09.06.2009

Первый зерновой комом


Автор: Алан ХУРУМОВ

Сразу после 13-го Международного экономического форума (ПМЭФ-2009) на площадках выставочного комплекса «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге прошел Первый Всемирный зерновой форум (ВЗФ). Мероприятия оказались похожи местом проведения и набором участников с обязательным присутствием первых лиц российской политики. В остальном же отличались как день и ночь.
More...
ПМЭФ проходил при скверной погоде, но оказался эффективным - Россия смогла повысить свое реноме в глазах Европы и Запада и договориться о скорейшем вхождении в ВТО. ВЗФ, напротив, состоялся при хорошей погоде, но на качестве переговоров это не отразилось. Зерновой форум обозначил проблемы, но не разработал конкретных рекомендаций по их решению.

Медлить себе дороже

Как ожидалось, одной из центральных тем ВЗФ стало создание зернового пула стран Причерноморья - России, Украины и Казахстана. О том, что крупнейшим игрокам на мировом зерновом рынке из числа бывших советских республик такая организация жизненно необходима, не заявлял только ленивый. А уж представители стран-участников говорили об этом непрестанно.

Недавно назначенная глава российского Минсельхоза Елена Скрынник в ходе конференции заявила, что Москва, Астана и Киев должны совместно координировать усилия по экспансии на мировом рынке. Это, по словам министра, позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, снизить волатильность цен на мировом рынке зерна и их зависимость от спекулятивных факторов. Во-вторых, создать механизм совместного управления зерновыми запасами. По мнению министра, это может стать первым шагом в формировании глобального фонда зерна и прообразом системы управления резервами продовольствия - своеобразного «зернового ОПЕК».

В-третьих, пул позволит совместно создать зерновую инфраструктуру, ориентированную на поставки зерна как на внутренние рынки участников, так и на экспорт. Министр подчеркнула, что на фоне кризиса медлить нельзя, иначе Россия, Казахстан и Украина рискуют лишиться завоеванных позиций. Вполне значительных позиций, надо отметить. «Объемы экспорта пшеницы из трех стран СНГ - Казахстана, России и Украины - составляют 24% мирового объема торговли пшеницей, - заявила министр. - При этом текущий лидер рынка - США - имеет долю лишь в 20%».

По словам Елены Скрынник, еще в 2000 году Соединенные Штаты контролировали 28% рынка. Также за последние годы сдали свои позиции Канада (с 17% до 14%) и Австралия (с 16% до 13%). Удержаться удалось лишь странам ЕС - их доля, как и прежде, составляет 15%.

«Одной из причин снижения доли на мировом рынке торговли зерном традиционных стран-экспортеров стала агрессивная политика Казахстана, России и Украины», - считает российский министр. - Доля наших стран на мировом рынке торговли пшеницей с 2000 года увеличилась с 6 до 24%. Максимальный рост был достигнут в России - с 1 до 14%. Доля Украины увеличилась с 1 до 5%, Казахстана - с 4 до 5%». По ее мнению, в ближайшие 10—15 лет объем российского экспорта зерна возможно довести до 40—50 миллионов тонн в год. Это увеличит долю России на мировом рынке до 20%, а совокупный экспорт России и ведущих производителей пшеницы из стран СНГ составит 30—35%.

Приоритет у России

О необходимости координировать действия на рынке зерна заявил и министр аграрной политики Украины Юрий Мельник. При этом он подчеркнул, что необходимо найти такую форму, чтобы учитывались экономические интересы не только трех государств, но и компаний-производителей.

«Мы такую форму обязательно найдем, - оптимистично заявил чиновник. - Мы ищем ее полтора года. Уже провели несколько заседаний в России, Казахстане и Украине».

Министр подчеркнул, что для достижения цели необходимо развивать государственные компании. В России такая структура есть - «Объединенная зерновая компания», созданная для модернизации существующей зерновой инфраструктуры и создания новых экспортных мощностей. По словам Мельника, похожая компания есть и на Украине, однако она не так развита, как российская. Впрочем, как заявила глава Минсельхоза РФ, Москва готова на базе ОЗК создать «инфраструктурный коридор», который позволит объединить усилия трех стран в экспорте зерна.

Г-н Мельник считает, что при создании пула следует держать в поле зрения сильные и слабые стороны его участников. «К примеру, у Украины есть прерогатива по отгрузке зерна, потому что она имеет несколько глубоководных портов, но есть проигрышный момент - высокая себестоимость самого зерна. В производственной составляющей - приоритет у России», - отметил чиновник.

