28.10.2011

Народных денег не жалко?!

После того как месяц назад премьер-министр Карим Масимов навел страху на финансовый сектор и население, заявив, что мировая рецессия возвращается, а у властей готов план «Б» на случай новой волны кризиса, журналисты безуспешно пытались добыть хоть какие-то ключевые детали этого засекреченного документа. К счастью, завесу тайны над ним приоткрыл глава Нацбанка Григорий Марченко.

Автор: Тулеген АСКАРОВ

Судя по сообщениям в социальной сети Facebook, г-н Марченко отправился в Россию на два дня раньше премьер-министра Карима Масимова. Последний же прибыл туда, точнее в Санкт-Петербург, как следовало из его сообщения в Twitter, для участия в заседаниях Совета глав правительств СНГ, Межгосударственного совета ЕврАзЭС и высшего органа Таможенного союза.



Напомним читателям, что высоких гостей принимал российский премьер Владимир Путин, позиционирующий себя сейчас как кандидат в президенты соседней страны и выступивший недавно с планом создания Евразийского союза.



«Пуговицы» от Марченко



Г-н Марченко, об участии которого в указанных мероприятиях ничего не сообщалось, использовал свое пребывание в России для появления в тамошних СМИ. Для начала он побывал в эфире «РБК-ТВ», где его собеседником стал известный российский экономист Михаил Хазин.



Правда, чувствовалось, что хозяина студии не очень интересовали успехи, декларируемые властями нашей страны, включая и реструктуризацию долгов национализированных банков, о чем пытался рассказать ему глава Нацбанка. В большей степени речь шла о более насущных проблемах глобальной экономики, в первую очередь о ситуации в США и еврозоне.



Из ответов нашего главного банкира выяснилось, что в случае второй волны финансового кризиса власти Казахстана готовы потратить $20 миллиардов из денег Нацфонда — почти половину его активов, которые оцениваются сейчас на уровне $41 млрд. Но такие затраты рассчитаны на случай, если длительность кризиса будет не более полутора лет, тогда как при худшем сценарии объем потраченных средств окажется гораздо больше.



Услышав это, г-н Хазин предположил, что как раз таки на такой сценарий и нужно рассчитывать казахстанской власти из-за падения внутреннего спроса в США, Китае и других крупных экономиках, то есть Казахстану, похоже, придется выложить на антикризисный кон чуть ли не все деньги Нацфонда!



Поскольку эту же мысль г-н Марченко развил и в интервью агентству «Прайм», то стало понятно, что названная им сумма не является плодом импровизации и наверняка уже одобрена не только правительством Казахстана, но и «Ак ордой» в качестве ключевого элемента плана «Б». Правда, в таком случае непонятно, почему именно г-н Марченко взял на себя инициативу по раскрытию этой информации — ведь по отношению к Нацфонду наш центральный банк выступает лишь управляющим его деньгами, тогда как их хозяином выступает Минфин от имени правительства, а совет по управлению Нацфондом возглавляет глава государства.



Другим откровением глав­ного банкира стало его заявление о том, что в рамках Таможенного союза «должна быть более согласованная и валютная политика, чего пока нет». На практике, со слов г-на Марченко, это выразилось в том, что центробанк «давал большую свободу рублю, который и укреплялся сильнее в течение двух лет, начиная со второго полугодия 2009 года. С другой стороны, (сейчас) он сильно двинулся вниз, упав на 17% за два месяца. В тот же период тенге укрепился всего лишь на 2%, а сейчас девальвировал тоже на 2%».



Однако в ответ на вопрос журналиста «Прайма» о том, считает ли в таком случае глава Нацбанка его стратегию более взвешенной по сравнению с Банком России, г-н Марченко предпочел не расставлять точки над «i» и не говорить, чья денежно-кредитная политика правильнее и «честнее». Зато он заявил, что «стратегия Таможенного союза должна быть более слаженной: или мы все должны действовать как ЦБ, включая Белоруссию, или мы все трое должны придерживаться нашей стратегии — меньше волатильности и больше интервенций. Теоретически есть еще две возможности: зафиксировать курс, что, с моей точки зрения, неправильно, или не интервенировать вообще и притвориться, что у нас свободно».



Все эти варианты, со слов Марченко, пока обсуждаются. С нашей точки зрения, Казахстану все же придется следовать курсом Банка России (центробанка) хотя бы потому, что рубль фактически играет роль резервной валюты в платежах между участниками Таможенного союза.



По поводу очередной девальвации тенге г-н Марченко пояснил, что об этом есть смысл говорить, «когда рубль опустился бы до 40 рублей за доллар», точнее, «оранжевый флажок будет при 36 рублях за доллар, а красный — при 40». Тем не менее стало очевидным, что глава Нацбанка вступил в явное противоречие с реальностью, имеющей место на отечественном валютном рынке в виде «ползучей» девальвации нашей валюты! Ведь он заявил, что «рубль должен укрепляться, но и тенге точно так же должен укрепляться, так как положительное сальдо торгового и платежного баланса достаточно большое как в России, так и в Казахстане».



В конце своего интервью «Прайму» г-н Марченко сделал еще одно удивительное заявление по поводу вводимой со следующего года монополии Нацбанка на выкуп золота у отечественных компаний: «А через три года мы либо прекратим выкуп, либо введем пропорциональный выкуп у всех производителей. Этот вопрос можно будет обсуждать по итогам 2013 года».



Поскольку он же сообщил, что годовой объем производства этого металла составляет сейчас порядка 20 тонн, «а в следующем году или через год, может быть, будет уже 25 тонн», то нетрудно подсчитать, что в общей сложности Нацбанк намерен выкупить в свои резервы порядка 70 тонн золота. По текущим ценам на мировом рынке это даст примерно $3,7 млрд, что, естественно, не так уж и много по сравнению с объемом резервов Нацбанка в СКВ.



По оценке г-на Марченко, сейчас доля золота в резервах составляет 12,4%, а в результате монополии Нацбанка на его выкуп достигнет в лучшем случае 15%. В таком случае непонятно, зачем вообще было городить огород в этом деле, вынуждая экспортеров золота разрывать контракты с зарубежными покупателями. Но г-н Марченко по этому поводу пояснил, что центральный банк тут ни при чем: «У нас идет много разговоров на тему, что это идея Нацбанка: на самом деле было прямое указание президента страны. Оно правильное, потому что нам за 6 лет ни одного грамма не продали. И мы для чеканки золотых монет — как коллекционных, так и инвестиционных — вынуждены были наше золото покупать за рубежом».



От этого комментария ситуация яснее не стала, так как на чеканку монет в общем-то уходит не так уж много золота. А в ответ на вопрос об объеме внутреннего спроса на этот металл глава Нацбанка и вовсе выдал перл: «Нет, у казахов традиционно большим спросом пользуется серебро — такова традиция. Раньше даже в женской одежде серебряные монеты использовались вместо пуговиц. Украшения тоже в основном были из серебра».



Пора бы составлять завещания!



В отличие от словоохотливого главы Нацбанка в правительстве пока ограничиваются намеками и общими комментариями по поводу плана «Б».



Премьер-министр после своего выступления на пленарном заседании Мажилиса к этой теме не возвращался, не стал он солировать и в российских СМИ во время своей последней поездки в соседнюю страну. Правда, в его видеообращении к участникам прошедшего на днях в Лондоне бизнес-форума об этом плане упоминалось, но только в самых общих чертах.



Не внесла ясности в этот вопрос и официальная «Казахстанская правда», опубликовавшая развернутый материал под зазывающим заголовком — «Альтернативный сценарий. Правительством разработан комплекс мер на случай негативного развития экономической ситуации в мире». К сожалению, и из статьи наших коллег так и не удалось выяснить детали этого плана. Они ограничились лишь утверждением, что план был подготовлен правительством по поручению главы государства, а вступит он в силу после того, как получит поддержку парламента.



Напомнил официоз и о том, что премьер разделяет позицию ряда экспертов о неизбежности второй стадии глобальной рецессии, и о его призыве к депутатам пойти на «смелые и решительные, солидарные наши с вами действия для того, чтобы обеспечить стабильность развития нашей экономики в целом». А поскольку Казахстан является членом Таможенного союза, то премьер предлагает партнерам нашей страны, в первую очередь России, координировать антикризисные меры.



Сослался официоз и на министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова, представлявшего план «Б» правительству еще весной этого года. Напомним, что МЭРТу сейчас отведена роль своего рода стратегического штаба по выработке антикризисных мер. Однако на данный момент известно лишь, что в первую очередь делается ставка на недопущение роста инфляции и обеспечение стабильности цен. Как это можно сделать в условиях, когда глава Нацбанка публично заявляет о невозможности таргетирования инфляции в рамках его денежно-кредитной политики, остается непонятным. Правда, у чиновников есть административный ресурс сдерживания цен, однако к чему ведет его использование в условиях Таможенного союза, все уже смогли убедиться на примере возникшего дефицита бензина и дизтоплива.



Непонятно также, почему власти Казахстана держат план «Б» в секрете, вместо того чтобы обсудить его хотя бы в парламенте во время утверждения там проекта рес­публиканского бюджета и прогнозов развития экономики страны и уже сейчас приступить к антикризисным мерам. К примеру, в США тамошний центральный банк — Федеральная резервная сис­тема — обязал все крупные финансовые компании с активами более $50 млрд представить планы оперативной ликвидации бизнеса в случае банкротства, так называемые прижизненные завещания.



Аналогичным путем идут и в Великобритании, где такое требование предъявлено к участникам финансового рынка с активами более 15 млрд фунтов стерлингов, а также Совет по финансовой стабильности, созданный группой G20.



БТА пересчитал «минус»



Среди сугубо текущих новостей банковского сектора внимание в первую очередь привлекло сообщение агентства Reuters, передавшего со ссылкой на информацию «БТА Банка», что его скорректированный чистый убыток по итогам первого полугодия составил минус 102,6 млрд тенге, или $693 млн. Прежде банк указывал другую предварительную цифру — минус 48,4 млрд тенге, а разница возникла по причине уплаты большей суммы корпоративного подоходного налога.



Наши коллеги также указывают, что международные облигации банка торгуются с весьма большой уценкой: бонды к погашению в 2018 году — за 49 центов к доллару по номиналу, а в 2025 году — за 26 центов. Тем не менее особой тревоги в БТА не бьют, если судить по повестке дня вне­очередного общего собрания его акционеров, намеченного на 29 ноября. Им предстоит внести изменения в состав совета директоров, а также во внутренний нормативный документ, устанавливающий его членам размер вознаграждения, условия выплаты и возмещения расходов.



Еще один член национализированного трио — «Темiрбанк» — сообщил о подписании нескольких соглашений с государственной корпорацией «КазЭкспортГарант» по страхованию аккредитивов и гарантий, выпускаемых иностранными банками, и об условных банковских вкладах. Кроме того, его акционеры получат дивиденды по привилегированным акциям за третий квартал текущего года в размере 25 тенге на один «преф». И наконец, «Темiрбанк» выплатил инвесторам сразу 6 купонов на общую сумму 423,2 млн тенге по своим облигациям, выпущенным в апреле 2007 года на разные весьма длительные сроки от 13 до 20 лет суммарным объемом 40 млрд тенге.



Другие банки также исправно исполняли свои обязательства. «Нурбанк» погасил 5-летние международные еврооблигации, предложенные рынку в октябре 2006 года, выплатив инвесторам напоследок по ним основной долг в $134,3 млн и заключительное купонное вознаграждение на $6,3 млн. «Казкоммерцбанк» перечислил $17,9 млн, выплаченных по 10-летним международным бондам, выпущенным в апреле 2003 года на $500 млн. «Евразийский банк» перевел инвесторам два купона на вполне приличную общую сумму 1 млрд 319,4 млн, а «Банк ЦентрКредит» — 136,5 млн тенге.



«Народный банк Казахстана» отличился выплатой солидного купона на сумму $22,7 млн по 5-летним евро­облигациям, предложенным инвесторам весной 2008 года на $490,5 млн. Напомним, что на такой шаг этот банк, ведомый тогда Григорием Марченко, пошел, дабы доказать, что финансовый кризис, бушевавший к тому моменту уже полгода, был лишь у нас в головах, а внешние рынки по-прежнему открыты для казахстанских банков.



