09.06.2009

Не было бы плюсов, да кризис помог?!


Автор: Камиль АЯНОВ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Совещание по реализации антикризисных мер, состоявшееся в понедельник в Астане, больше напоминало сход неисправимых оптимистов. Правительственные чиновники старательно пытались найти в сложившейся экономической ситуации хоть что-то положительное. Порой получалось как в анекдоте – если кто-то случайно заявлял, что хуже уже не будет, окружающие жизнерадостно его опровергали: «Будет! Обязательно!»
More...
- Правительство активно и напряженно работает, выполняя антикризисную программу, — уверен он. — Благодаря этому, выделенные государством средства в основном дошли до своих адресатов.

Далее последовал список свершений. И финансовый сектор у нас стабилизирован. И малый бизнес вместе со средним получили причитающиеся им 120 млрд тенге. И покойное с виду строительство по всей стране, оказывается, уже подает признаки жизни. Да так, что даже дольщики начали свои честно купленные квартиры получать. Отдельная помощь (по словам президента, значительная, экстренная и огромная) упала, словно метеорит, в агропромышленный сектор. На месте падения не иначе как произошло чудо — своевременно и без сбоев завершилась посевная. Побольше б таких чудес, глядишь, и уборочная страда благополучно минует.

- Кроме этого, мы осуществляем «дорожную карту», то есть то, что мы никогда не делали, — очень честно сказал президент. — Это оказание поддержки жилищно-коммунальному хозяйству, строительство дорог на местах, строительство инженерных сетей, тепловых, водяных, канализационных и т.д., ремонт школ и больниц. Они всегда финансировались по остаточному принципу.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно оно заставило крупные компании заключить меморандумы и наконец-то примириться с ростом «казахстанского содержания». Правда, что имел в виду глава государства под поддержкой ЖКХ, остается только догадываться — накануне совещания он подписал новый закон, согласно которому все расходы жилого коммунального сектора потащат на себе собственники жилья. Но общая картина, нарисованная Нурсултаном Назарбаевым, была полна ярких красок.

- Из месяца в месяц темпы не ухудшаются, а улучшаются, — с нотками аутотренинга в голосе говорил глава государства. — Есть возможность по итогам первого полугодия выровнять экономику. Все социальные обязательства государством выполняются, все пенсионные выплаты, заработные платы идут вовремя.

Словом, если бы кризиса не было, его следовало бы придумать. Хотя бы для лечения комплексов государственного аппарата. Ведь в экстремальных условиях обычная рутинная работа выглядит подвигом. А работник, соответственно, как минимум — героем.

Тенденция, однако

Говорить о недостатках президент поручил премьер-министру Кариму Масимову. Правда, тот, дабы не портить собрание минорными нотами, все больше разглагольствовал о достоинствах.

- В целом я хотел бы констатировать факт, что та острая фаза кризиса, которую мы наблюдали, эта тенденция в марте была преломлена, — слушатели, видимо, поняли, что кризис перешел в тупую фазу, но виду не подали. — Если сравнивать параметры 2009 года с параметрами 2008, то мы еще пока находимся в отрицательной величине. Но если сравнивать месяц к месяцу, то начиная с марта мы видим положительную тенденцию. И есть все признаки для того, чтобы по итогам первого полугодия мы перешагнули положительную отметку.

Судя по словам премьер-министра, мы сейчас оказались в самом сложном положении — переходном. То есть одной ногой в темном кризисном прошлом, другой — в светлом посткризисном будущем. И сколько времени нам стоять в такой неудобной позе, пока неясно.

После Карим Масимов решил конкретизировать цифры и конвертировал «значительную» госпомощь агропромышленному комплексу в тенге. Получилось более 93 млрд. Вдобавок холдинг «КазАгро» прокредитовал весенние полевые работы на сумму свыше 7,6 млрд тенге. Удастся ли холдингу пожать то, что он посеял, покажет осень.

