28.01.2011

За ценой не постояли?

В канун выхода предыдущего номера нашей газеты компания Halyk Finance, входящая в группу «Народного банка Казахстана», известила биржу о результатах размещения его еврооблигаций. 
 
Автор: Тулеген АСКАРОВ
 
Что интересно, сделка, в которой Halyk Finance выступила совместным ведущим менеджером и букраннером наряду с Citibank и Deutsche Bank, завершилась в кратчайшие сроки – за один день!
Выйдя на рынок с прямым выпуском 10-летних евробондов 19 января, одновременно «Народный» предложил их как на территории других государств, так и на нашей бирже. Сбор заявок завершился в этот же день, в результате чего общий объем выпуска составил $500 млн при цене отсечения по доходности к погашению на уровне 7,50%.
Казахстанским инвесторам, испытывающим хронический дефицит высокодоходных «длинных» инструментов для вложения средств, досталась малая часть выпуска — 7,2%, а в абсолютном выражении — на $36 млн, хотя объем их заявок, поданных через KASE, был почти в 13 раз больше — $463 млн!
Половина последней суммы приходилась на пенсионные фонды, 43,2% — на банки, 6,9% — на брокерско-дилерские компании и их клиентов. Купонное вознаграждение по этим бондам будет выплачиваться дважды в год. Номинал одной «бумаги» составляет $200 тысяч и более.

Что ищет банк в краю далеком?
Порадовавшись поначалу успеху «Народного», сумевшего первым среди частных банков «прорубить окно» на внешние рынки заимствований, мы обнаружили, что эта в общем-то благая весть не появилась на сайте самого банка, по крайней мере до минувшего уик-энда.
Не стал бить в литавры и официоз, весьма сдержанно отозвались на это событие и биржевые аналитики. Оно и понятно — ведь заимствование обошлось банку в весьма приличную цену, за которую те же деньги легко можно было найти и внутри Казахстана.
К примеру, Банк развития Казахстана разместил 5-летние международные облигации на $500 млн под 5,72% годовых. А нацкомпания «КазМунайГаз» в конце прошлого года выпустила «длинные» еврооблигации на $1,25 млрд под 6,625% годовых, тогда как на внутреннем рынке ей удалось легко «поднять» 100 млрд тенге под 7% годовых за счет выпуска 7-летних облигаций.
Если же ориентироваться на российский «Сбербанк», то в конце прошлого года он дебютировал с выпуском еврооблигаций, номинированных в швейцарской валюте. Разместить выпуск объемом 400 млн швейцарских франков ему удалось под сказочные для наших эмитентов 3,5% годовых. А осенью прошлого года евробонды этого банка сроком в 6,5 лет на сумму выпуска $1 млрд «ушли» под 5,4% годовых.
К тому же и отечественные банкиры в унисон говорят о том, что ситуация на мировых рынках сейчас неблагоприятная для казахстанских эмитентов, поскольку после реструктуризации долгов национализированных банков инвесторы подняли премию за риск. В итоге осенью прошлого года «Казкоммерцбанк» не стал спешить с выпуском евробондов объемом до $750 млн и сроком обращения до 7 лет в рамках программы на общую сумму $2 млрд. А на днях «Нурбанк» отложил размещение своих еврооблигаций на $200 млн.
Так что можно предположить, что в выходе «Народного банка Казахстана» на внешние рынки заимствований есть какой-то другой смысл помимо патриотического желания пробить туда «окно» для других банков.
К тому же «Народный», как не раз заявляло его руководство, располагает значительным объемом свободной ликвидности. К началу зимы ее было порядка $6,5 млрд (более половины этого показателя по всему банковскому сектору). И поскольку разместить эту сумму в кредиты в короткие сроки сейчас нереально, в банке решили вернуть государству средства более чем на 70 млрд тенге: 60 млрд тенге — ФНБ «Самрук-Казына», 11,7 млрд тенге — фонду развития предпринимательства «Даму». Значительная сумма будет потрачена банком и на выкуп доли государства в его капитале. Тем не менее даже с учетом всех этих выплат объем избыточной ликвидности «Народного» останется весьма значительным.
По этой причине остается лишь предположить, что банк намерен заместить грядущие потери в его депозитной базе, поскольку средства от выпуска евробондов обычно аккумулируются в итоге в головном банке в виде вкладов дочерних организаций специального назначения (SPV). А потери эти могут быть вызваны, к примеру, предстоящим выводом значительных средств клиентов «Народного», включая те же нацкомпании.