Новых внешних заимствований у банков не было. Зато нацкомпания «Казахстан темiр жолы» сообщила о выделении Экспортно-импортным банком США прямого кредита в $425 млн ее дочерней компании «Локомотив». Эти деньги пойдут на покупку почти 200 локомотивов американской компании General Electric, собираемых на заводе в Астане.



В новостях от регулятора внимание привлекли нарушители пруденциальных нормативов — среди них в сводках КФН Нацбанка к 1 октября числились «Ситибанк Казахстан» и «ТАИБ Казахский банк». Bank RBK, ранее известный как «Каз­инкомбанк», получил новую лицензию на проведение банковских и иных операций в связи с изменением названия. Согласование в КФН прошли Булат Баубеков, зампредседателя «Банка «Астана-Финанс», и Аманкул Саринова, главный бухгалтер «Темiрбанка» в ранге директора департамента бух­учета и отчетности.



Дочерний «Банк ВТБ (Казахстан)» сообщил об удвоении числа его отделений в южной столице — с 3 до 6. А в целом по стране в результате экспансии им были развернуты точки продаж в 17 городах, тогда как два с лишним года назад он располагал лишь одним офисом в Алматы.



В порядке занимательной статистики приводим данные, которые зампредседателя Нацбанка Абен Бектасов сообщил в интервью официальной прессе. Оказывается, в начале этого века в среднем ежедневно по одному банкомату совершалось около 70 трансакций по снятию наличных денег, тогда как теперь этот показатель опустился до 46. Объясняется такое явление развитием сети банкоматов и POS-терминалов, в результате чего число держателей карт на один банкомат снизилось с 2182 в 2001 году до 1074, а на один терминал — с 456 до 309.



А КФН Нацбанка сообщил о том, что с приведением с 1 июля текущего года системы бухгалтерского учета в банках второго уровня в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) активы банковского сектора увеличились на 2,8%, а в абсолютном выражении — на 350 млрд тенге, ссудный портфель — на 3,4% (312 млрд тенге), провизии по нему — на 9,1% (265 млрд тенге).



«Казкоммерцбанк» сообщил о начале финансирования проекта по строительству нового жилого комплекса AFD Plaza в Алматы с объемом инвестиций $180 млн. Комплекс расположится рядом со зданиями финансового центра Алматы и бизнес-центра «Нурлы Тау». По плану в него войдут десять высотных домов, а жителями, видимо, станут финансисты, которым не с руки терять время в пробках на дорогах. Застройщиком определено ТОО Global Building Contract. Согласно меморандуму, подписанному банком с акиматом, последний проложит необходимые магистральные коммуникации к территории застройки, а «Казком» полностью профинансирует строительные работы в рамках государственно-частного партнерства.



Валюта



Как и прогнозировало большинство аналитиков, евро против доллара продолжал торговаться с переменным успехом.



В конце прошлой и начале этой недели пара двигалась в диапазоне 1,37—1,3950, плотно закрепившись во вторник выше уровня 1,3900. Столь настойчивые нападки единой евровалюты на позиции «американца» аналитики объясняют ожиданиями участников рынка итогов саммита лидеров стран ЕС (он должен был пройти в среду).



В случае если Германия и Франция достигнут компромисса по Фонду финансовой стабильности (EFSF) и по функциям ЕЦБ, предоставив четкий план по выходу из кризиса, то аналитики не исключают, что в краткосрочной перспективе евро имеет шанс закрепиться выше отметки 1,4000.



В противном случае, считает глава аналитического департамента Admiral Markets Константин Бочкарев, единая евровалюта может упасть сначала до отметки 1,3770, а затем откатиться до уровня 1,3650. В пользу негативного сценария по евро в паре с американской валютой говорит и опрос JPMorgan Chase & Co, проведенный среди клиентов банка с 28 сентября по 21 октября. Согласно результатам опроса, средний прогноз американских корпораций по курсу единой евровалюты против доллара на конец этого года составляет 1,29, а на конец 2012-го — 1,32. Впрочем, отдельные аналитики указывают и на факторы, способные оказать негативное влияние на курс доллара. Речь идет о возможном запуске ФРС третьей программы количественного смягчения. Но большинство экспертов склоняются к мнению, что она не будет принята в ближайшее время.



Источник: Газета "Голос Республики" №38 (214) от 28 октября 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий