18.09.2009

Невиновность уже доказана?!


Автор: Нурлан ИСКАКОВ

«Все мои действия были направлены на решение поручений главы государства и правительства», – заявил сегодня экс-министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков. Сегодня главный обвиняемый по громкому делу экологов сказал свое последнее слово. Мы решили опубликовать его речь перед судом без сокращений.
More...
"Ваша честь! Уважаемые участники процесса!

Прежде чем перейти к своему выступлению, по существу хотелось бы отметить, что 14 января 2009 года я был на приеме у главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, где полностью доложил по всем обстоятельствам рассматриваемого дела. Тогда глава государства выразил мне доверие, сказал, что мне верит, и это доверие мне дает надежду, что и уважаемый суд также поймет и правильно даст оценку моим показаниям.

Хочу также отметить, что в моем становлении как личности, как гражданина нашей страны огромную роль сыграл именно президент нашей страны, который на протяжении свыше 15 лет оказывал мне доверие, давал направление. Все мои назначения на ответственные посты — как работа в Администрации президента, министра охраны окружающей среды РК — лично я связываю только с первым президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Приводя все эти факты, я не преследую какую-либо цель, а просто хочу констатировать, что я не могу и не имею права не оправдать это высокое доверие главы государства, и в настоящее время я также с ответственностью отношусь и к своему выступлению.

Мне, как бывшему министру охраны окружающей среды, предъявлено обвинение в том, что в 2006—2008 годы организовал и совершил хищение, злоупотребление своими служебными полномочиями из корыстных побуждений.

Вначале своего выступления хочу еще раз подтвердить, что я никаких преступлений не совершал и органом обвинения доказательств не добыто. Все мои действия на посту министра совершены исключительно в рамках действующего законодательства, изданные мной приказы действуют, никем не отменены, что является свидетельством правильности принятия решений по данному проекту.

Известно, что на меня, как на члена правительства, согласно Положению о Министерстве охраны окружающей среды РК, утвержденному постановлением правительства, возложено исполнение стратегических задач, в первую очередь — организация работы, определение основных направлений развития отрасли, совершенствование экологического законодательства в рамках принятых обязательств Казахстана на международном уровне.

Эти и другие очень важные задачи, мне, как министру, были определены поручениями главы нашего государства при назначении меня 3 апреля 2006 года на указанную должность. Это для меня очень высокое доверие, оказанное первым президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

За 2006—2009 годы нами, в рамках выполнения поручения главы нашего государства, удалось разработать и принять очень важные документы в области экологии, такие как первый в СНГ Экологический кодекс, Национальный атлас РК, атлас Турана, «Концепция устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу», «Стратегия возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии» и др.

Ратифицированы очень важные для нашей страны конвенции и соглашения, такие как Стокгольмская конвенция по стойким органическим загрязнениям, Роттердамская конвенция по опасным химическим веществам, Киотский протокол. Впервые в Центральной Азии внесены в список всемирного наследия Коргалжинский и Наурузумский природные заповедники.

Я привел лишь основные стратегические документы, с которыми как министр занимался в 2006—2009 годы, исполняя свои служебные обязанности.

В рамках Положения о министерстве (кстати, которое не приобщено к уголовному делу?!), я, как и все мои коллеги-министры, занимался, прежде всего, организацией работы ведомства, осуществлял общий контроль за исполнением поручений президента и правительства, в том числе обеспечивая преемственность принятых ранее решений вышестоящего руководства.

Что касается данного проекта — утилизации конденсаторов, относящихся к опасным отходам (класс стойких органических загрязнителей), разрешите остановиться коротко, все это достаточно хорошо представлено в материалах 33-томного уголовного дела.

Очевидно, что вопрос утилизации за счет бюджетных средств обсуждался не в 2006 г., а раньше, с момента передачи объекта «Дарьял-У», как бывшего военного полигона, в собственность ТОО «Меркурий плюс» еще в 2003 году РГП «Казспецэкспорт» и Минобороны РК. В 2004 году после обнаружения более 10 тыс. конденсаторов на объекте Карагандинским музеем экологии определенная работа проведена в этом направлении госорганами в Карагандинской области, с выездом на место. Была начата разработка документов, мероприятий по безопасному хранению и утилизации данных отходов, так как нависла реальная угроза над экологическим состоянием озера Балхаш.