- В этом году, несмотря на все кризисные явления, я хотел бы вам доложить, что село не почувствовало влияние кризиса, — с гордостью заявил премьер так, словно лично грудью закрыл крестьянские хозяйства от коварного экономического врага. — Все было профинансировано, более 21 миллионов пашни засеяно.

Не меньшую гордость глава правительства испытал и за строительный сектор. На него ФНБ «Самрук-Казына» выделил 95 млрд тенге. Из этой суммы до застройщиков уже дошло более 65 млрд тенге. На рынке недвижимости завершено строительство 184 объектов и решены проблемы более чем 25 тысяч дольщиков. До конца года, согласно планам, еще столько же получат жилье.

- Мы здесь сделали достаточно много уроков, — с интонациями прилежного школяра подытожил Масимов, — в том числе с несовершенством законодательства и с недостатком государственного регулирования на рынке строительства, для того чтобы не допустить такого в будущем.

По рефинансированию ипотечных кредитов, как выяснилось, одобрены заявки 24 тысяч заемщиков на общую сумму более 92 млрд тенге (из 120 выделенных). До конца июня эта программа также будет завершена.

- Если вспомнить те предположения аналитиков, внутренних и внешних, что в Казахстане будет коллапс финансовой системы, что будет массовое снятие депозитов — этого не произошло, благодаря предпринятым действиям! — опять же не без гордости заявил Масимов. — Финансовая система работает стабильно.

Правда, о каких конкретно действиях шла речь, глава правительства не уточнил. Вполне возможно, что речь шла просто об отсутствии возможности у вкладчиков снять вложенные деньги.

Отдельную часть доклада г-н Масимов уделил вопросам «дорожной карты». Благодаря ей Казахстану пришлось весьма ловко перетасовать бюджет. Ряд проектов, как и бывает при любой игре, проиграли и отправили в долгий ящик. Премьер заверил, что это были те, «которые могли подождать». На решение насущных проблем было выделено 140 млрд тенге из республиканского бюджета и 51 млрд — из местных бюджетов. Выделенные суммы, по мнению главы правительства, позволили заняться вопросами, связанными с обеспечением занятости, ЖКХ и пр.

За два месяца работы уже профинансировано проектов на 42 млрд тенге и создано более 68 тысяч рабочих мест. По направлению ЖКХ в стадии развития находятся порядка 800 проектов — по водоснабжению, благоустройству населенных пунктов и теплоснабжению.

- То есть фактически появляется занятость, — метко подметил премьер. — Опять же, если бы это не было обеспечено, все эти люди стояли бы у окошка кассы с просьбой решить их какие-то социальные вопросы.

Зная наших людей, на месте малопонятной кассы вполне могла оказаться премьерская канцелярия.

На сем список перечисления заказанных главой государства «недостатков» практически иссяк.

Кто испортил статистику?!

Следующим выступал вице-премьер Ербол Орынбаев с докладом о жизни трудящихся и граждан, такой возможности не имеющих. Периодически путая безработицу с инфляцией, он доложил, что уровень первой составил 7,2%.

- Динамика численности зарегистрированных безработных также выросла, — сообщил президенту Орынбаев. — Я поясню, с чем это связано. Правительство по Вашему поручению внесло изменения в закон о занятости, где либерализованы критерии регистрации для оказания помощи со стороны государства. Это в первую очередь касается тех работников, которые заняты в режиме неполной занятости. Они сейчас частично работают, их регистрируют местные органы и они могут параллельно какую-то работу получать. Такая легализация своеобразная произошла.

Оправдание получилось удачным. Кто сказал, что у нас растет безработица? Это она у нас просто так загадочно легализуется благодаря правительственному либерализму, вот! И «настоящих» безработных у нас немного, они хоть частично, но заняты. Каждому свое: кому имитировать работу, а кому — выплату зарплаты.