Слабая сторона Казахстана - логистика. По словам присутствовавшего на форуме казахстанского замминистра сельского хозяйства Армана Евниева, именно высокие тарифы на перевозку не позволяют полностью реализовать экспортный потенциал республики. Сегодня тариф на перевозку зерна составляет около $50 за тонну. «Наш рынок не готов отдавать такую сумму», - отмечает замминистра. По его мнению, создание Причерноморского зернового пула позволит сократить транспортные издержки и ввести систему замещения зерна между партнерами.

Но у зерновой отрасли республики есть и сильные стороны. По словам Евниева, основное преимущество Казахстана при включении в зерновой пул заключается в качестве зерна — 70% производства в отрасли приходится на высококачественную продовольственную пшеницу.

Экспортные успехи зерновой отрасли Казахстана довольно скромны. За восемь лет страна увеличила свою долю на мировом рынке лишь на 1%. Но динамика растет: в прошлом сезоне Казахстан экспортировал лишь 4 миллона тонн зерна. В нынешнем - в два раза больше. По словам Евниева, республика увеличила посевные площади на 700 тысяч гектаров, и теперь ждет роста урожая зерновых.

«В прошлом году было собрано 16,5 миллионов тонн зерна. У нас позитивные прогнозы, мы серьезно обновили автопарк, все технические вопросы решены. Пока все складывается так, что в этом году зерна собрано будет больше, чем в прошлом. Будем надеяться на это», - заявил Арман Евниев.

При условии включения в пул Казахстан согласен взять на себя повышенные обязательства. «Мы планируем довести производство зерновых до 20 миллионов тонн ежегодно, что позволит поставлять на экспорт 10 миллионов тонн зерна», - пообещал Евниев.

Поговорили и успокоились

Но, несмотря на очевидные выгоды создания пула, никаких важных документов по этому поводу на форуме подписано не было. По словам председателя правительства России Виктора Зубкова, создание пула пока пребывает на стадии устных заявлений.

«Хотелось бы, чтобы это было оформлено в виде конкретных предложений», - резюмировал вице-премьер, подчеркнув, что как только они начнут поступать, соответствующие министерства и ведомства их рассмотрят. «Пока нет концепции и стратегии, сложно говорить о механизмах создания такой организации, - отметил Виктор Зубков. - Как только эта тема будет скоординирована и оформлена, будет сформирован и перечень вопросов, которыми займется пул».

Впрочем, участников будущего пула отсутствие более-менее внятной концепции не смущает. По мнению министра аграрной политики Украины Юрия Мельника, пул может быть сформирован уже к концу 2009 года. По его словам, межгосударственная рабочая группа в течение года работала над подготовкой основных принципов создания координирующего центра по совместным действиям на рынке зерна стран Причерноморского региона.

«Сегодня нет неизвестных, по которым нельзя было бы принять решение. Я думаю, что эту тему уже можно обсуждать на самом высоком уровне», - отметил министр и предположил, что вопрос о фактическом создании пула «может быть поставлен на рассмотрение уже на следующем заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества на уровне глав правительств, которое планируется провести в сентябре 2009 года в Киеве».

Меняем землю на либерализацию торговли

Вообще ВЗФ, как и ПМЭФ, прошел под лозунгом «бизнесмены всех стран объединяйтесь». На обоих форумах тема либерализации торговли и устранения барьеров между странами звучала лейтмотивом. Другое дело, насколько далеко каждая конкретная страна готова зайти в этом своем экономическом панибратстве.

К примеру, Россия, по словам вице-премьера правительства Виктора Зубкова, не исключает возможности участия иностранных игроков в освоении своих земель. Правда, речь идет о совместных предприятиях. Россия в этом смысле пошла по стопам Казахстана. Замминистра сельского хозяйства Арман Евниев меньше месяца назад заявлял, что Казахстан готов предоставить в распоряжение иностранных инвесторов земли сельскохозяйственного назначения, на которые, по его словам, уже есть покупатели.

Жертвуя национальной землей, чиновники из стран постсоветского пространства ждут ответных шагов и со стороны иностранцев. Выступая на зерновом форуме в Санкт-Петербурге, Виктор Зубков подчеркнул, что в нынешних экономических реалиях необходима либерализация торговли зерном и разработка подходов к обеспечению стабильности мирового рынка зерна.