В списках не значатся
В прошлую пятницу в официальной прессе появился текст совместного заявления правительства, Нацбанка и АФН об основных направлениях экономической политики на начавшийся год. Ранее этот документ был одобрен на заседании кабмина.
С первых же его строк становится очевидным, что заявление противоречит официальной пропагандистской установке «Ак орды», согласно которой наша страна в прошлом году успешно вышла из кризисной полосы и широкой поступью устремилась в светлое будущее форсированного индустриально-инновационного развития.
Подписанты же заявления считают, что в прошлом году они продолжили «реализацию антикризисных программ, направленных на смягчение последствий мирового экономического спада и создание устойчивой основы посткризисного развития страны». Но из приведенных в документе статистических данных следует — экономическая правда, скорее всего, на стороне «Ак орды», на что указывает хотя бы фантастически низкий уровень безработицы даже для развитых стран в кризисные времена — 5,5% при значительном росте среднедушевых денежных доходов населения в реальном выражении на 6,3%, реальной зарплаты — на 7,5%. Да и рост ВВП в реальном выражении на 7% также говорит о том, что для Казахстана кризис миновал самое позднее еще в середине 2009 года.
Однако позицию кабмина, Нацбанка и АФН тоже нужно понять — ведь если их руководители признают, что временные трудности Казахстана были вызваны не столько внешними причинами, сколько просчетами во внутренней экономической политике, включая национализацию банков, одномоментную девальвацию тенге и растрату средств Нацфонда, то в таком случае придется отвечать перед «Ак ордой» за содеянное. Поэтому чиновники и стараются как можно дольше тянуть антикризисную тему!
Вернемся к тексту заявления. По поводу итогов откровенного «кидания» инвесторов государством в нем отмечается, что «реструктуризация внешнего долга банковского сектора позволила снизить нагрузку на банки по обслуживанию внешнего долга, стабилизировать финансовое состояние банков и открыть возможности для стабильного их развития в перспективе». На самом деле, конечно же, ситуация выглядит иначе, если учесть, что ни один из национализированных банков все еще не продан стратегическим инвесторам. Более того, в этом году их аномальные прибыли, вызванные завершением реструктуризации, должны сойти на нет, после чего им придется жить исключительно на «трудовые» доходы, которых на нынешнем сжавшемся рынке не так уж и много.
Приводя в качестве позитива увеличение в прошлом году золотовалютных активов Нацбанка на 22,5%, до $28,3 млрд, а международных резервов Казахстана — до $59 млрд, авторы заявления почему-то ничего не сказали о возврате средств Нацфонда, потраченных на господдержку реального и банковского секторов.
Что касается совместных планов правительства, Нацбанка и АФН на год начавшийся, то в числе сформулированных в заявлении 4 приоритетов экономической политики банковский сектор и финансовая система в целом не значатся. Выглядит это довольно странно!
Если, к примеру, взять первый приоритет — повышение конкурентоспособности экономики, то здесь ставка делается на обеспечение макроэкономической стабильности, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, институционального развития, уровня технологического и инновационного развития, качество развития человеческих ресурсов страны и расширение экономической интеграции в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. Но если вспомнить пропагандистскую шумиху начала 2009 года, сопровождавшую тогдашнюю девальвацию тенге как инструмент защиты отечественных производителей и повышения конкурентоспособности их продукции, то в то время чиновники почему-то не хотели двигаться без спешки, как это предлагается ими сегодня, а «рубанули сплеча».
Сегодня же в заявлении предлагаются стандартные рецепты для финансового рынка, включающие работу Нацбанка «по совершенствованию и повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики и по дальнейшему усилению их воздействия на денежный рынок», сохранение денежного предложения в экономике на уровне, соответствующем ее росту, и так далее.
Некоторый интерес вызвало намерение монетарных властей решить проблему восстановления кредитной активности «путем структурных преобразований в банковском секторе», а также планы Нацбанка начать «работу по совершенствованию механизма минимальных резервных требований, повышению эффективности его применения» и перейти к режиму управляемого плавающего валютного курса.
При этом от очередной одномоментной девальвации Нацбанк не зарекается, поскольку его меры в области валютной политики «будут направлены на недопущение значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства при изменении мировой конъюнктуры».
