31.07.2009

Седьмая спица в колесе лишняя


Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ

Своеобразно объяснил причину бездействия Фонда стрессовых активов (ФСА) председатель казахстанского Национального банка Григорий Марченко в эфире программы «Диалог» на российском телеканале РБК. По его мнению, ФСА не выкупает сомнительные кредиты банков по причине их возможного обесценивания. Но зачем тогда вообще был создан этот фонд?
More...
«Мертворожденный ребенок» — только так можно охарактеризовать нынешнее состояние Фонда стрессовых активов. Хотя, помнится, год назад на реализацию этой идеи казахстанские власти возлагали очень большие надежды. По крайней мере, создание ФСА должно было решить вопрос с проблемными активами банков второго уровня, а заодно снять напряжение в строительном секторе.

Ты помнишь, как все начиналось?

Напомним, что первые предложения по созданию Фонда стрессовых активов по поручению президента были озвучены еще в июле прошлого года премьер-министром Каримом Масимовым. Глава кабмина поручил министерствам финансов, экономики и бюджетного планирования, а также юстиции совместно с Национальным банком и Агентством по финансовому надзору рассмотреть возможность создания фонда стрессовых активов. И уже 1 ноября прошлого года правительство приняло постановление о его создании.

ФСА сразу же был включен в план совместных действий правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 — 2010 годы. По мнению Министерства финансов, главной целью фонда должно было стать обеспечение стабильности финансовой системы путем улучшения качества активов банков и повышения доверия инвесторов к банковскому сектору.

Создаваемый фонд должен был заниматься скупкой с дисконтом проблемных активов в банковском секторе республики, прежде всего кредитов, обеспеченных недвижимостью. Дисконт от стоимости активов, выкупаемых ФСА, предполагалось установить на уровне 10%. Для этой цели планировался выпуск ценных бумаг, привязанных к его портфелю активов, объем которых должен был зависеть от качества активов фонда. Предполагалось, что на его капитализацию из бюджетов 2008 — 2009 годов будет направлено 120 млрд тенге. Помимо этого еще планировалось привлечь средства с рынка — в виде частных инвестиций.

Однако далее события развивались по не совсем понятному сценарию.

Келимбетов — «за», Жамишев — «против»

После избрания органов управления фонда, набора штата и внесения в уставный капитал первых 70 млрд тенге (деньги были размещены на расчетных и депозитных счетах), было заявлено о начале переговоров с банками, привлечены зарубежные консультанты. Ожидалось, что фонд начнет активно функционировать уже с начала этого года.

В частности, планировалось, что в течение первых двух месяцев ФСА займется выработкой механизма передачи активов БВУ, согласованием списков банков-партнеров, оценкой их активов и выпуском нот, а также проработкой механизмов участия фонда в выкупе проблемных ипотечных кредитов.

13 января текущего года на правительственном заседании министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов сообщил, что презентация концепции фонда запланирована на Совете экономической политики 20 января. Одновременно с этим председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов рассказал, что уже в начале февраля ФСА проведет первые аукционы по выкупу пулов кредитов, находящихся под стрессом. Но прошло два месяца, и 27 марта тот же г-н Султанов заявил о том, что в связи с перераспределением в уточненном республиканском бюджете на нынешний год средств на докапитализацию на

50 млрд тенге уставного капитала фонда не предусмотрено.

Министр финансов Болат Жамишев, выступая 13 апреля этого года на правительственном часе в Мажилисе, вообще засомневался в целесообразности действий фонда после входа государства в капитал банков, поскольку потеряна «объективная основа для оценки приобретаемых активов».

- Правительство, инициируя создание фонда стрессовых активов, на тот момент не ориентировалось на то, что будет заходить в капитал системообразующих банков. Концепция Фонда стрессовых активов направлена была на реагирование на ситуации, связанные с ухудшением качества ссудного портфеля банков, — сказал он. — Зайдя в уставный капитал банков, правительство столкнулось с ситуацией, когда возник риск возможности неэффективного использования средств Фонда стрессовых активов.

При этом Кайрат Келимбетов заметил, что Фонд стрессовых активов начнет работать, но уже во втором полугодии. По всей видимости, именно бездействие фонда заинтересовало Счетный комитет, который 21 мая распространил следующую информацию: поступившие в ФСА 70 млрд тенге с декабря 2008 года по март 2009 года не использовались по причине несвоевременной разработки нормативно-правовых актов. Возбужденные такой безалаберностью депутаты Мажилиса даже потребовали вернуть эти деньги назад в бюджет, а сам фонд закрыть за ненадобностью.

Марченко расставил точки над «i»

«По концепции фонда окончательной ясности нет», — признался в начале июня председатель Национального банка Григорий Марченко, и, в конце концов, выступая в эфире программы «Диалог» на телеканале РБК, поставил крест на жизнедеятельности так и не начавшего работу фонда. По его словам, ФСА не выкупает сомнительные кредиты казахстанских БВУ по причине их возможного обесценивания.