«В условиях кризиса назрела необходимость устранения излишних барьеров в мировой торговле зерном, согласования подходов по гармонизации мер государственной поддержки производства и экспорта зерна», - отметил председатель российского правительства. По его словам, участникам зернового рынка необходимо сосредоточить усилия на вопросах координации мировой торговли зерном.

А деятельность таких структур ООН, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО ООН) и Всемирная продовольственная программа, по мнению Виктора Зубкова, нуждаются в модернизации.

«Депортация» из Египта

В том, что первый вице-премьер России уделил так много внимания проблеме барьеров в международной торговле зерном, нет ничего удивительного. ВЗФ - первое мероприятие такого уровня в России и в мире.

Напомним, что провести его предложил президент России Дмитрий Медведев в июле 2008 года на саммите в Японии. И понятно, что подобный проект должен был принести стране-инициатору серьезные политические дивиденды. Однако в последний момент вмешался случай: 13 мая прокуратура Египта арестовала 52,5 тысяч тонн российской пшеницы. Поводом стали жалобы депутатов, представивших данные о том, что в зернохранилища трех южных египетских провинций поступила некачественная пшеница из России. Депутаты утверждали, что в зерне превышена допустимая норма содержания насекомых, вредных семян и трав.

Позже министерство здравоохранения Египта заявило, что российская пшеница, поставленная на египетский рынок, полностью соответствует всем требованиям и пригодна для потребления в пищу. Тем не менее, генпрокурор Египта поручил вывезти из страны партию закупленной в России пшеницы и возместить государству ее стоимость — $9,6 миллионов. Эта информация пришла буквально в дни проведения Первого Всемирного зернового форума.

Вице-премьер России Виктор Зубков по этому поводу заявил прессе, что считает задержание российских судов с зерном инсинуациями египетских властей. «Мы отправляем только качественное зерно», - заявил вице-премьер. А в российской прессе появились предположения, что инцидент может быть связан с переделом рынка египетскими посредниками. Дело в том, что на местном рынке американская пшеница конкурирует с российской.

Возможно, в скором времени инцидент будет исчерпан. Однако сообщение о «депортации» из Египта партии российской пшеницы, поступившее в самый разгар форума, не могло не омрачить настроение организаторам мероприятия. Отсюда и акцент на теме глобальной продовольственной безопасности и создания эффективных институтов по ее обеспечению.

Ударить форумом по мировому голоду

Зерновых проблем накануне проведения ВЗФ у России было множество. Во-первых, отказ ряда импортеров зерна делать закупки в ожидании нового урожая. Как уже неоднократно рассказывала «Республика», для России это болезненный момент, поскольку ей нужно распродавать крупнейший за последние 15 лет прошлогодний урожай зерна при явной нехватке элеваторных мощностей.

Во-вторых, неожиданно возникшие проблемы с Египтом, являющимся, кстати сказать, крупнейшим в мире импортером пшеницы. Россия, например, обеспечивает 50% потребностей Египта в зерне и в 2008 году продала ему пшеницы на $700 млн.

Но выступая на открытии форума, президент России обозначил и ряд новых проблем, таких, например, как производство биоэтанола из зерна, которое приводит к удорожанию последнего. Он даже провел взаимосвязь между вопросами продовольственной безопасности и сохранения стабильности в различных регионах мира, заявив, что финансовый, продовольственный и энергетический кризисы вытекают один из другого.

Более того, Дмитрий Медведев коснулся проблемы мирового голода, напомнив, что каждые пять секунд на нашей планете от голода умирает один ребенок, и призывая достучаться до тех частей мира, где эту проблему пока не считают самой актуальной.

Одним словом, вопросов на повестке дня было намечено много, однако ни один из них не был решен. Можно, конечно, возразить, что форум как таковой созывается не для подписания конкретных договоренностей и контрактов - для этого существуют отдельные встречи представителей бизнеса или глав правительств. И, тем не менее, существует такая категория, как результат форума. Экономический форум, проходивший на той же площадке и в те же дни, что и зерновой, такие результаты явил - было принято принципиальное решение о ближайшем вступлении России в ВТО. А вот зерновому похвастать нечем.

Создание пула экспортеров Причерноморья визуально не продвинулось ни на йоту. Вопросы продовольственной безопасности, поднятые представителями российской политической элиты, так и остались висеть в воздухе. Будут ли в ближайшее время реформированы продовольственные структуры ООН - тоже большой вопрос. Хотелось бы написать, что после проведения зернового форума дети от голода начнут умирать реже, да только есть и на этот счет большие сомнения.

0 коммент.:

Отправить комментарий