Исчерпывающие и основные решения были приняты госорганами и в целом правительством в 2005 году по инициативе депутатов Мажилиса. Вся хронология более подробно представлена в материалах уголовного дела, особенно вещественными доказательствами, изъятыми в министерствах экономики и охраны окружающей среды. Из них видно, что я не мог спланировать и организовать преступления в 2006 г., так как способ из одного источника, все решения по данному проекту были приняты в 2005 году, когда я не работал в МООС!

Разрешите не останавливаться подробно на этом, так как это обсуждалось более обстоятельно в судебном разбирательстве и достаточно было представлено моими защитниками и свидетелями как обвинения, так и защиты. Также в моем выступлении на допросе, я приложил все документы в протокол.

Напомню только некоторые решения, бесспорно доказывающие необоснованность доводов гособвинения.

В 2005 году, сразу после запроса депутатов Мажилиса 2 февраля 2005 г. на имя премьер-министра, проведен ряд совещаний, практически с участием всех заинтересованных ведомств как в правительстве (5 апреля), так и в МООС (18 августа), с участием руководства ТОО «Меркурий плюс», разработано ТЭО проекта, которое рассмотрено госорганами, даны отраслевые экспертные заключения, в том числе экологическое заключение (29 ноября), внесены в правительство предложения о необходимости решения экологической проблемы за счет бюджетных средств. В целом в 2005 году принято конкретное коллегиальное правительственное решение по утилизации конденсаторов из бюджетных средств с участием ТОО «Меркурий плюс».

В 2006 году была продолжена работа в реализации решения правительства 2005 года.

Что сделано, какие действия совершены, какие акты приняты мною, как министром, касательно данного проекта? Насколько они соответствуют и приняты в нарушение законодательства? Давайте обсудим детально, их немного, касательно проекта «Дарьял-У». В чем причастность министра, каких вопросов касался, каких нет? Мне кажется, надо четко определить причастность министра строго по законодательству, служебным полномочиям, определенным мне законами. Отсюда и будет видно — нарушения есть или нет!
Согласно постановлениям Правительства № 1113 от 16 мая 2004 г. и № 1201 от 08.12.07 я, как министр, отвечал за стратегические вопросы МООС, формирование бюджета, при этом вопросы государственных закупок не входили в компетенцию министра.

Необходимо отметить, что формирование бюджета министерства осуществляется не только по инициативе министра, а, прежде всего, по поручению президента страны, правительства, на основе предложений депутатов, общественности и реестра экологических проблем, утвержденных в министерстве на основе ежегодных экологических слушаний.

Что касается конкретно проекта "Дарьял-У", то по поручению руководителя канцелярии от 11.04.06 г. на запрос депутатов Мажилиса от 06.04.06 г. я направил письмо в правительство с проектом ответа депутатам от 27.04.06 г. (т. 9, л.д. 170—173), где также указал, что решение проблемы утилизации конденсаторов согласно Гражданскому кодексу должно решаться за счет собственных средств ТОО «Меркурий плюс», а также в рамках ратификации Стокгольмской конвенции о СОЗ. Это подтвердил сотрудник МООС Абуев Н. в ходе судебного разбирательства. Таким образом, я не настаивал на выделении средств из бюджета! Где же моя заинтересованность?

Вместе с тем, по поручению премьер-министра от 13 мая 2006 года о внесении проекта на рассмотрение РБК в соответствии с бюджетным законодательством (не Законом «О государственных закупках»!), по требованиям МЭБП РК согласованы с отраслевыми министерствами, РГП «Госэкспертиза» и внесены на рассмотрение РБК. То есть выделение бюджетных средств правительством было основано на коллегиальном решении правительства 2005 г., поручении премьера от 13.05.06 г., и я заведомо не знал и не планировал!

Еще раз хочу отметить, что все документы рассмотрены по требованиям бюджетного законодательства (постановление Правительства № 245 от 18.03.05 г.), которое также органом обвинения не учтено, хотя в тексте практически во всех письмах министра 2006 г. ссылка идет как раз во исполнение данного постановления. Вместо этого все допросы, следственные действия и выводы сделаны по требованиям Закона «О государственных закупках». Требования бюджетного законодательства (для РБК) и Закона «О госзакупках» (для тендера и реализации проекта) абсолютно разные!

18 августа 2006 г. РБК одобрила проект утилизации «Дарьял-У» за счет бюджетных средств в размере 1,37 млрд тенге (385 млн в 2007 г., остальное — в 2008 г.), но окончательное решение было принято 24 декабря 2006 г., после согласования в парламенте и утверждения бюджета страны президентом республики.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что все действия министра по данному проекту совершены в рамках формирования бюджета МООС, наряду с другими инвестпроектами, внесенными на РБК в 2006 году, то есть реализация проекта, которая начата в 2007 году, не входит в компетенцию министра.

Для определения способа из одного источника, согласно закону «О госзакупках», 16 мая 2002 г., исходя из коллегиального решения правительства 2005—2006 гг., было направлено письмо в КФК и ГЗ Минфина. После согласования с КФК и ГЗ, как уполномоченного органа по госзакупкам, 26 февраля 2007 г. был издан приказ о создании конкурсной комиссии по проведению тендера способом из одного источника. При наличии согласования КФК и ГЗ МФ данный приказ абсолютно законный! Этот довод также подтвердил специалист КФК Сарсекенов в суде. Он, в частности, подтвердил, что есть разделение бюджетного законодательства и госзакупки, и второе — способ из одного источника определен правильно.

Далее вся работа по проекту была проведена в рамках государственных закупок, к которому я, как министр, не имел уже отношения, так как у меня не было таких полномочий!

Ваша честь! Уважаемые участники процесса!

Как видно из вышесказанного, где же я превысил свои полномочия? Когда и где организовал и спланировал преступление? Почему решения правительства 2005 г., участие МЭБП РК, как соисполнителя поручения премьер-министра от 13.05.06 г., не учтены и не оценены органом обвинения, хотя материалы и вещественные доказательства приобщены к 9-му тому уголовного дела?

Никаких поручений, тем более устных, противоречащих законодательству, не давал, никаких преступных групп не создавал и преступлений не совершал.

Все действия моих подчиненных исполнялись ими в рамках служебных обязанностей. Никаких корыстных и других личных побуждений у меня не было ни в свою пользу, ни в пользу третьих лиц.

Руководителей ТОО «Меркурий плюс» не знаю, не встречался. Впервые Меньшикова увидел на совещании у меня только после возбуждения уголовного дела в сентябре 2008 г. по вопросу требования зам. председателя финпола от 9.09.08.

Что касается Жайлганова, с ним встречался лишь один раз (19 декабря 2007 г., а не в 2006 г., как указывает орган обвинения!) во время интервью с корреспондентом В. Северным в своем кабинете, все материалы (фото) объекта были представлены Северным. Я воспринимал их обоих журналистами, что подтверждается показаниями в суде пресс-секретаря Султановой А.

Ваша честь! Уважаемые участники процесса!

За время работы в МООС с подчиненными, в том числе с вице-министрами, были исключительно служебные отношения, я им доверял.

Что касается Савицкой Т.А., директора ДАФО, она подчинялась министру по вопросам формирования бюджета, кадровой политики согласно положению МООС, а по вопросам государственных закупок, в том числе реализации проекта в 2007 — вице-министрам, в 2008 — ответсекретарю. У меня отношения с ней были исключительно служебные, как и с другими директорами министерства. В соответствии с бюджетным законодательством и должностной инструкцией директора ДАФО, приказом от 29.01.07 г. мной денежные средства МООС вверены директору ДАФО Савицкой Т., этим же приказом также были вверены подписания договоров от имени МООС. Такая практика существовала до меня, и после с 2008 г. — все вопросы бюджета вверены ответсекретарю. Таким образом, мне, как и другим министрам, денежные средства не были вверены. Поэтому о каком хищении может идти речь?

Прошу обратить внимание на то, что проблема утилизации конденсаторов, представляющих экологическую угрозу, обсуждалась на всех уровнях власти РК — как законодательной (парламент), так и исполнительной (правительство), что указывает о наличии контроля со стороны указанных ветвей власти, что само собой исключает организацию и совершение преступления мною по организации преступной группы.

И главное, основная цель проекта — предотвращение угрозы окружающей среде, в том числе озеру Балхаш — достигнута, об этом утвердительно показали свидетели — ученые и другие в судебном процессе. Также это подтверждено выводами комиссии во главе с министром экологии Ашимовым Н.С., посетившей как объект "Дарьял-У" в г. Балхаш-9 и завод по уничтожению «Энвио» в Германии в июне — июле 2009 г.

Недавно глава нашего государства Нурсултан Назарбаев поручил министру ООС до конца года вывезти оставшиеся конденсаторы для уничтожения. Это еще раз подтверждает правильность принятых мною действий по данному проекту.

И в заключение хочу отметить, что все мои действия были направлены на решение поручений главы нашего государства и правительства в строгом соблюдении действующего законодательства, что было подтверждено в ходе судебного разбирательства. Это еще раз доказывает мою невиновность".

0 коммент.:

Отправить комментарий