- Ключевой вопрос — вопрос оценки. Каких независимых «семи пядей во лбу» оценщиков ни найдешь, — объяснял свою позицию Григорий Марченко, — потом кто-нибудь, в том числе товарищи из правоохранительных органов, скажет: почему вы потратили бюджетные деньги на выкуп активов по такой цене, хотя на самом деле эти активы стоят дешевле, как выяснится через год-два. И доказывать, что в момент принятия решения никто не имел никакого умысла, все делалось абсолютно честно и прозрачно, будет сложно.

Именно данный факт, утверждает руководитель Нацбанка, является главной причиной бездействия ФСА и в других странах.

Не правда ли, интересная ситуация? Еще год назад Министерство финансов убедительно заверяло казахстанцев в том, что создаваемый фонд будет осуществлять покупку и управление стрессовыми активами — то есть теми активами, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов подвержены существенным рискам. А уже сегодня г-н Марченко невозмутимо заявляет, что именно это самое обесценение является главным препоном для выкупа проблемных кредитов. На удивление противоречивая логика у наших чиновников. Или причины все-таки в чем-то другом?

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №28 (163) от 31 июля 2009 года

1 коммент.:

Asia Economics комментирует...

Взаимоотношения между Москвой и Пекином

Источник: Asia Economic Institute (www.asiaecon.org)

В 2010 году Россия начнет поставки сырой нефти в Китай через первый в стране трубопровод, ведующий в Азию. Эти поставки удовлетворят примерно четыре процента от годового спроса Китая в сырой нефти. Китай нуждается в минеральных ресурсах России, точно также как и для России выгодно диверсифецировать покупателей в виду нарастающего напряжения с основными Европейскими партнерами.

Российский газовый гигант «Газпром» собирается провести в Китай трубопровод. В 2006 году представители этой компании заявили о намереньях построить два главных трубопровода в Китай, но этот проект был приостановлен из-за возникших разногласий относительно цены за газ между сторонами.

Китайская государственная компания «Синопек групп» имеет многомиллионные инвестиции в крупнейшей российской нефтедобывающей компании «Роснефть». Также «Синопек групп» совместно руководит компанией «Сибирь Удмурт Нефть» и также разделяет нефтяное месторождение «Сахалин — 3 Венинск» на Тихоокеанском побережье России.

В 2006 году Китайский «CNPC» и Российская «Роснефть» договорились построить нефтеперерабатывающий завод объемом 200, 000 барелей в день и совместно управлять более чем 300 заправочными станциями. Портовый город Тянджин, недалеко от Пекина, был выбран как место для строительства завода.

Уполномоченные представители крупнейшей в Китае энергетической компании «State Grid» заявили о завершении переговоров с Россией о долгосрочном соглашении на поставку энергоресурсов. Согласно данному договору, Россия поставит 3.6-4.3 миллиарда кВт энергии в Китай в период с 2008 — по 2010 годы, 18 миллиардов кВт с 2010-2015 и 60 миллиардов позднее.

Вице-президент «State Grid» Шу Янбиао ранее заявил, что кроме России компания также ведет переговоры об импорте энергоресурсов с такими странами как Монголия.

В середине 90-х Москва и Пекин обсуждали идею проекта строительства энергопередающей линии из Сибирского города Иркутск в Китай. Однако, переговоры закончились неудачно из-за разногласий в цене. Затем проект был отложен ввиду финансового кризиса, когда спрос на энергоресурсы был невелик.

Однако, сейчас для Китая стало былее выгодно покупать электроэнергию из России для удовлетворения своих быстрорастущих потребностей.

Согласно словам министра энергетики Китая, потребность в энергии возростет на 5 процентов в Китае в 2009 году.

Ввиду экономического кризиса, поставки энергоресурсов в Китай должны только увеличиться из-за ослабшего спроса внутри страны.

Российские СМИ заявляют, что из-за экономического кризиса потребление электроэнергии внутри страны снизится на 4.5 процентов в 2009 году, следовательно Российские энергетические компании будут вынуждены уделять большее внимание экспорту энергоресурсов.

Товарооборот между двумя странами увеличился на 38.6 процентов за последний год и достиг 55.9 миллиардов долларов. Китай является вторым по величине торговым партрером для России уступая только лишь Европейскому Союзу.

Китай и Россия заявляют о том, что намереваются увеличить объемы совместной торговли до 60-80 миллиардов долларов к 2010 году.

Источник: Asia Economic Institute (www.asiaecon.org)

Директор, основатель, Raymond Mobrez, более 20 лет работы в финансовом секторе.

Отправить комментарий