области во взаимоувязке с общестрановой стратегией. Ваша главная задача — всесторонне на постоянной основе поддерживать и развивать частный бизнес на местах, взращивать мощную плеяду казахстанских предпринимателей. Нужно отойти от пассивной политики, когда фактически просто ведется учет реализуемых в области проектов, и перейти к активной политике создания новых производств и мобилизации предпринимательской инициативы, содействуя всеми имеющимися у региона ресурсами».

Правда, в этом случае местный бизнес нужно жалеть больше, чем акимов, потому что до последнего времени последние скорее были медведями на воеводстве, нежели заботливыми садовниками новой бизнес-поросли.

В-третьих, глава государства резко расширил ответственность и функции местной исполнительной власти, теперь они обязаны: «грамотно и рационально управлять вверенными природными и производственными ресурсами в целях диверсификации, подключая СПК», «снимать все инфраструктурные вопросы для бизнеса. Это включает инженерную, транспортную, коммуникационную и энергетическую логистику», «активно проводить инвестиционную политику и привлекать новые инвестиции».

Назарбаев также посчитал, что «необходима активизация акимов в обеспечении экономики квалифицированными трудовыми ресурсами. Здесь акимы, в первую очередь, должны сделать упор на развитии системы профессионального и технического образования». Более того, Нурсултан Абишевич дал еще одно указание для безусловного исполнения: «Форсированная индустриализация страны должна базироваться на новой технологической базе, на инновациях в продукции, технологиях, менеджменте. Для этого Акимам нужно активно включиться в развитие инновационных процессов в регионах, задействовать научно-технический потенциал региона».

В общем, осталось только поручить акимам запускать межпланетные космические корабли и развивать нанотехнологии. А также порекомендовать быть готовыми в любой момент сыграть роль козлов отпущения, потому что выполнить ценные указания своего шефа они точно будут не в состоянии, даже если будут работать по 24 часа в сутки 365 дней в году.

Как «Нур Отан» в народ ходил


Между тем число контрольно-надзирающих структур над акимами и вообще госаппаратом возросло: к президенту, его администрации и правительству бочком присоединилась правящая партия. «Нур Отан» теперь не только заслушивает премьер-министра и членов кабинета на заседаниях своего политсовета или партийной фракции в парламенте, но и активно выходит в народ.

Так, на днях были подведены итоги совместной акции НДП и Комитета дорожной полиции МВД РК под громким названием «Приемная на дороге». Как сказано в пресс-релизе организаторов, главными целями мероприятия, в котором участвовало 416 инспекторов дорожной полиции и 39 представителей «Нур Отана», были повышение уровня доверия населения к органам внутренних дел, обеспечение безопасности движения, а также внедрение новых методов работы, удобных для населения.

Сама же акция «включала в себя комплекс мероприятий по оказанию населению правовой и консультативной помощи, прием граждан руководством НДП «Нур Отан», КДП, других госструктур и общественных организаций». А в сообщении для прессы указано, что за время акции от граждан поступило 532 обращения, в 467 случаях обращения были удовлетворены.

Не будем вдаваться в дальнейшие подробности, лучше взглянем на озвученную выше статистику критическим взором. 39 представителей «Нур Отана» на 416 инспекторов дорожной полиции означают, что на самом деле в акции в основном участвовали полицейские, а не члены правящей партии. Поэтому можно смело назвать мероприятие ведомственным, а НДП не партнером УДП, а халявщиком. Вот если бы соотношение участников было обратным или хотя бы равным, тогда можно было бы говорить о совместной акции, а так похоже, что правящая партия просто села на хвост дорожным полицейским.

Удивляет также количество принятых обращений — чуть больше одного на каждого из участников акции. Похоже, последние не слишком задерживались на дороге. Ну и, конечно, количество удовлетворенных обращений — подавляющая часть, что свидетельствует не столько о силе влияния «Нур Отана», сколько о том, как не удовлетворены граждане и насколько их неудовлетворение обоснованно.

...Ну а завершить этот политобзор на тему крепчающего госмаразма хотелось сообщением пресс-службы Комитета национальной безопасности РК. Оказывается, ежегодно сотрудники центрального аппарата КНБ принимают участие в организации выпускного вечера для воспитанников детского дома Астаны. Дело прекрасное и богоугодное. Только зачем, спрашивается, пиарить на нем своего председателя?

Не будем больше задавать себе и читателям неудобных вопросов, просто приведем пару цитат: «Поздравить выпускников приехали председатель Комитета национальной безопасности генерал-лейтенант Амангельды Шабдарбаев... Амангельды Шабдарбаев, вручая напутственные письма, тепло поздравил выпускников с окончанием школы и пожелал им успехов во взрослой жизни... Особое внимание шефской работе уделяется председателем КНБ Амангельды Смагуловичем Шабдарбаевым, который лично участвует в подобных мероприятиях, чтобы дети, лишенные семейного уюта и родительской любви, почувствовали заботу о себе и с оптимизмом смотрели в будущее».

На фоне критики, которой подвергается г-н Шабдарбаев и его ведомство за произвол и беззакония в делах БТА и Мухтара Джакишева, все это выглядит даже не пиром во время чумы, а... впрочем, вы поняли...

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №23 (158) от 26 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий