10.06.2009

General Motors воскреснет?


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Трагическая смерть американского автогиганта General Motors стала потрясением для многих американцев. Но, как известно, «любой конец – это начало». Многие экономисты задумались над тем, что можно сделать с оставшимися бесхозными заводами, фабриками и исследовательскими лабораториями GM. И решили – воскресить GM через расчленение.
More...
Эти печальные строки ложатся на лист бумаги всего через пару дней после того, как после продолжительной тяжелой болезни ушел из жизни супергигант американской автопромышленности концерн General Motors. Результаты вскрытия огласил президент США: смерть наступила в результате экономических повреждений, несовместимых с жизнью. Траурной колонной выстроились у гроба покойного родные и близкие во Флинте, штат Мичиган, — городе, где когда-то родился на свет бойкий младенец, которому суждено было стать крупнейшим автостроителем Америки. Им плохо и одиноко без усопшего — почти половина домов и магазинов стоят покинутыми, оставшиеся в городе жители совершенно не представляют, что ждет их в будущем.

Есть все-таки в ситуации некоторая трагическая ирония: фирма, которая изобрела и ввела в обиход лукавую производственную стратегию под звучным названием «запланированная обсолесценция» (GM первой стала выпускать автомобили, которые быстро изнашивались, и потребитель был вынужден через пару лет покупать новое авто), износилась и умерла первой из подобных ей компаний.

Но кто виноват в столь печальном финале автогиганта? Финансовый кризис? Вряд ли. К смерти концерн привела стратегия руководства, которая, казалось, заключается исключительно в том, чтобы наделать как можно больше глупостей. Например, GM категорически отказывался производить экономичные автомобили, предпочитая гнать с конвейера монстров, которых не зря в народе прозвали «бензиноедами» (еле спасшийся «Опель» и покойный «Сааб» не в счет, они всегда были «золушками», нелюбимыми и заброшенными падчерицами американской мачехи). Небольшой расход топлива, по возможности безопасные и удобные в вождении и, желательно, не ломающиеся уже через два года машины всегда были чужды покойному.

GM прилюдно попирал ногами (или, если хотите — давил колесами) любые поползновения ввести экологические нормы и нормы безопасности. Менеджеры GM не раз при всем честном народе высмеивали японские и немецкие «таратайки для бедноты» — машины, которые стали тем временем своего рода золотым стандартом для покупателей во всем мире.

Кроме того, «капитаны» GM ухитрились рассориться с собственным рабочим классом: тысячи сотрудников год за годом оказывались на улице только потому, что возникала краткосрочная необходимость «оптимизировать» доходы фирмы.

Далее, начиная с 80-х годов, когда GM «поймал волну» и стал наращивать прибыли, основные рабочие места компании «перекочевали» из Америки в Мексику и в другие страны с дешевой рабочей силой. А десятки тысяч тяжело зарабатывающих свой хлеб американских работяг потеряли средства к существованию. Подобную стратегию трудно назвать мудрой, потому что, даже несмотря на мировое признание, GM по-прежнему оставался концерном, ориентированным, в первую очередь, на американский рынок. А кто должен был покупать его продукцию, если в кармане оставшихся без работы рабочих пусто?

В общем, результат оказался вполне закономерным и сегодня американский народ скорбит над могилой General Motors.

Есть ли способ воскресить GM? Да! Воскрешение через расчленение. Американцы могут вдохнуть жизнь в почившего, если захотят. Причем жизнь новую, насыщенную благими делами и не замутненную дымом коптящих труб. Например, на заводах можно производить альтернативные виды двигателей, столь необходимых измученному глобальным потеплением миру.

И это чудо под силу президенту США Бараку Обаме, бескомпромиссно включившемуся в борьбу за чистоту американской окружающей среды — зеленый кактус над руслом пересохшей тысячи лет назад речки в пустынном штате Техас дорог ему не понаслышке, он искренне желает сохранить для потомства богатство природы США в первозданном виде. Но пока почему-то всерьез намерен «воскресить» труп General Motors исключительно для того, чтобы тот вновь начал делать свои неэкологичные автомобили.

Опомнитесь. Экономичные и качественные технологии производства моторов, альтернативных двигателю внутреннего сгорания, давно существуют. Воспользуйтесь возможностью, превратите заводы GM, оказавшиеся в руках правительства Обамы, в форпосты производства новых автомобилей. Глупо тратить еще $30 млрд только ради того, чтобы опять выпускать все те же авто. Их не покупали до сих пор — почему их вдруг начнут покупать теперь? Из патриотических чувств, назло врагам и кризису? Может, все-таки стоит потратить деньги на сохранение рабочих мест и переоборудование производственных линий под выпуск новой продукции, востребованной миром, но крайне дефицитной?

Иначе оживший труп по имени GM вновь начнет штамповать пожирающие нефть и выплевывающие отраву в атмосферу планеты «шеви» да «кадиллаки» с «хаммерами»! Кстати, по этому поводу было бы уместно напомнить о том, что примерно сто лет назад основатели General Motors убедили ковбоев и индейцев убрать подальше седла и плети и пересесть с мустангов на железных коней. Сегодня пришло время распрощаться с мотором внутреннего сгорания. Он служил долгое время — ну и хватит.

Началось новое столетие, с ним — новая страница истории, а кризис и смерть монстров, убивающих атмосферу, дает шанс опомниться экономике, правительствам, пересмотреть стратегии и приоритеты. Так восплачем же крокодиловыми слезами над могилой General Motors и возрадуемся его возможностям начать новую жизнь!

0 коммент.:

Отправить комментарий