Намерения АФН не столь масштабны. Регулятор планирует в нынешнем году продолжить работу «по восстановлению доверия к финансовому сектору, расширению механизмов защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов, внедрению эффективной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в финансовых организациях, а также повышению прозрачности их деятельности».
Стабильности нет, но отчеты есть
Опубликованный на днях на официальном сайте Нацбанка отчет о финансовой стабильности (ФС) за прошлый год, подготовленный совместно с АФН, не вызвал особой реакции участников рынка, экспертов и СМИ. Причиной тому, по всей видимости, стало вполне рутинное содержание 80-страничного документа, который монетарные власти на ежегодной основе начали готовить и публиковать с 2006 года, с приложенными к нему графиками и прочими данными.
В преамбуле отчета Нацбанк напоминает, что согласно утвержденной в ноябре прошлого года концепции развития финансового сектора в посткризисный период ему определена роль центрального органа, ответственного за обеспечение ФС стабильности и осуществление макропруденциального регулирования.
Что понимается под ФС, было определено в соответствующем меморандуме, заключенном 10 ноября 2007 года между правительством, Нацбанком и АФН, — «отсутствие диспропорций в экономике, которые могут привести к последующей негативной коррекции финансовых рынков, возникновению системного кризиса и неспособности финансовых институтов обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой системы, а также поддерживать деловую активность реального сектора экономики». Как известно читателям, по крайней мере по двум пунктам ФС не была обеспечена в последние годы — это относится к сохраняющимся диспропорциям в экономике, вызвавшим потрясения на нашем финансовом рынке, и способности финансовых институтов поддерживать реальный сектор экономики.
По структуре отчет содержит 4 раздела: «Основные выводы», «Макроэкономическая и финансовая конъюнктура», «Риски институтов финансового посредничества» и «Приложение» последнем приведены индикаторы финансовой устойчивости).
В первом разделе авторы отчета делают комплимент себе за правильность расстановки акцентов в предыдущем аналогичном документе, где указывались наиболее значимые риски и факторы, влияющие на устойчивость финансовой системы. В первую очередь они ссылаются на успешное завершение реструктуризации обязательств национализированных банков, что, по их мнению, «послужило сигналом международным инвесторам и казахстанским экономическим агентам о снижении уровня системного риска казахстанской банковской системы и сохранении ее надежности на приемлемом уровне». Если это и в самом деле так, то почему дешевые зарубежные деньги по-прежнему не по карману нашим банкам в отличие от сырьевых компаний?
Далее в отчете содержится ставшее традиционным ныне у чиновников обвинение банков в некоем кредитном консерватизме, который якобы и является одним из ключевых факторов, снижающих их кредитную активность. В реальности же, как известно читателям, банки вынуждены были снизить эту активность сначала по причине закрытия для них внешних рынков фондирования в конце лета 2007 года, а в феврале 2009 года государство само оттолкнуло клиентов от банковского сектора национализацией «БТА Банка», «Альянс Банка» и «Темiрбанка». А одновременная девальвация тенге ударила по платежеспособности значительной части заемщиков как среди юридических лиц, так и среди населения.
И уж совсем откровенной натяжкой выглядит вывод авторов отчета о том, что «процесс замещения внешнего фондирования внутренним вследствие роста депозитной базы проходит фактически безболезненно за счет фондирования банков со стороны государства»! Даже официальная статистика АФН указывает на заметное сокращение этой базы у ведущих банков в части депозитов корпоративных клиентов, о чем говорилось в предыдущем номере нашей газеты.
Справедливости ради отметим, что по ряду выводов отчета с его авторами можно лишь согласиться. Так, они указывают, что «одним из отрицательных последствий антикризисных мер стало повышение бюджетных рисков. В 2010 году продолжилась мягкая бюджетная политика, следствием которой стали высокий бюджетный дефицит и рост государственного долга».
Далее: «Постепенный рост краткосрочных обязательств на фоне сокращения долгосрочных увеличивает риск притока спекулятивного капитала на фоне высокого уровня ликвидности внешних рынков, сложившегося в результате проведения масштабных вливаний в рамках реализации антикризисных пакетов. В этом свете для снижения «риска заражения» может потребоваться введение дополнительных регуляторных мер, дестимулирующих приток спекулятивного капитала в страну». Ну а «активное привлечение депозитов физических лиц может обернуться ростом латентного риска ликвидности, материализация которого может произойти в случае реализации сценария утраты доверия со стороны населения к банковской системе».
