22.06.2009

Коррупция равна убийству?


Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ

Партия «Нур Отан» предложила приравнять хищение госсредств в особо крупном размере к тяжким преступлениям, а самих преступников пожизненно лишать свободы. Однако казахстанские эксперты встретили эту идею с большой долей скепсиса. Одни назвали ее популизмом, другие предположили, что соответствующая поправка может быть принята «под кого-то».
More...
Одновременно с инициативой обязать всех госслужащих носить нагрудный знак «Я против коррупции» нуротановцы предлагают внести поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие пожизненное лишение свободы виновных в хищениях государственных средств в особо крупных размерах. Данная мера, по мнению руководителя экспертной комиссии при республиканском общественном совете по борьбе с коррупцией партии «Нур Отан» Мирбулата Кунбаева, станет «мощным сдерживающим фактором для коррупционеров всех мастей».

Но возникает резонный вопрос: а будет ли толк от ужесточения наказания? И не предпринимается ли это специально наспех, чтобы успеть до начала громких судебных процессов?

Велосипед от «Нур Отана»

Инициатива партии «Нур Отан», по мнению директора Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса, в принципе не соответствует общей концепции гуманизации. Воровать будут, как раньше. Зато придется вспомнить и о факторе судебной ошибки, который исключить нельзя, и о том, что у нас принято делать «козлов отпущения».

- В Китае вообще смертная казнь за это предусмотрена, но от этого коррупция не снижается, — продолжил директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис. — Это не лучший способ, усиление санкции не ведет к решению.

Поэтому вопрос, на его взгляд, должен состоять не в суровости наказания, а в его соразмерности. И первым критерием здесь является самое тяжкое преступление — посягательство на жизнь.

- Когда речь идет о деньгах, нужно бороться с коррупцией. Наказание должно быть суровое, но главное — борьба с безнаказанностью, — подчеркнул правозащитник.

Жестокость наказания, может быть, и необходима, но учитывая, какое количество людей у нас расхищают госсредства, пожизненный срок, по расчетам исполнительного директора общественного фонда «Транспаренси Казахстан» Сергея Злотникова, должны получить очень многие. Он солидарен с г-ном Жовтисом в том, что наказание должно быть неотвратимым, и предложил поставить во главу угла возвращение похищенных средств.

- Уголовный кодекс, в принципе, — это не самый лучший инструмент, — уверен эксперт. — Другое дело, что наказание должно быть, но чтобы оно было пожизненно — нет. Ну можно еще и расстрел предложить!

- Никогда пожизненное лишение свободы, — уверена директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова, — не являлось сдерживающим фактором для коррупционных преступлений. У нас пожизненное лишение свободы применяется в качестве альтернативы смертной казни. И я бы посоветовала первому заместителю партии «Нур Отан», а также всем его чиновникам не изобретать велосипед и не призывать к ужесточению наказания в некоторых сферах.

Бренд популизма

Партия «Нур Отан» преследует две цели: с одной стороны, показаться перед народом борцами с коррупцией, а с другой — срезать под корень неугодных крупных олигархов или политиков. В этом убежден председатель республиканского движения «Улт тагдыры» Дос Кошим, который считает заявление провластной партии просто имиджевым:

- Они хотят показать себя справедливыми. Это, так сказать, реноме для политической партии, потому что все коррупционеры, которых поймали и, возможно, еще поймают, — нуротановцы. В этом самый интересный парадокс. Но это самый обычный популизм.

Политолог высказался против вообще каких-то сезонных кампаний борьбы с коррупцией.

- Мне кажется, у нуротановцев больше ничего иного нет, за что бы, как говорится, взяться. И поэтому им нужны такие громкие кампании, какие-то начинания вроде борьбы с коррупцией, — пояснил Дос Кошим.

А вот главный редактор журнала «Мир Евразии» Эдуард Полетаев считает инициативу правящей партии одним из последствий огромного снежного кома, который сформировался несколько месяцев назад. Таким образом представители правящей политической партии стараются проявлять самые различные инициативы в борьбе с этим явлением.

- Идет серьезный тренд — борьба с коррупцией. Но что в него «забивается» — тут можно приложить очень много домыслов и фактов — от борьбы с политическими противниками до действительного наведения порядка в госаппарате.

Тем не менее политолог связывает это с тем, что бороться с коррупцией сегодня стало модно. А сам факт того, что предложение это прозвучало, уже показателен.

Крупной рыбе не до себя

Общественный деятель Жасарал Куанышалин предположил, что идея пропрезидентской партии имеет цель быть реализованной к началу громких судебных процессов в стране. По его убеждению, вся эта шумиха вокруг борьбы с коррупцией по сути своей является просто спектаклем.

- Откуда это было все инсценировано? — задался он вопросом и сам же попытался ответить на него. — Вся система, режим личной власти построен на коррупции. Поэтому все эти «телодвижения» — это чистейшая имитация борьбы. И, как результат этой имитации, — межклановые и прочие разборки, в которых жертвами становятся, говоря по совести, неудобные для этого режима люди, а не самые коррумпированные.

Исходящие из «Ак орды» сигналы обращены, по его мнению, в сторону тех, кто все еще «питает какие-то иллюзии касательно своего места в этом режиме».

- Эти люди полагают, что представляют собой какие-то фигуры, что они что-то могут самостоятельно что-то решать и так далее. А мы видим, чем это для них кончается. Собственно эта кампания началась с экс-главы «Казахстан темiр жолы» Жаксыбека Кулекеева. Его открыто обвинили в коррупции, подставили его, а дальше уже механизм раскрутился. Это было тоже сделано по указке сверху затем, чтобы поставить всех на место, а не для того, чтобы искоренять коррупцию, — заявил г-н Куанышалин.

- Я боюсь, в этом случае у нас не останется практически никого их тех, кто сегодня у власти, — предположила заместитель председателя демократической партии Казахстана «Ак жол» Людмила Жуланова. — У нас, к сожалению, сегодня закон только для избранных. Поэтому, как правило, либо неугодные попадают под действие закона, либо мелкая сошка. А те, кто является истинными коррупционерами, продолжают руководить страной.

Самое печальное, по ее мнению, заключается в том, что рядовые казахстанцы спокойно «проглатывают» официальные версии, как это было в случае с Жаксыбеком Кулекеевым.

- И сейчас они, конечно, не могут допустить, чтобы с Мухтаром Джакишевым и с Мухтаром Аблязовым получилось то, что с Кулекеевым. Вот сейчас стараются быстренько подвести, как раз под них и статью эту принять быстро. Крупную рыбу очень трудно поймать, потому что она сама себя ловить не будет, — заключила зампред «Ак жола».

0 коммент.:

Отправить комментарий