09.06.2009

АНПЗ опять залезет в долги?


Автор: Дулат ТАСЫМОВ

Мечту производить бензин европейского качества пытаются воплотить на Атырауском НПЗ. Намерение, конечно, благое, но есть одно «но». Миллионы долларов на повторную модернизацию производства должен дать фонд «Самрук-Казына» – то есть планируется использовать бюджетные деньги. После неудачной первой попытки у «кредиторов»-налогоплательщиков есть большие сомнения в успехе новой реконструкции.
More...
Недавно в Атырау прошли общественные слушания по результатам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта строительства комплекса ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ. Отчет ОВОС, подготовленный ОАО «Омскнефтехимпроект» (Россия), с дополнениями, предложенными экологическими организациями, уже отправлен на утверждение в Министерство охраны окружающей среды РК.

Деньги найдутся?

Предварительная стоимость реализации проекта — $886 млн. По словам главного инженера АНПЗ Кайрата Уразбаева, «реальные затраты будут обговорены и утверждены на стадии выбора подрядчика строительства и заключения с ним контракта «под ключ».

Комплекс планируется построить за период со второго полугодия 2009-го по 2012 год. При этом будет создано 3000 — 4000 временных рабочих мест (для эксплуатации останется 316 работников). В год обновленный АНПЗ должен производить 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола, которые будут поставляться в будущий Атырауский интегрированный нефтехимический комплекс.

- Никаких заминок с финансированием не должно быть, — уверена директор департамента нефтехимии Министерства энергетики и минеральных ресурсов Раушан Сармурзина. — За АНПЗ стоит «КазМунайГаз» (КМГ), а за ним — «Самрук-Казына», у которого точно есть средства.

Ввод в эксплуатацию комплекса ароматических углеводородов должен повлиять и на улучшение качества бензина. Снижение в его составе концентрации бензола с 5 до 1% должно поднять продукцию завода на уровень стандарта Евро-4 (для сведения: в Европе со следующего года переходят на Евро-5).

В более отдаленной перспективе — строительство комплекса по глубокой переработке нефти, которое «встанет» в $1 млрд (2011—2014 гг.). Тогда можно будет увеличить глубину переработки нефти до 85% и производить в год более 1 млн тонн высокооктанового бензина и 1,4 млн тонн дизтоплива. А главное — в 10 раз снизить выход мазута.

Попытка номер два

Пока же завод работает на 55 — 60% от проектной мощности и страдает от затоваренности складов мазутом. И все это несмотря на прошедшую в 2003 — 2006 годах реконструкцию АНПЗ, которая обошлась в $370 млн. Начиная этот проект (профинансированный в том числе за счет кредита в $235 млн от Японского банка международного сотрудничества), представители «КазМунайГаза» говорили, что «глубина переработки нефти составит 85 — 92% и будет производиться продукция по стандарту Евро-5».

Но, возможно, тогда авторы реконструкции серьезно просчитались, причем дважды. Во-первых, они рассчитывали, что будут работать со светлой нефтью Тенгизского и Кашаганского месторождений, что, по мнению Кайрата Уразбаева, «автоматически увеличило бы глубину переработки с нынешних 60 до 80 процентов, и решило проблему с мазутом».

- Проект был рассчитан на то, что завод будет получать как минимум 1 миллион тонн тенгизской или же аналогичной по качеству нефти, — объяснил директор департамента нефтепереработки «Торгового дома «КазМунайГаз» Олег Лызлов.

Но «Тенгизшевройл» согласился поставлять свою нефть на АНПЗ только по мировым ценам, минусуя дорожные расходы. Но даже $35 за баррель не выгодно для АНПЗ. Продукция от такой нефти выходит в три раза дороже той, которую он сможет продать.

Можно было направить в АНПЗ нефть из объемов, выплачиваемых недропользователем в виде натуральных роялти, но схема оказалась слишком сложной и от нее отказались.

Не получился и вариант с кашаганской нефтью: инвесторы на несколько лет отодвинули начало добычи углеводородов на Северном Каспии. Хотя и тут нет гарантий, что, когда месторождение заработает, консорциум согласится поставлять в АНПЗ дешевую нефть.

Во-вторых, инициаторы реконструкции рассчитывали, что в стране проведут либерализацию цен на ГСМ. Они полагали, что в Казахстане начнут продавать бензин примерно по 3 евро (!) за литр, как это происходит в Европе.

- Сейчас мы и не надеемся на то, что будет проведена либерализация цен. Нас все устраивает. Завод может и небольшую, но все же имеет определенную прибыль, — спокоен главный инженер АНПЗ г-н Уразбаев, «забывая» при этом и о накопившемся на складах мазуте, и о непогашенном кредите.

Стоит ли бензин этой выделки?

Тем временем АНПЗ в течение ближайших 10 лет нужно ежегодно выплачивать $34 млн. И, как нам стало известно, нынешней весной, после трех зимних кризисных месяцев, завод сам не смог оплатить по ссуде, покрыть эти расходы пришлось КМГ.

Как видим, перед Минэнерго и ФНБ «Самрук-Казына» стоит непростая задача. С одной стороны, очевидно, что нужно вкладывать в нефтехимию, увеличивать долю отечественного бензина на внутреннем рынке, вытесняя российских производителей, с другой — разумно ли накапливать огромные долги? На ФНБ и так уже висит долг в $16 млрд. Да и отдачи от вложенных средств до сих пор не видно.

- В идеале государство должно было вкладывать эти средства в нефтехимию еще года 2—3 назад, когда деньги от продажи нефти лились рекой, а не загонять их в Нацфонд. Теперь же их вытаскивают оттуда в пожарном порядке, закрывая дыры в бюджете, — сожалеет председатель Центра анализа и прогнозирования Малик Исабеков. — Нефтехимические проекты для нас очень актуальны. Добыча нефти в стране растет, в 2008-м произвели 70 миллионов тонн нефти. Но без углубленной переработки мы просто теряем хорошую прибыль. Другое дело, что «КазМунайГаз» — одна из непрозрачных компаний. Нет гарантий, что проект не окажется провальным и очередная сумма государственных денег не будет потрачена впустую.

Полностью присоединяемся к мнению эксперта. Пока нет должного контроля со стороны общественности, угроза наступить на те же грабли будет гораздо вероятнее радужных перспектив и планируемых прибылей.

0 коммент.:

Отправить комментарий