01.04.11

Новостное агентство одного подписчика

Появление нового новостного агентства с невыразительным названием Central Asia Newswire (CAN) не стало событием на медиарынке Казахстана. 
 
Автор: Тихон АЛЕКСЕЕВ
 
Зато оно обещает стать скандалом для американского медиарынка. Авторитетный журнал Columbia Journalism Review, который с особым вниманием следит за соблюдением этики в журналистике, провел специальное расследование, результатом которого стала публикация статьи под названием, которое вольно можно перевести как «Все новости к услугам Казахстана».
В материале автор весьма увлекательно рассказывает еще об одной попытке наладить «черную» пропаганду Казахстана в Штатах. Для тех, кто интересуется этой темой, вряд ли она может стать откровением. Тем не менее есть несколько моментов, которые делают это исследование особо интересным.
Разбирательство вокруг медиапроекта ведется в стенах вашингтонского суда. Того самого, где уже слушается иск против еще одного пропагандиста «Ак орды» Александра Мирчева. Но если в деле Мирчева пострадавшим является один из братьев Хорани, у которого отобрали бизнес в Казахстане, то в иске, упомянутом Columbia Journalism Review, отношения выясняют коллеги по американскому медиацеху.
А история началась с того, что газета The Washington Times взялась за организацию корпункта новоявленного агентства Central Asia Newswire в Астане. Странное предприятие для газеты, финансовое положение которой балансирует «на нулевой отметке». Но не торопитесь оценивать риски этого «венчура». Все расходы на проект широким жестом решила оплатить компания East West Communications — та самая, которая увешала Вашингтон плакатами известного «борца за демократию во всем мире» Нурсултана Назарбаева во время его визита в Вашингтон в апреле 2010 года.
East West Communications и раньше тесно сотрудничала с газетой The Washington Times, размещая там официальную рекламу «Ак орды». Постепенно, впрочем, это сотрудничество перешло на уровень «взаимодействия» с редакцией, в результате чего в газете стали появляться весьма зажигательные заметки об успехах Астаны в деле построения истинно демократического общества.
Здесь надо сделать некоторое отступление. Газета The Washington Times — это особое издание. Созданная в 1980-е годы преподобным Муном, она никогда не имела авторитета в газетном мире США. А в 2006 году ее потрясла серия громких скандалов с мордобоем, о которых не без удовольствия рассказывали журналисты на различных светских мероприятиях. Пытаясь спасти издание, владельцы пустились во все тяжкие, и на каком-то этапе этого весьма зигзагообразного поиска их пути пересеклись с East West Communications. Здесь также надо заметить, что фактом своего существования упомянутая компания целиком и полностью обязана властям Казахстана, которые использовали ее для продвижения своих интересов в американской столице.
Создание CAN должно было стать новой эрой на пути творческого сотрудничества в святом деле освоения бюджетов казахстанского МИДа. Автор статьи в Columbia Journalism Review рассказал увлекательную историю о том, как корреспондент The Washington Times Клод Салани (Claude Salhani) прибыл в Астану в январе 2010 года, чтобы открыть новую эпоху в местной журналистике. На содержание корпункта в столице East West Communications пообещала платить $500 тысяч в год, из которых успела выплатить $125 тысяч. На эти деньги газета должна была организовать редакцию как минимум из трех человек, четырех стрингеров и одного офис-менеджера — переводчика. Все возможные прибыли от продажи подписок на ленту CAN The Washington Times могла оставлять себе.
Щедрость East West Communications легко понять, если принять во внимание, что у нового агентства был только один подписчик — правительство Казахстана. Впрочем, суммы, которые платили эксклюзивные читатели за новости от CAN, так и остались неизвестными.
Как это ни странно звучит, статьи Клода Салани не появлялись и в самой газете (хотя он формально оставался ее собкором в Казахстане). Очевидно, они не соответствовали планке даже такого издания, как The Washington Times. Как считает автор статьи в Columbia Journalism Review, редактор The Washington Times сознательно не печатал статьи Клода Салани, так как знал, что, по сути, имеет дело с банальной «заказухой».
Отношения East West Communications с газетой начали стремительно портиться. И в итоге закончились тем, что компания подала иск, в котором требует с The Washington Times вернуть выплаченные 125 тысяч долларов. Если дело не будет урегулировано, то судебные слушания могут принести много новой и занимательной информации о том, как выстраивается имидж официального Казахстана на Западе и во сколько он обходится казахстанским налогоплательщикам. «Республика» будет внимательно следить за ходом процесса.

0 коммент.:

Отправить комментарий