Основные положения других разделов отчета о финансовой стабильности мы представим вниманию читателей в следующих номерах нашей газеты.
Дела текущие
Акционеры Delta Bank на внеочередном общем собрании приняли решение о прекращении полномочий члена совета директоров Ерлана Алиева, входившего в эту руководящую структуру в ранге независимого директора относительно недолго — с сентября прошлого года. Примечательно, что г-н Алиев сочетал эту деятельность с руководством совета директоров российского «СтарБанка», принадлежавшего ранее прежним владельцам «Альянс Банка». Кроме того, в последние годы г-н Алиев успел потрудиться на руководящих постах в компании «Мангистаумунайгаз», госхолдинге «Самгау» и Банке развития Казахстана.
«Банк ЦентрКредит» уведомил биржу о проведении внеочередного общего собрания его акционеров путем заочного голосования, чтобы принять решение об изменении состава совета директоров. Датой проведения подсчета голосов определено 7 марта.
«Цеснабанк» сообщил об увеличении уставного капитала на 5 млрд тенге (27,8%), до 23 млрд тенге, в результате размещения 5 млн простых акций среди инвесторов.
На облигационном рынке отличился kaspi bank, перечисливший инвесторам очередное купонное вознаграждение на 138,3 млн тенге, а также компания «БТА Ипотека», контролируемая «БТА Банком», выплатившая 39,5 млн тенге
Нацхолдинг «Каз­Агро» сообщил, что объем программы кредитования субъектов агропромышленного комплекса в этом году составит 78 млрд тенге, которые в свою очередь будут привлечены из республиканского бюджета в виде кредита. Деньги эти пойдут на финансирование мероприятий по проведению весенне-полевых и уборочных работ, закуп сельхозпродукции и пополнение оборотных средств субъектов АПК.
АФН объявило очередной конкурс по отбору кандидатов на пост председателя ликвидационной комиссии «Валют-Транзит Банка». В последнее время эти председатели менялись в Караганде, где базируется комиссия, довольно часто, причем в этой роли перебывали, похоже, все тамошние представители регулятора. Так, в марте прошлого года Жамилю Омарханову сменил Касен Жанат, но уже спустя полгода, в октябре, АФН объявило конкурс для поиска его преемника, которым стал, судя по информации на сайте регулятора, Б.Р. Пчелков. Получается, что этот глава комиссии пробыл на своем посту лишь пару месяцев!
Китай обошел ВБ
Среди международных новостей выделим сообщение Банка России, известившего о рекордном объеме прибыли, полученной банковским сектором этой страны в прошлом году, — 550 млрд тенге. Для сравнения: в канун начала кризиса, в 2007 году, российские банки заработали 508 млрд тенге. А наши коллеги из «Коммерсанта» сообщили о намерении «Сбербанка» приобрести инвестиционную компанию «Тройка-Диалог», на основе которой и будет создано соответствующее подразделение этого банка.
Из США пришла весть о том, что крупнейший китайский банк — Indust­rial & Commercial Bank of China (Промышленно-торговый банк Китая) — в ходе визита президента этой страны в Штаты объявил о намерении приобрести контрольный пакет работающей там сети Bank of East Asia, штаб-квартира которого находится в Гонконге. Сделка может обойтись покупателю в сумму порядка $100 млн.
Будет ли этот гигант делать покупки в нашей стране, в первую очередь в стане национализированных банков, пока неизвестно. На данный момент у нас работает его «дочка» — Торгово-промышленный банк Китая в Алматы, в совет директоров которой помимо его председателя Ли Сяо Пенга и Чжао Гуо Чана, возглавляющего правление, входит еще и руководитель Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов в ранге независимого директора. По размерам «дочка» невелика — с активами 19,1 млрд тенге на начало декабря она занимала 22-е место.
И еще одна новость от наших восточных соседей. Оказывается, Китай в 2009—2010 годах сумел обойти Всемирный банк по объему кредитов, выданных развивающимся странам, — соответственно $110 млрд и $100,3 млрд, хотя еще недавно наш восточный сосед числился среди крупнейших получателей помощи от этого международного института. Основой для такой масштабной кредитной экспансии служат золотовалютные резервы Поднебесной, превысившие $2,5 трлн.
«Споткнулись» об капитал. Альянс не выплатил дивидендов по «префам»
Сюрприз рынку преподнес «Альянс Банк», сообщив о возникших у него проблемах с выплатой дивидендов по привилегированным акциям за прошлый год. Эти дивиденды, согласно уставу банка, должны быть выплачены в течение первых 10 рабочих дней со дня завершения финансового года из расчета 2680 тенге на один «преф», каковых в обращении находится 2,6 млн штук. Нетрудно подсчитать, что в общей сложности к выплате держателям привилегированных акций причитается почти 7 млрд тенге!
Казалось бы, проблем с такой большой суммой у «Альянс Банка» возникать не должно, поскольку его прибыль к 1 декабря составляла 322,5 млрд тенге при положительном собственном капитале в 37,7 млрд тенге. При таких впечатляющих результатах банк вполне мог бы порадовать своих акционеров, поскольку законодательство об акционерных обществах не допускает начисления и выплаты дивидендов в случае отрицательного собственного капитала или же если его размер станет таковым после подобного шага.
Но не тут-то было! Как выяснилось из письма АФН за исходящим номером # 04–01–14/1689/24523 от 20 декабря прошлого года, «Альянс Банк» провести такую операцию не может, так как начисление и выплата дивидендов не допускаются в случае отрицательного размера собственного капитала банка по международным стандартам финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря.
Таким образом, регулятор официально признал, что по этим стандартам банк фактически не добился успеха в реструктуризации, поскольку при расчете собственного капитала по МСФО он оказался отрицательным. Теперь «Альянсу» придется обсуждать на общем собрании акционеров тему невыплаты им дивидендов по «префам», так как решение по этому вопросу должно быть одобрено ими согласно законодательству. Остается только ждать, когда о похожей тупиковой ситуации сообщат два других национализированных банка — БТА и «Темiр».
Три вывода Андрея Цалюка,
или Как заставить свободные деньги казахстанских инвесторов развивать отечественную экономику

Постоянный впрыск пенсионных денег в финансовый рынок Казахстана так и не привел к адекватному развитию нашего фондового рынка. К такому заключению пришел вице-президент Казахстанской фондовой биржи (KASE) Андрей Цалюк в своей статье, опубликованной на сайте Tengri news. И сделал три вывода на перспективу.
Во-первых, Андрей Цалюк убежден, что «основная причина низкой доходности пенсионных активов — неразвитость отечественного фондового рынка, его слабая связь с реальным сектором экономики, отсутствие на этом рынке достаточного набора финансовых инструментов и интересных объектов инвестиций». При этом «немалую роль сыграла и неразвитость самой экономики, которая далеко не всегда способна эффективно осваивать деньги». Но Казахстан, на его взгляд, уже прошел «точку возврата» в пенсионной реформе. Откат к солидарной системе через национализацию пенсионных активов, по его мнению, неприемлем. Поэтому «если раньше надеялись с помощью «пенсионки» развить фондовый рынок, то сейчас настали времена, когда необходимо развивать этот рынок для пенсионной системы».
Во-вторых, «в Казахстане появились люди, которые хотят инвестировать свободные деньги, подвергая их разумному риску. Вкладывать в недвижимость уже не хочется. До недавнего времени спасали банки, так как ставки по депозитам времен кризиса выглядели приемлемыми. Сейчас банкам, судя по всему, деньги населения не нужны. Один из методов — использовать рынок ценных бумаг. У нас он есть, но инвестировать на нем опасно, потому что он не развит. Отсюда следует вывод для людей со свободными деньгами — выбрать для инвестиций более подходящий (то есть не казахстанский) рынок. Что и делается. Деньги казахстанцев развивают другие экономики. Следовательно, напрашивается вывод два: нужно сделать так, чтобы свободные деньги казахстанских инвесторов развивали казахстанскую экономику».
И, наконец, в-третьих, «если частный бизнес не желает насыщать рынок своими ценными бумагами, значит, ему это не выгодно. Если государство в лице правительства по какой-либо причине не может, не хочет или не считает целесообразным сделать это выгодным частному бизнесу, но при этом осознает необходимость развития фондового рынка, то вопрос необходимо решить с помощью государственных компаний». Из вышесказанного г-н Цалюк делает вывод три: «если не получается по-другому, фондовый рынок следует развивать через вывод на него ценных бумаг государственных компаний. Это нужно экономике Казахстана и стране в целом».
Источник: Газета "Голос Республики" №03 (179) от 28 января 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий