24.02.2011

В ЦИК пустили – это ли не демократия?!

В воскресенье 20 февраля ЦИК завершил прием заявлений от кандидатов, желающих участвовать в досрочных выборах президента. Кандидатский список ЦИК заполнен, в основном, самовыдвиженцами. 
 
Автор: Александр БАРАНОВ
 
Из 22 кандидатов только трое выдвинуты партиями и еще один идет на выборы от общественного объединения. Остальные восемнадцать – никому не известные и совершенно непонятные граждане, решившие составить конкуренцию лидеру нации.
На прошлой неделе самым загадочным кандидатом в президенты стал безработный житель Экибастуза Советказы Нурсила. 15 февраля ЦИК принял его заявление о желании участвовать в выборах, а через два дня он свою кандидатуру снял. Что удивительно, за полчаса до этого он успешно сдал экзамен по государственному языку, о который споткнулось уже несколько кандидатов. Чего ради безработный экибастузец затевал поход в большую политику и почему тот так быстро закончился? Об этом наш разговор с самовыдвиженцем.
Демократия таки есть?
- Советказы Кусетаевич, у вас имелась политическая программа, были цели изменить что-либо в стране?
- Вопрос риторический. Я хотел доказать, что демократические ценности нашего государства незыблемы. Меня беспокоит будущее Казахстана. Сейчас, вы знаете, в арабских странах идут большие общественные потрясения. Я не хочу, чтобы в моей стране были такие потрясения. По той простой причине... если мы уйдем в мир иной, то останутся наши потомки, родственники, друзья. И дать определенный импульс кандидатам — ради определенных амбиций не стоит охаивать свою страну, достижения нашей республики. Вы согласны, что в республике сейчас спокойно? Развивается, как-никак... Правильно?
- А что нужно сделать, чтобы не было таких социальных потрясений, как в Тунисе, Египте?
- Не надо строить никаких амбиций. Вот, допустим, я механик, инженер. Каждое государство имеет свою систему. В каждом автомобиле есть система. Система питания, система зажигания, система охлаждения, тормозная... Если одна из них даст сбой, то автомобиль не будет ездить. Так же надо, чтобы каждый баллотирующийся человек дал себе отчет, ясный и четкий, о том, что если не знаешь систему — не лезь туда. Я просто хотел доказать незыблемость демократических ценностей нашего государства.
- То есть вы считаете, что в Казахстане демократия есть?
- Конечно. Если бы ее не существовало, я бы не баллотировался. Они бы меня по любым поводам не допустили бы — завалили бы на экзамене, не зарегистрировали. А я экзамен успешно сдал и зарегистрировался. В этом была моя цель — доказать. Программу-максимум я для себя выполнил — доказал, что каждый гражданин может баллотироваться.
- Вы не находите, что одного факта регистрации кандидатом слишком мало для того, чтобы утверждать: в нашей стране есть демократия? Куда важнее прозрачные выборы и честный подсчет голосов, чего, по мнению многих граждан, у нас нет.
- Отвечу вам словами Черчилля. Он говорил, что демократия — один из худших способов управления государством, но другого пути нет. оригинале фраза британского премьера звучит несколько иначе: «Демократия - худший способ управления государством, но все другие способы, когда-либо испробованные человечеством, еще хуже» — авт.) А насчет выборов — я никогда не был в избирательной комиссии, не был членом. Поэтому чего не знаю, того не могу ответить.
- Вы говорите, что не хотите потрясений, как в Египте. Но ведь в Египте причиной народных волнений стало тридцатилетнее бессменное правление президента и отсутствие свободной политической конкуренции. Люди устали от своего лидера, устали терпеть лживые выборы. Вы не находите ничего общего с Казахстаном?
- Почему это у нас нет демократии? Это мое личное, субъективное мнение. Я тоже так думал. Когда 7 февраля я возвращался поездом из Алматы в Павлодар, то у всех на устах были выборы. И некоторые говорили, что баллотироваться будут только нужные люди. Тогда я и сказал — буду баллотироваться. В понедельник вечером (14 февраля) я выехал и во вторник приехал в Астану. Я даже не знал, где этот избирательный участок или комиссия. Думал, он на Левом берегу... Потом нашел, утром приехал в девять часов. Меня там сразу встретил секретарь ЦИК, он спросил: «По какому поводу?» Я говорю: «Хочу баллотироваться, я — кандидат». Вошел, сдал документы, написал свою биографию. Зарегистрировали. Сказали: «Пожалуйста, ждите. Через два-три дня дадим ответ. Если сдадите экзамен, пройдете на следующий этап».
- Какие задания были на экзамене по языку?
- Так как я поэт, то владею языком — не скажу, что в совершенстве, но довольно-таки хорошо. Окончил казахскую школу, техникум, работал механиком, инженером и все время занимался развитием лингвистики... Лингвистика — это от английского Language... Самообразованием занимался. Читаю Абая, делаю переводы, не подстрочные, а смысловые.
Так вот, первое задание — сочинение о Родине. Его я закончил стихами. Второе задание — надо было прочитать три страницы вслух из книги «Путь Абая». И третье задание — выступить по теме «Государственный язык — объединяющая сила». Я десять минут выступал. Высказал на казахском языке свое мнение. Думаю, успешно выступил.
- По данным ЦИК, вы безработный. А вообще вы чем занимаетесь?
- Я занимаюсь творчеством. Вообще я поэт. Автор книги, являюсь лауреатом республиканского конкурса.
- Давайте предположим, что вы не снялись с выборов — захотели себе еще что-то доказать или шутки ради. А народ взял и проголосовал за вас. Ну, устали люди, перемен захотели. Что бы вы тогда делали?
- Скажем так: я знаю свои слабые и сильные стороны. Я не такая харизматичная личность, как другие политики. Во-вторых, если даже я два этапа прошел, то дальше вряд ли я... Вы слышали, что на предвыборную кампанию выделяются огромные деньги — и на меня будут выделены определенные денежные средства. Как гражданин и патриот своей страны я не хочу разбрасываться деньгами налогоплательщиков. И как разумный человек я бы не стал (баллотироватьсяавт.). Моя цель была доказать, что каждый гражданин имеет право...
Должно быть как в столовой
- Вы знаете, что оппозиция не согласна с проведением досрочных выборов, считая, что для их объявления не было никаких причин? Политики говорят, что их следовало бы проводить, как и положено, в 2012 году, потому что сейчас в авральном режиме никто не сможет к ним подготовиться, и единственный, кто выигрывает от досрочных выборов, — президент.
- Об этом я не слышал. Где, когда? Я по телевидению смотрю, но чего-то не слышал. На днях слышал, как Гани Касымов выступал. Какое-то ток-шоу было, и он высказывал свое мнение. У него свое мнение, у меня — свое. Мы же в светском, демократическом государстве живем.
- Просто если у нас так с выборами поступают, произвольно их назначают, непрозрачно проводят и непонятно как подсчитывают голоса, то, может, их следовало бы вовсе отменить? Как вы отнеслись к недавней инициативе некоторых граждан провести по этому поводу референдум и продлить президенту его полномочия до 2020 года?
- Я вообще-то не знаю, по каким поводам проводятся референдумы — чрезвычайное положение или в каких других условиях, я не знаю...
- То есть вы ничего не слышали о референдуме?
- О референдуме слышал. А что надо его проводить... Я лично, мое гражданское — я был против референдума.
- Значит, вы за сохранение выборов?
- Да, выборы оставить. Конечно. У каждого человека свой выбор. Допустим, вы в столовую пришли — вы же можете выбрать что-то? Или в магазине. Вас никто ничего не заставляет. Я вот так думаю. Меня тоже никто не заставляет... Мы сейчас с сестрой пошли в столовую перекусить. Я говорю: «Это, это и вот это хочу, а этого — не хочу». Потому что желудок болит.
- Как хорошо вы про право выбора сказали! А как, по-вашему, есть ли у казахстанцев сейчас этот самый выбор? Ну хотя бы по части «меню» из кандидатов в президенты? Чтобы как в столовой: вот это хочу, а вот это — не хочу, надоело.
- Давайте не будем делать прогнозы. Это дело неблагодарное, во-первых. А во-вторых, давайте почитаем предвыборные программы кандидатов.
- Вы уже сделали свой выбор?
- Это мое личное гражданское — за кого голосовать. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Я не прошу вас фамилию называть, а хочу просто узнать: определились ли вы, за кого голосовать?
- Разумеется.
Преференции с дотациями
- Интересно, чего вы ждете от нового президента? Для себя, для родных, близких?
- Ну конечно, я все это за одну минуту не расскажу. У меня есть свое видение дальнейшего развития государства, и если вас интересует, я могу написать... маленькую статью.
- Вы лучше коротко расскажите — чего ждете, каких перемен?
- Чтобы так же динамично развивалось государство. Чтобы уделяли внимание демографии. Чтобы были какие-то бесплатные гранты для обучающихся. Ведь есть же такие, кто школу хорошо заканчивает, но не может дальше учиться из-за отсутствия финансовых ресурсов. Чтобы им помогали. Продовольственная безопасность меня тоже беспокоит, потому что, по данным Financial Times, больше миллиарда человек в мире голодают. Чтобы преференции для сельского хозяйства были, дотации.
- Довольны ли вы тем, какие сегодня у нас цены на продукты, какие тарифы на комуслуги?
- Это вопрос не ко мне. Его надо задавать чиновникам.
- Неужели вам все равно, сколько стоят хлеб, картофель, гречка, сколько стоят тепло и электричество?
- Нет, не все равно. Но они же должны — чиновники... Мы же им делегируем.
- Мы им ничего не делегируем. Мы их нанимаем за свои налоги, чтобы они нас обслуживали и обеспечивали достойный уровень жизни по приемлемым ценам.
- Совершенно верно. Давайте писать чиновникам, пусть они отчитываются.
- Вы следили за отчетными встречами акимов? Довольны ли вы тем, как работают власти в Экибастузе? Устраивает ли вас то, как они решают социальные вопросы, экологические проблемы?
- Видите ли, я такой информацией не владею. Какие компании, куда и сколько они платят... Желательно, чтобы все эти отчеты были в развернутом виде, доступны для народа. Этого я хочу.
- Скажите хотя бы, хватает ли вам вашего дохода? Вам, вашим родным...
- Я из многодетной семьи. Нас было 12 детей. Старшая сестра — пенсионерка. Я сейчас спрошу у нее (спрашивает). Она получает 30 тысяч тенге. Ну, вроде нормально все... Кушать есть что, вовремя платят.
- Как восприняли вашу идею с выдвижением ваши родные и друзья?
- Они, если честно, не знали. Я им не говорил, потому что боялся, что не зарегистрируют. Сказал сестре, что еду по делам.
- Вам не жалко было денег на ваш эксперимент с доказательством демократии? Проезд, проживание, питание...
- Только на проезд потратился. В Астане я у сестры бесплатно жил. За питание она с меня тоже не просила.

0 коммент.:

Отправить комментарий