28.01.2011

«Соловьем» по режиму

Главной причиной ухода Серика Абдрахма­нова из партии Максута Нарикбаева стал «дискомфорт», который он туда привнес своим свободолюбием, признался бывший заместитель председателя партии «Адилет» в интервью «Республике». 
 
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
 
И дело тут не только в референдуме, против которого выступил известный политик.
Комментируя причину своего добровольного (по собственному желанию) выхода из партии «Адилет», г-н Абдрахманов рассказал о своем намерении «отдохнуть от активной политической жизни», но при этом не стал опровергать сказанное ранее бывшим его партийным начальником о том, что между ними «не было никаких расхождений в плане идеологии, задач и программ партии».
«Соловей» поет — Назарбаев очки теряет
- Серик Абдрахманович, между Вами и Вашими коллегами по партии действительно не было серьезных разногласий?
- Каких-то таких значимых противоречий у нас не было. Были споры, нормальные дискуссии о внутрипартийной жизни. Сейчас партия выходит с новой платформой, новой программой, поэтому я решил, что новую программу пусть ведут новые люди, пусть пробуют себя в политике, упражняются, становятся на ноги. Я считаю, что выполнил свою роль, и сейчас занимаюсь анализом, осмыслением прошлого.
- Судя по словам г-на Нарикбаева о том, что Вас «тянуло к личностному выступлению перед прессой», Вы не согласовывали с руководством партии свои интервью?
- Да, это была моя личная позиция. Я человек эмоциональный, с одной стороны, но и чужую боль я воспринимаю очень близко. Я стал Сериком Абдрахмановым в политике благодаря своим избирателям. Своими избирателями я считаю тех, кто отдавал за меня голоса на прошлых выборах: они сегодня ко мне обращаются, звонят, пишут, поэтому я чувствовал свой долг перед ними и поэтому я высказывался в такой степени, в какой мне наказывали мои избиратели. Но, конечно, это доставляло, наверное, я думаю, определенный дискомфорт моим коллегам...
Я хочу, чтобы мои коллеги чувствовали себя комфортно. Ведь «соловьи» «Ак орды» еще очень активно используют телефонное право. Они, конечно, мне не могут создать дискомфорт, но моим коллегам из-за меня создавали.
- И руководство партии Вас зажимало, что, мол, нежелательно было говорить лишнего?
- Нет, у нас атмосфера была достаточно демократичная. Были моменты, по которым мои коллеги были иного мнения, но так, чтобы они обижались на меня или как-то противостояли мне в чем-то, — такого не было.
- Вы же говорите, что были споры. Споры о чем именно?
- Споры могут быть разные — в подходах. Ну, допустим, мы спорили по позиции к референдуму. Я был за выборы, а мои коллеги, значит, поддерживали референдум, даже «Нур Отан» обогнали, — вот здесь мы спорили, конечно.
Я, допустим, себя врагом Назарбаева не считаю. Считаю, что был искренен в своем мнении: если я говорю, что поддерживаю на 60—70% Назарбаева, то все эти проценты у меня очень искренни. Наказ моих избирателей таков: «Передай, — говорят аксакалы, — сынок, Назарбаеву: пусть будет ближе к народу». Вот я и стремился донести до президента чаяния людей. Настроения людей знаю не хуже депутатов. У меня официального статуса нет, но, слава богу, люди меня знают и разделяют многие мои позиции.
«Посмешище» — в роспуск!
- Значит, Вы все так же выступаете за выборы?
- За выборы. В 2001 году, если помните, Мажилис принимал закон о первом президенте. Тогда я выступил с такой речью: «Уважаемые коллеги! Не делайте досрочно из Назарбаева Брежнева!» И сказал: «Если мы хотим поддержать Назарбаева, мы должны поддерживать его делами своими».
Я рассказал им о XVI съезде Компартии Казахстана, когда Димаша Ахметовича Кунаева избирали первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Все тогда аплодировали, все голосовали, лишь несколько человек проголосовали против. Но когда в декабре 1986 года освободили от должности Кунаева, всего несколько человек подошло к Димашу Ахметовичу и с ним поздоровались. Вот это я им напомнил. Нам не надо подхалимничать, нам надо делами Назарбаева поддерживать. Это была моя позиция, искренняя позиция по отношению к Назарбаеву.
Я считал, что Назарбаев мог на выборах заработать почетные высокие 60% и мог бы быть в глазах общества, народа настоящим батыром политики. А сейчас ему делают как бы подарок, что ли, так скажем.
- А какие аргументы приводили адилетовцы, убеждая в правомерности проведения референдума?
- Доводы в прессе уже были. Кто-то говорил о том, что нужно деньги экономить на выборах. В этом отношении что сказать? Если экономить деньги, то надо распустить парламент. Зачем он нужен? Еще маслихаты распустить. Ну что это такое, 100 процентов — одна партия?! Этого быть не может!
- Ну это у нас демократия такая — по-казахстански...
- Это посмешище, а не демократия.
- А когда, по Вашим данным, состоятся парламентские выборы?
- Парламентские выборы, наверное, состоятся где-то осенью или в конечном итоге в 2012-м. Но это не столь важно. Важно, по какому сценарию они пройдут — по прежнему или все-таки народ будет сам определять своих депутатов.
В политику не пойду
- Вы достигли того, что планировали, осознанно вступая в «Адилет» в 2008 году?
- Каких-то больших амбициозных планов у меня не было. Было желание быть в политкоманде, передать свой опыт. Считаю, что многое сделал, старался быть полезным. Мне кажется, в «Адилете» я прошел адаптацию к более спокойной жизни.
- Любопытно, но история повторяется. Помнится, в 2007 году перед последними парламентскими выборами вы ушли из «Нур Отана», а теперь — из «Адилета». Какая партия на очереди следующая — «Азат» или «Алга»?
- Пока у меня никаких планов на будущее по политическим партиям нет. Партия — это средство выражения политической воли, каких-то навыков, каких-то политических устремлений. Почему я ушел из «Нур Отана»? Он исчерпал себя.
- В прошлый раз Вы говорили о том, что уходите в бизнес, займетесь своими делами, а на этот раз какие планы?
- Слава богу, здоровье позволяет — играю в футбол и неплохо играю. Я занимаюсь своим любимым делом, осмысливаю прошлое, пишу о настоящем. Хочу именно в этом плане оставить свой след, свой опыт передать молодым, будущему поколению. Сейчас я пишу такую книгу о власти. Она больше научная: ни компроматов, ни разоблачений нет. Хочу написать свое видение сути нашей власти в Казахстане. Эта работа меня очень увлекает, и я решил всецело отдать свое время этому творчеству. И, конечно, надо же о детях, о внуках позаботиться.
- Но в политику Вы больше не пойдете?
- Ну, у меня желания нет. Если меня не будут трогать, я в политику не пойду.
- А до этого Вас, получается, трогали? Кто, если не секрет?
- Конечно, жить не давали. Как я президенту написал, стервятники в погонах и мантиях. Я пошел в политику, активно начал давать интервью, выходить на свет потому, что меня начали незаконно трогать — вот эта шпана в погонах и мантиях.
- Книга, которую Вы собираетесь написать, о чем и о ком она?
- Можно так сказать: хочу осмыслить декабрьские события прошлого. Я был непосредственным участником, был в эпицентре всех этих событий. Слава богу, я действовал в соответствии со своими убеждениями и совестью. Мне не стыдно перед людьми: я не двурушничал, никого не предавал, оставался самим собой — настоящим, искренним интернационалистом. И мы были единственными руководителями ЦК комсомола, кто заступился за молодежь.
Я об этом написал на казахском языке свои воспоминания. Они много лет назад были опубликованы в журнале «Жулдыз», а сейчас я решил углубить их, дополнить, добавить свои размышлениями, связать с сегодняшним днем, чтобы мы не повторяли ошибок прошлого. Почему молодежь вышла на площадь? Я не хочу, чтобы в Казахстане повторился Тунис.
- Думаете, у нас это вероятно?
- Ну, кто знает... Я тоже ориентируюсь на прессу, мнения экспертов.
- В этой книге будут упоминаться известные личности советского времени, которые находятся у власти?
- Конечно.
Так и сказал
- Я же не мальчик, чтоб меня выгонять. Это был мой добровольный выбор. Решил дать моим коллегам следовать своей новой программе, новой платформе без меня.
И о дискомфорте я говорю предположительно. Думаю, что они волновались, переживали, но сейчас, возможно, Администрация  президента определяет и вторую партию, которая будет пристегнута. Ну я не хотел и в этом отношении быть каким-то препятствием на этом пути...»
Источник: Газета "Голос Республики" №03 (179) от 28 января 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий