10.06.2009

Жамиля пойдет за Мухтаром?


Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Сотрудники «Казатомпрома» сомневаются, что процветающая еще недавно нацкомпания выживет без Мухтара Джакишева. Его адвокатов Комитет нацбезопасности до сих пор не допускает к арестованному. А супруга «главного обвиняемого» Жамиля Джакишева заявила о давлении на нее со стороны следователей и сама ждет ареста.
More...
«Открытый» процесс по делу Мухтара Джакишева на деле оказался таким лишь наполовину. КНБ действительно «открыл» материалы дела, но... лишь для представителей правящей партии и журналистов главного телеканала страны. Ни защитники (которые, кстати, имеют допуск к работе с госсекретами), ни супруга Жамиля Джакишева (которая по закону имеет право быть общественным защитником) до сих пор не имели возможности встретиться с арестованным. Во вторник они вышли на пресс-конференцию, чтобы рассказать о том, как развиваются события.

Жена пойдет за мужем?

Даже пикетирование СИЗО КНБ столицы не помогло Жамиле Джакишевой встретиться со своим мужем. Зато в отношениях с КНБ у нее наметился явный «прогресс».

- Был единственный звонок, после моего первого визита в Астану. Сотрудники КНБ интересовались, где находится удостоверение личности моего супруга. Ни на какие мои вопросы они не ответили, заявив, что не уполномочены что-либо говорить, — сообщила она на пресс-конференции. — Больше на связь со мной не выходили. Я сама два раза ездила в Астану, два раза ходила в следственный изолятор, сама пыталась связаться с ними. Единственный диалог у нас состоялся 4 июня, когда вышел следователь и начал мне угрожать вызовом на допрос без адвоката.

Сделанное ей «предупреждение» Жамиля Джакишева восприняла как угрозу. Теперь супруга арестованного топ-менеджера опасается, что под благовидным предлогом — уберечь от некой таинственной опасности — спецслужбы просто-напросто попытаются изолировать ее в конспиративной квартире.

Эти опасения разделяет и общественный защитник экс-главы урановой компании, заместитель директора юридического департамента НАК «Казатомпром» Асылхан Дюсембин.

- Это при мне был разговор, — признался он журналистам. — Ей сказали: «Будем допрашивать вас по другому делу».

- Какому?

- Видите, им нужен любой предлог, чтобы завести туда.

- В прессе, кстати, уже звучали косвенные обвинения в адрес некой строительной компании, якобы возглавляемой Жамилей Джакишевой...

- У нее никогда не было никакой строительной компании. Она дизайнер, а не строитель. Поэтому она и боится, что ее все-таки задержат, а потом объявят, что она якобы попросила, чтобы ее «оберегали».

Право на защиту аннулируется?

Пока следователи развлекаются, прессуя супругу арестованного топ-менеджера, защитники Мухтара Джакишева две недели ждут ответа КНБ на свое ходатайство о допуске к материалам дела. Хотя по закону, напомним, ответ должен быть дан в течение трех дней.

Затягивая с ответом, следователи, по утверждению общественного защитника от профсоюза урановой промышленности Асылхана Дюсембина, ссылаются на... нового главу «Казатомпрома» Владимира Школьника, который якобы должен принять решение(!) о допуске к делу.

- Утром 4 июня я, добившись встречи со следователями, спросил, с каких это пор Владимир Школьник обладает полномочиями решать, кого допускать к участию в деле, а кого нет. Мне тут же пообещали дать ответ на запрос о допуске в течение 3 дней. Уже прошло 14 дней, а ответа до сих пор нет. Я требую: дайте мне письменный отказ, чтобы я мог его обжаловать! — заявил Асылхан Дюсембин.

Ситуация действительно странная, неудивительно, что сам г-н Дюсембин предполагает, что кому-то очень сильно не хочется допускать его к делу.

- Официальных доказательств у меня нет, но ко мне просто пришли сотрудники нашей организации и предупредили, что была идея собрать профсоюз, чтобы аннулировать решение профсоюза и отобрать у меня все документы, доверенности, — рассказал «Республике» г-н Дюсембин. — Но поскольку председатель профсоюза сейчас отсутствует, собрание не состоялось и отозвать меня не смогли.

- Получается, что одна из основных проблем — это вы?

- Да, у меня ведь и допуск есть, и все необходимые документы. Но меня не пускают.

- Были ли угрозы со стороны сотрудников КНБ?

- Нет. Со мной очень культурно разговаривают. Впрочем, и со стороны руководства давления на меня не оказывается, потому что с 26 мая я в отпуске. Я был там недавно, встречался с людьми. Все обеспокоены. У сотрудников есть большие сомнения в своей завтрашней судьбе. И вообще люди сомневаются, что «Казатомпром» выживет. Насколько я знаю, на всех предприятиях сейчас проводятся проверки. Говорят также, что Школьник предупредил о сокращении штата и уменьшении зарплаты на 30%.

Такой адвокат КНБ не нужен?

В неприятную ситуацию попал и член Коллегии адвокатов Астаны, адвокат Нурлан Бейсекеев, имеющий форму допуска с грифом «002», которая также позволяет принять участие в «засекреченном» деле. Он также подал ходатайство на защиту Мухтара Джакишева, однако спустя две недели ему было отказано, а сам его допуск был... аннулирован(!).

Действия официальных органов адвокаты квалифицировали как препятствование им в занятии профессиональной деятельностью, что противоречит и ратифицированному Казахстаном Международному пакту о гражданских и политических правах, и действующему в стране уголовно-процессуальному законодательству. Кстати, согласно пакту и УПК каждый обвиняемый и подозреваемый либо его родственники вправе сами пригласить защитника для участия в деле.

- Грубо нарушается право Мухтара Джакишева на защиту и квалифицированную юридическую помощь, что ставит под сомнение вообще законность всего производства по делу, — заявил на пресс-конференции адвокат Данияр Канафин.

Чтобы переломить ситуацию, адвокаты готовы дать подписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, и требуют, чтобы следственные органы не ограничивали их права на участие во всех без исключения уголовных делах.

...Накануне пресс-конференции по телеканалу «Хабар» состоялся показ документального фильма «Криминальный уран», вызвавший у защитников и супруги арестованного шок и недоумение. «Непонятно, если все предается огласке, то почему пресекаются попытки адвокатов», — удивляется Нурлан Бейсекеев. «В фильме Мухтара три раза назвали преступником, хотя даже суда над ним еще не было», — подсчитала Жамиля Джакишева. А правозащитник Евгений Жовтис назвал происходящее манипуляцией общественным мнением со стороны Комитета национальной безопасности.

0 коммент.:

Отправить комментарий