17.11.2009

Единая воля вместо свободы торговли


Автор: Константин ГРИГОРЬЕВ, Дмитрий КОПТЕВ
 
Лидерам стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества так и не удалось приблизиться к решению вопроса о формировании в регионе зоны свободной торговли. Большинство подписанных документов в Сингапуре носит декларативный характер. Однако эксперты все равно позитивно оценивают итоги встречи.


«Приступать к переговорам по всеобъемлющей Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли можно будет только в подходящих политических условиях, — заявил в первый же день саммита АТЭС премьер-министр Сингапура Ли Сиен Лун. — Лидеры стран АТЭС достигли консенсуса в том, чтобы продолжать наши усилия по поиску этих условий».

Эти слова хорошо звучат, но на самом деле означают одно: никакого прогресса в вопросе формирования зоны свободной торговли в регионе не достигнуто. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что тот же Ли говорил накануне саммита, называя проблему либерализации торгового режима в регионе основным вопросом саммита (подробнее см. материал «АТЭС поместит торговлю в зону»). В итоге обсуждение «основного вопроса» вылилось в заявление, что страны АТЭС «стремятся к 2015 году добиться 25%-го улучшения по пяти ключевым направлениям: простота открытия нового бизнеса, доступность кредита, принуждение к исполнению контрактов, трансграничная торговля и получение разрешений». К 2011 году намечено добиться улучшения на 5%.

Правда, призывы придерживаться положений подписанной в 1994 году Богорской декларации на саммите все же прозвучали. Так, министр коммерции Китая Чен Демин заявил, что развитые страны АТЭС должны «твердо придерживаться намеченного курса на переход к свободной торговле уже в следующем году». Премьер-министр Японии Юкио Хатояма, которого это напрямую касается, выразился в том духе, что развитые страны должны оценить достигнутый прогресс. Результаты этой оценки приведены выше.

Разошлись лидеры и по вопросу о будущем организации. Премьер-министр Австралии Кевин Радд призвал к созданию в 2020 году Азиатско-Тихоокеанского содружества, которое включало бы США и Индию (последняя в АТЭС не входит). Его японский коллега Юкио Хатояма предложил идею некоего Восточно-Азиатского содружества, не уточнив, кто может в него входить.

В итоге основные решения саммита лежат в русле борьбы с кризисом. Главное из них — стимулировать экономику столько, сколько понадобится. В общем, тоже немало. Ведь сегодня участникам глобальных бизнес-процессов как раз не хватает уверенности в том, что правительства будут продолжать стимулировать экономику.

Например, последняя сессия комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США впервые сократила объем проводимой ею монетарной экспансии. ФРС завершила скупку на рынке казначейских облигаций США, а также сократила с $200 млрд до $175 млрд объем планируемых приобретений у инвесторов долга квазигосударственных ипотечных агентств.

Другие страны объявили о еще более решительных действиях. Например, центральные банки Австралии и Норвегии уже начали повышение процентных ставок, европейский Центробанк заявил о намерении отказаться от некоторых операций по вливанию ликвидности, а Банк Англии замедлил темпы выкупа облигаций.

В этих условиях рынки нуждались в поддержке. Игроки хотели быть уверенными в завтрашнем дне. И они получили то, что хотели. Итоговый документ саммита обещает поддержку экономики до тех пор, пока «процесс ее восстановления не приобретет четко выраженный устойчивый характер». В нем также отмечается, что предпринятые энергичные меры для достижения поставленной цели — преодолеть рецессию в течение 18 месяцев — создали основу для экономического оздоровления, однако оно пока не базируется на прочном фундаменте.

«Наиболее значимым позитивным итогом саммита АТЭС в Сингапуре стала договоренность лидеров стран-участниц встречи продолжить политику стимулирования экономики до момента создания базы дальнейшего экономического развития», — сказал «Республике» аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. По его мнению, важно, что определены и вполне конкретные сроки, в течение которых должна быть преодолена рецессия. В результате инвестиционный сегмент получил подтверждение ожидания восстановления экономики, говорит эксперт.

Это уже напрямую отразилось на рынке, свидетельствуют аналитики. «Индикаторы глобальных фондовых индексов получили очередное, вполне приемлемое, основание для дальнейшего ралли», — заметил Фильченков. Азиатские индексы не замедлили ждать. Сводный индекс Азиатско-Тихоокеанского региона сразу после объявления итогов саммита прибавил 0,6%. Китайский Shanghai Composite подскочил на 2,2%, гонконгский Hang Seng — на 1,5%, австралийский ASX — на 1,08%.

Помимо заявлений о поддержке реальной экономики, участники саммита дали понять, что готовы к перестройке мировой финансовой архитектуры. В «Финаме», в частности, указывают на то, что были отвергнуты идеи протекционизма и возведения барьеров, получившие особое распространение в условиях кризиса, и была подтверждена идея открытости торговли.

«Таким образом, несмотря на то, что в целом каких-либо новых идей на саммите практически не прозвучало, встреча продемонстрировала единство международного сообщества», — резюмирует эксперт. Теперь мировое бизнес-сообщество вполне может рассчитывать, что в борьбе с последствиями глобального экономического кризиса правительства будут совершать согласованные действия и при необходимости даже идти на некоторые уступки. Достаточная ли это плата за отказ от свободы торговли? Инвесторы решили, что да.

0 коммент.:

Отправить комментарий