Наверное, у каждой более-менее заметной страны есть свой стереотип восприятия со стороны.
Скажем, когда говорят о Франции, то всплывают образы Эйфелевой башни, Лувра или Версаля. Если о США – то это статуя Свободы, Эмпайр Стейт Билдинг и демократия. В Норвегии это фьорды и селедка. Когда же речь заходит о Турции, то там есть море и богатейшая история.
Согласно сложившимся стереотипам, Турция — это мусульманская страна, где все рассматривается исключительно через призму ислама. На первый взгляд так оно и есть. Повсеместно видны минареты мечетей, число которых только в Стамбуле более полтысячи.
Ведется обучение студентов в многочисленных медресе. Муллы и имамы являются очень уважаемыми членами общества, а большинство граждан Турецкой Республики, как в прошлом их отцы, деды и прадеды, несмотря на великое множество окружающих соблазнов, ежегодно и старательно держат уразу.
Все это, кстати, накладывает и свой отпечаток на отношения Турции с европейскими странами. Франция и Германия, например, всячески препятствуют желанию официального Стамбула вступить в Европейский Союз, мотивируя это как раз фактом популярности ислама в Турецкой Республике.
Ломая устоявшиеся стереотипы
Однако говорить о том, что Турция столь же исламизирована, как, например, ее ближайшие соседи Сирия, Ирак или Иран, ошибочно. Сказывается процесс глобализации и характерная для Турции политика открытых дверей.
Да, медресе там ныне переживают настоящий расцвет. Но это не значит, что будущие имамы учат в них исключительно только арабский язык, Коран, хадисы и шариат. Большое значение, особенно в так называемых светских медресе, придается математике, физике, химии, иностранным языкам и даже истории искусств. Будущий главакакой-нибудь мечети должен быть всесторонне образованным человеком, уметь поддерживать беседу и полемизировать на любую тему.
И это не дань некой моде. Таково требование времени, когда все больше и больше, например, турецких женщин уже не желают днями выстаивать на полях в «сексуальных позах», а, предварительно получив образование, отдают предпочтение карьерному росту.
Результат в буквальном смысле налицо. Сегодня, несмотря на официальную отмену введенного еще Мустафой Кемалем запрета на ношение хиджабов в общественных местах, прекрасная половина Турецкой Республики самоутверждается через европейский стиль одежды, который далеко не всегда соответствует общепринятым канонам ислама.
Более того, турецкие женщины все чаще оказываются на руководящих постах в бизнесе и начинают влиять на политику и общественную жизнь страны. Кстати, как раз бурная политическая жизнь Турции и ломает сложившиеся стереотипы о ней как о стране, где при принятиикаких-либо решений обязательно сверяются с канонами ислама.
Оппозиция не дремлет
В отличие от нашей страны, в Турции, несмотря на доминирующее в настоящий момент положение «Партии справедливости и развития» (чаще всего ее называют сокращенно AK parti), действуют еще шесть политических партий, которые находятся в активной оппозиции сторонникам Гюля и Эрдогана.
При этом лишь одна из них — «Партия национального действия», военное крыло которой известно миру как «Серые волки» — демонстрирует свою привязанность к традиционному исламу, параллельно проповедуя идеи исключительности турецкой нации. Остальные являются сторонниками развитиясоциал-демократических и даже коммунистических отношений.
Причем действует турецкая оппозиция весьма открыто. У всех партий без исключения есть не только свои печатные издания, но и доступ к электронным СМИ. При этом им никто не ставиткакие-либо препоны в распространении информации и проведении акций протеста. Пожалуйста, проводите свои митинги, шествия и пикеты, соблюдайте только общественный порядок. И проводят!
В ходе посещения Стамбула мне довелось лично наблюдать демонстрацию протеста на проспекте Независимости, видимо, организованную сторонниками радикальной социалистической «Партии свободы и солидарности». Несколько десятков серьезных молодых людей, несмотря на наличие огромного числа туристов (проспект Независимости в Стамбуле — пешеходная зона, где расположено множество модных бутиков, кафе и ресторанов), держа в руках плакаты с изображением Че Гевары, выразили свое недовольство идеями предстоящего 12 сентября общенационального референдума.
Спросите, была ли полиция? Была. Некоторые полицейские были даже в бронежилетах и с автоматами в руках. Однако никто не стал хвататьрадикал-социалистов и немедленно тащить в находящийся неподалеку автобус. Как не наблюдалось какой-либо реакции со стороны полиции в момент, когда протестующие легли на мостовую. Все прошло исключительно мирно. Публично выразив свой протест, социалисты разошлись, а вместе с ними исчезли и представители правоохранительных органов.
Range Rover как признак дурного тона
Действия турецкой оппозиции приносят свои плоды, считает представитель Турции в Совете Европейского экономического развития (EEDC) Гюльтекин Ялаз:
- Когда к власти пришла «Партия справедливости и развития», у части турецкого общества были опасения, что страна начнет скатываться назад в прошлое. Тому были свои основания. Партия Гюля и Эрдогана опирается на консервативно настроенный электорат, в основном проживающий в сельской местности. Поэтому риторика лидеров «Партии справедливости и развития» учитывала настроения своих избирателей, отчасти склонных к самоизоляции Турции от общеевропейских и общемировых процессов. К счастью, опасения оказались напрасными. Не последнюю роль в этом сыграла и оппозиция, которая, критикуя действия правящей партии, фактически не позволила ей отойти от демократического развития страны. Сегодня можно уверенно сказать, Турция не только находится на экономическом подъеме, но и проводит социально ответственную внутреннюю политику.
Стоит заметить, что социальная ответственность государства перед своими гражданами хорошо видна на мелочах. Например, в Турции почти нет на дорогах дорогущих джипов и лимузинов, коих немало колесит по улицам казахстанских городов.
Хотя количество богатых граждан здесь отнюдь не меньше, нежели в Казахстане, иметь в своем хозяйстве автомобиль класса «премиум» считается дурным тоном. Зачем выставлять свою состоятельность напоказ, когда в стране есть немало людей, испытывающих затруднения? В конце концов, это может привести и к социальному взрыву, последствия которого для страны могут быть самыми непредсказуемыми.
Чтобы не допустить подобных эксцессов, в Турции существует целая система прогрессивного налогообложения, когда владение дорогим автомобилем или шикарной недвижимостью обходится далеко не дешево. Налог на тот же популярный на просторах Казахстана джип Range Rover Sport составит примерно 5 тысяч долларов в год. Чуть меньше придется заплатить за не менее популярный в нашей стране (особенно среди чиновников) автомобиль Toyota Camry 40.
Зато малолитражки отечественной сборки в Турции пользуются почетом и уважением. Если гражданин пожелает пересесть на малолитражку турецкой сборки с заводов Fiat, Renault или Opel, то зеленый свет ему будет обеспечен буквально по всем статьям. Здесь и льготное налогообложение, и щадящее кредитование, а потому неудивительно, что старые авто в турецких городах встречаются еще реже, нежеликакой-нибудь Hammer H3.
Опасная тенденция
Неудивительно, что, глядя сквозь призмусоциально-экономических отношений в своей стране, граждане Турции выражают беспокойство складывающейся ситуацией как в Центрально-Азиатском регионе в целом, так и в Казахстане в частности.
Многие принадлежащие туркам предприятия сильно пострадали во время последних событий в соседнем Кыргызстане. Счет идет на миллионы долларов. И теперь, в частности, турецкие бизнесмены опасаются за свои инвестиции даже в относительно спокойном Казахстане, говорит Гюльтекин Ялаз, который к тому же является управляющим директором известной в Турции туристической компании «Совран»:
- Беспокойство это вполне обоснованно. Мне довелось бывать в Казахстане, и, к сожалению, я вынужден констатировать, что в вашей стране наблюдается очень сильное социальное расслоение общества. С одной стороны, есть люди, которые, неожиданно получив огромные богатства, вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие своей страны, совершенно бездумно тратят деньги направо и налево, приобретая безумно дорогие игрушки — машины, самолеты, яхты и виллы в других странах мира. С другой стороны, есть граждане Казахстана, живущие в очень плохих условиях, близких к нищете. Это очень опасная тенденция, когда идет масштабное расслоение общества на очень бедных и очень богатых.