- То есть мы можем констатировать, что принимаемые меры обеспечения занятости не дали возможность очень сильно увеличить количество безработных. 7,2%... Могло быть и 15%, и 16%, — оптимистично обрадовался глава государства. И посоветовал народу... почаще менять профессию. — Людям надо разъяснить: вот он привязался к одной работе — и кажется ему, он всю жизнь там привязан. Веревкой. Но есть другие возможности. Переучиться, переквалифицироваться, найти новую профессию. Это есть одна из польз кризиса. Для человека конкретно.

Отдельного финансового костыля удостоился и малый и средний бизнес. В рамках антикризисной программы этому сектору выделено 127 млрд тенге. Казахстанские бизнесмены освоили почти все — осталось лишь четыре миллиарда. Однако президента больше заинтересовал другой вид поддержки МСБ, менее прямолинейный.

- 1 июля заканчивается срок моратория на проверки, который я объявил, — напомнил он. — Мы договаривались, что к этому времени мы примем изменение в законодательство по оптимизации всяких проверок малого и среднего бизнеса. Как это будет происходить?

Вопрос вызвал в правительстве легкую панику — принять нужные законы к окончанию моратория не успели. Но начали над ними работать, а это уже прогресс. Пока законотворцы заняты собственно творчеством — создают конструкцию, «в которую будут вписаны все госорганы». Новый документ четко регламентирует плановые проверки и упразднит рейдовые (которые народ уже давно переименовал в рейдерские). Все проверки регистрируются, и на выходе правительство получит полную статистику: кого, когда и сколько проверяли.

- Предпринимателям же не статистика нужна. Им нужно сокращение всяких внеплановых «кто-когда-захочет» проверок, — недовольно прокомментировал итог глава государства. — Мораторий заканчивается. Нам надо, чтобы на малый и средний бизнес опять как саранча не налетели.

Бдеть за охраной МСБ от подобных вредителей поручили вице-премьеру Умирзаку Шукееву.

Главное — хороший план!

В итоге глава государства поручил своим подчиненным держаться прежнего курса. То есть поддерживать приоритетные проекты, а неприоритетные — отсеять. Кроме того, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Казахстану впору праздновать юбилей — завершение первой десятилетки Стратегии-2030.

- Теперь мы из Стратегии-2030 следующее десятилетие берем, — с воодушевлением заявил он. — До 20 года. И эти 10 лет делим на две пятерки. И по пятилетним планам, к которым мы когда-то привыкли, начинаем работать. Не надо пятилетку за четыре года, этого я не требую, но чтобы качественно выполнить и поднять экономику и индустрию страны. Я просто чувствую, что у нас есть четкий план сейчас. Это самое главное — четкий план. Этот план мы видим, обеспечиваем средствами, и своими и привлеченными, и кредитами.

Правда, шансы дожить до светлого будущего, как оказалось, есть не у всех.

- Я еще раз хочу сказать — кризис очищает нас, — заявил президент. — Мы помогаем сильным компаниям. Сильному бизнесу, малому и среднему, который стоит на ногах. На то и кризис — кто не может, тот будет банкротиться. У нас нет задачи всех спасать кругом. Как раз экономика очищается. Сжимается, но остается. Так что финансовый сектор стабилизировался, малый и средний сжался, но работает, строительство оживилось по всему Казахстану и продолжает работать. Посевную компанию провели хорошо и вовремя. «Дорожная карта» начала работать. Люди почувствовали заботу государства... Мы должны отметить положительные тенденции в экономике страны. Так, из месяца в месяц экономика растет. Это хорошая тенденция. Денежные доходы населения за это время не сократились, а выросли в реальном выражении на 4%. Несмотря на проведенную девальвацию тенге, наблюдается замедление инфляционных процессов.

Секретами счастья, развития и благополучия Казахстана президент намерен поделиться и с другими.

- Перед нами огромная работа по председательству в ОБСЕ, — завершил свой доклад он. — Нам есть, что предложить мировому сообществу и организации по безопасности.

0 коммент.:

Отправить комментарий