С точки зрения Гюльтекина Ялаза, есть у казахстанских бизнесменов еще одна не самая лучшая черта. Речь идет об их неуемном желании извлечь из своих предприятий максимальную прибыль в как можно более короткие сроки. Такой подход, считает Гюльтекин Ялаз, на самом деле не дает задела на будущее, поскольку подрывает доверие к их бизнесу со стороны клиентов.
Одним из таких примеров «непрагматичного подхода к ведению бизнеса» является ситуация на казахстанском рынке выездного туризма.
Подробнее об этом в третьей части Турецкого дневника.
Ведется обучение студентов в многочисленных медресе. Муллы и имамы являются очень уважаемыми членами общества, а большинство граждан Турецкой Республики, как в прошлом их отцы, деды и прадеды, несмотря на великое множество окружающих соблазнов, ежегодно и старательно держат уразу.
Все это, кстати, накладывает и свой отпечаток на отношения Турции с европейскими странами. Франция и Германия, например, всячески препятствуют желанию официального Стамбула вступить в Европейский Союз, мотивируя это как раз фактом популярности ислама в Турецкой Республике.
Ломая устоявшиеся стереотипы
Однако говорить о том, что Турция столь же исламизирована, как, например, ее ближайшие соседи Сирия, Ирак или Иран, ошибочно. Сказывается процесс глобализации и характерная для Турции политика открытых дверей.
Да, медресе там ныне переживают настоящий расцвет. Но это не значит, что будущие имамы учат в них исключительно только арабский язык, Коран, хадисы и шариат. Большое значение, особенно в так называемых светских медресе, придается математике, физике, химии, иностранным языкам и даже истории искусств. Будущий глава
И это не дань некой моде. Таково требование времени, когда все больше и больше, например, турецких женщин уже не желают днями выстаивать на полях в «сексуальных позах», а, предварительно получив образование, отдают предпочтение карьерному росту.
Результат в буквальном смысле налицо. Сегодня, несмотря на официальную отмену введенного еще Мустафой Кемалем запрета на ношение хиджабов в общественных местах, прекрасная половина Турецкой Республики самоутверждается через европейский стиль одежды, который далеко не всегда соответствует общепринятым канонам ислама.
Более того, турецкие женщины все чаще оказываются на руководящих постах в бизнесе и начинают влиять на политику и общественную жизнь страны. Кстати, как раз бурная политическая жизнь Турции и ломает сложившиеся стереотипы о ней как о стране, где при принятии
Оппозиция не дремлет
В отличие от нашей страны, в Турции, несмотря на доминирующее в настоящий момент положение «Партии справедливости и развития» (чаще всего ее называют сокращенно AK parti), действуют еще шесть политических партий, которые находятся в активной оппозиции сторонникам Гюля и Эрдогана.
При этом лишь одна из них — «Партия национального действия», военное крыло которой известно миру как «Серые волки» — демонстрирует свою привязанность к традиционному исламу, параллельно проповедуя идеи исключительности турецкой нации. Остальные являются сторонниками развития
Причем действует турецкая оппозиция весьма открыто. У всех партий без исключения есть не только свои печатные издания, но и доступ к электронным СМИ. При этом им никто не ставит
В ходе посещения Стамбула мне довелось лично наблюдать демонстрацию протеста на проспекте Независимости, видимо, организованную сторонниками радикальной социалистической «Партии свободы и солидарности». Несколько десятков серьезных молодых людей, несмотря на наличие огромного числа туристов (проспект Независимости в Стамбуле — пешеходная зона, где расположено множество модных бутиков, кафе и ресторанов), держа в руках плакаты с изображением Че Гевары, выразили свое недовольство идеями предстоящего 12 сентября общенационального референдума.
Спросите, была ли полиция? Была. Некоторые полицейские были даже в бронежилетах и с автоматами в руках. Однако никто не стал хватать
Range Rover как признак дурного тона
Действия турецкой оппозиции приносят свои плоды, считает представитель Турции в Совете Европейского экономического развития (EEDC) Гюльтекин Ялаз:
- Когда к власти пришла «Партия справедливости и развития», у части турецкого общества были опасения, что страна начнет скатываться назад в прошлое. Тому были свои основания. Партия Гюля и Эрдогана опирается на консервативно настроенный электорат, в основном проживающий в сельской местности. Поэтому риторика лидеров «Партии справедливости и развития» учитывала настроения своих избирателей, отчасти склонных к самоизоляции Турции от общеевропейских и общемировых процессов. К счастью, опасения оказались напрасными. Не последнюю роль в этом сыграла и оппозиция, которая, критикуя действия правящей партии, фактически не позволила ей отойти от демократического развития страны. Сегодня можно уверенно сказать, Турция не только находится на экономическом подъеме, но и проводит социально ответственную внутреннюю политику.
Стоит заметить, что социальная ответственность государства перед своими гражданами хорошо видна на мелочах. Например, в Турции почти нет на дорогах дорогущих джипов и лимузинов, коих немало колесит по улицам казахстанских городов.
Хотя количество богатых граждан здесь отнюдь не меньше, нежели в Казахстане, иметь в своем хозяйстве автомобиль класса «премиум» считается дурным тоном. Зачем выставлять свою состоятельность напоказ, когда в стране есть немало людей, испытывающих затруднения? В конце концов, это может привести и к социальному взрыву, последствия которого для страны могут быть самыми непредсказуемыми.
Чтобы не допустить подобных эксцессов, в Турции существует целая система прогрессивного налогообложения, когда владение дорогим автомобилем или шикарной недвижимостью обходится далеко не дешево. Налог на тот же популярный на просторах Казахстана джип Range Rover Sport составит примерно 5 тысяч долларов в год. Чуть меньше придется заплатить за не менее популярный в нашей стране (особенно среди чиновников) автомобиль Toyota Camry 40.
Зато малолитражки отечественной сборки в Турции пользуются почетом и уважением. Если гражданин пожелает пересесть на малолитражку турецкой сборки с заводов Fiat, Renault или Opel, то зеленый свет ему будет обеспечен буквально по всем статьям. Здесь и льготное налогообложение, и щадящее кредитование, а потому неудивительно, что старые авто в турецких городах встречаются еще реже, нежели
Опасная тенденция
Неудивительно, что, глядя сквозь призму
Многие принадлежащие туркам предприятия сильно пострадали во время последних событий в соседнем Кыргызстане. Счет идет на миллионы долларов. И теперь, в частности, турецкие бизнесмены опасаются за свои инвестиции даже в относительно спокойном Казахстане, говорит Гюльтекин Ялаз, который к тому же является управляющим директором известной в Турции туристической компании «Совран»:
- Беспокойство это вполне обоснованно. Мне довелось бывать в Казахстане, и, к сожалению, я вынужден констатировать, что в вашей стране наблюдается очень сильное социальное расслоение общества. С одной стороны, есть люди, которые, неожиданно получив огромные богатства, вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие своей страны, совершенно бездумно тратят деньги направо и налево, приобретая безумно дорогие игрушки — машины, самолеты, яхты и виллы в других странах мира. С другой стороны, есть граждане Казахстана, живущие в очень плохих условиях, близких к нищете. Это очень опасная тенденция, когда идет масштабное расслоение общества на очень бедных и очень богатых.
С точки зрения Гюльтекина Ялаза, есть у казахстанских бизнесменов еще одна не самая лучшая черта. Речь идет об их неуемном желании извлечь из своих предприятий максимальную прибыль в как можно более короткие сроки. Такой подход, считает Гюльтекин Ялаз, на самом деле не дает задела на будущее, поскольку подрывает доверие к их бизнесу со стороны клиентов.
Одним из таких примеров «непрагматичного подхода к ведению бизнеса» является ситуация на казахстанском рынке выездного туризма.
Подробнее об этом в третьей части Турецкого дневника.
0 коммент.:
Отправить комментарий