22.06.2009

«Дорожная карта» из крапленой колоды?


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Очередные «придорожные разборки» устроил премьер-министр на селекторном совещании в субботу. Хотя чиновники не устают декларировать успешность работы правительства по борьбе с экономическим кризисом, все с большей ясностью проявляется один из основных принципов работы наших топ-менеджеров в госуправлении.

More...
Привычка подбирать «хвосты», помноженная на народное «авось», превалирует даже в разработке важнейших государственных программ.

Нетрудно вспомнить, что антикризисная программа правительства при практической реализации наткнулась на факт, известный всем, работающим в реальном секторе экономики, но, как оказалось, доселе неизвестный в кабмине: трудности в оформлении документов для получения кредитов, дороговизна «сопутствующих» любому займу страховки и оценки, высокая стоимость самих кредитных ресурсов, несмотря на их бюджетное происхождение.

В итоге, уже начав внедрять в практику антикризисные меры, правительство вынуждено было буквально в пожарном режиме устранять существующие много лет препоны лишь для того, чтобы выделенные государством деньги дошли до конечного адресата — малого бизнеса и ипотечников. И, судя по всему, аналогичная ситуация ожидает и «дорожную карту», разработанную для реализации послания президента.

Напомним, что Нурсултан Назарбаев, выступая с посланием еще в марте, поручил правительству сосредоточиться на проблеме, о которой сам кабмин, разрабатывая антикризисную программу, почему-то не удосужился подумать, — занятости населения.

Было дано четкое поручение — разработать стратегию занятости и за счет работы на местах по ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, дорог местного значения, ремонта объектов социального значения создать порядка 350 тысяч рабочих мест. Необходимые средства президент нашел, и по логике работа должна была тут же закипеть.

Она и закипела, но, правда, по-своему. В «дорожной карте» оказалось предусмотрено создание лишь 250 тысяч рабочих мест. Средства нашлись в объеме 163 млрд тенге. Во всех регионах прошла ревизия по объемам работ на обозначенных президентом направлениях, разработаны и утверждены конкретные проекты (порядка 5 тысяч), деньги распределены по областям...

Недобор и пересчет

Нынешний субботний «селектор», посвященный мероприятиям «дорожной карты», показал: в очередной раз все пошло как-то «не совсем так». По данным, представленным ответственным секретарем Министерства труда и социальной защиты Тамарой Дюсеновой, по состоянию на 17 июня в регионах «запущены» 4436 проектов, или 92,9% к запланированному в рамках карты объему проектов.

Но, как оказалось, рабочих мест на этих проектах создано всего 137210, или 54% от того количества, которое правительство планировало изначально. И получается, что, просчитывая «дорожную карту», кабмин в своих расчетах по проектам и рабочим местам «ошибся» как минимум на 100 тысяч.

В разрезе направлений, по данным Минтруда, картина такова: на объектах ЖКХ количество созданных рабочих мест составляет 49,6% к запланированному объему, по дорожно-ремонтным работам — 37,8%, по социальной инфраструктуре — 64,2%, по объектам села — 65,1%.

Если смотреть картину по регионам, то бесспорными лидерами практически по всем направлениям стали Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области и Астана. Аутсайдеры — Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская области и Алматы.

Естественно, премьер-министр тут же призвал отстающих к ответу. Однако сами акимы областей с такой постановкой вопроса не согласились. Более того, глава Западно-Казахстанской области Бактыкожа Измухамбетов, в недавнем прошлом — сам член правительства, подробно объяснил, что, во-первых, благодаря принятым мерам не произошло большого, как ожидалось, сокращения рабочих на действующих предприятиях (фактически высвобождение составило лишь 1% от прогнозов), а во-вторых, все работы в регионе ведутся четко в соответствии с планом финансирования. Аналогична ситуация и в Кызылординской области, и в городе Алматы.

Услышав о несбывшихся пессимистических прогнозах по безработице, воодушевленный Карим Масимов тотчас поинтересовался:

- Я правильно вас понимаю, что вам деньги сейчас не нужны, поскольку проблем у вас нет с занятостью?

- Нет, — мгновенно отреагировал глава Западного Казахстана. — Деньги, Карим Кажимканович, нужны, и мы их осваиваем. Я могу сейчас перечислить, как идет у нас.

Подробное перечисление всех направлений, на которые направляются выделенные из бюджета средства, премьера не вдохновило и он вернулся к графику, представленному Министерством труда. Главы областей с критикой не соглашались, доказывая, что работают в установленных пределах, в полном объеме. А первый заместитель акима Алматы Маулен Мукашев даже «осмелился» привести логическое обоснование замедленных темпов по дорожно-ремонтным работам:

- У нас, действительно, на дорожных объектах сегодня 4758 человек — это фактические люди, которые работают на объектах, — признал он. — Но мы еще будем июль, август, сентябрь, октябрь работать. Потому что одновременно 300 улиц мы не можем закрыть в городе! Есть график работы, и по мере освоения графика мы будем и людей набирать.

- Вообще, никогда такого не было, — не сдержал возмущения первый вице-премьер Умирзак Шукеев. — Чтобы акимы оспаривали цифры, которые заранее готовятся?! Наверное, министерство собирало эти данные, какие-то ваши подчиненные, замы, департаменты подписывали. Если неточность — то там надо разбираться. Что нам лекции здесь читать? Вы можете там собрать своих и читать лекции. Надо сказать — вот эти цифры признаете или не признаете. Если признаете, то как будете исправлять, как будете форсировать работу? А что нам по полчаса здесь рассказывать?! Мне кажется, надо четче, посерьезнее подходить к докладам. Мы же здесь собрались все. Селектор — это дорогая связь! По полчаса читать лекции!..

Маулен Мукашев вновь попытался объяснить, что работа идет согласно графику финансирования, но гнева «сверху» уже было не сдержать.

- Как критиковать правительство — вы на первом месте! — негодовал Шукеев. — Вы своим делом займитесь! Своим делом!!! Сейчас там же работа должна кипеть на всех улицах, на объектах, школах, больницах.

Дискуссию волевым решением «свернул» премьер-министр, заявив: на «сдачу хвостов» у областей-аутсайдеров осталось 10 дней. В начале июля правительство будет подводить итоги полугодия, и уже там будут сделаны «определенные выводы».

- Всем надо ускориться, — с нажимом сказал Масимов. — Не отговариваться. Это же работа такая, конкретная, с живыми деньгами. Ничего откуда-то находить не надо, надо просто брать, работать и делать. Всем, каждому на своем участке. И за свою работу каждому надо будет отвечать. И ответит каждый.

Перестарались с подгоном?

Поставив «точку на объектах», премьер-министр перешел к другой не менее важной составляющей «дорожной карты» — увеличению казахстанского содержания в государственных закупках. Большинство тендеров уже завершились, поэтому вполне можно сделать соответствующие выводы.

Итоговую картину представил министр финансов Болат Жамишев. И вновь случилось уже привычное — не сошлись цифры. Даже в общих данных: так, у Минтруда, по данным на 17 июня, количество заключенных договоров составляло 4466. А у Минфина, по данным на 18 июня, — уже оказалось 5663 договора.

- Я не думаю, что за день было заключено 1200 договоров, — иронично заметил г-н Жамишев. — И получается, что перекрестный такой анализ говорит о том, что все-таки с отчетностью относительно выполнения мероприятий «дорожной карты» вопросы остаются.

Не сходятся сведения и по деньгам, поскольку области отчитались за договоры на общую сумму 153 млрд тенге. Но самое главное — весьма сомнительна информация по собственно казахстанскому содержанию. Как оказалось, некоторые регионы умудрились отчитаться за сто процентов made in KZ в госзакупках, что не могло не вызвать удивления даже в правительстве.

- Вряд ли по материалам на ремонт дорог, на ремонт школ, объектов ЖКХ можно в нашей стране обеспечить 100-процентное содержание, — скептически отметил глава Минфина.

Реплика Болата Жамишева вызвала легкие смешки в зале заседаний. Правда, усмешки вышли немного кривоватыми. Понятно, что столь очевидное и неприкрытое «замазывание глаз» и «подгонка под позитив», может быть, и хорошо скажется на официальной статистике, но очень плохо отразится на стране. Тем более что сегодняшняя экономическая ситуация, обостренная мировым кризисом, во многом своим критическим состоянием обязана именно вечному и ставшему уже привычным подгону под «красивые цифры».

Не надо нам умной «советчины»!

С данных о казахстанском содержании разговор перешел на поведение казахстанских производителей, традиционно по-своему трактующих любую ситуацию: как кризисный спад, так и ускоренный рост. Министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко обратил внимание на то, что в стране начался резкий рост цен на строительные материалы — главную составляющую всех проектов «дорожной карты». В частности, очень сильно поднялась стоимость цемента — с 8 до 12 тысяч тенге за тонну.

- То есть пришли деньги на реальные объекты и стали дорожать строительные материалы, — четко обрисовал он ситуацию. — Цементники опять начали, извините, играть свою игру. Это плохо.

В ответ Умирзак Шукеев озвучил сразу несколько методов «борьбы со своими играми» — от просто убедительных разговоров и просьб до включения производителей цемента в подписанные акиматами меморандумы или вообще включения «цементников» в реестр монополистов.

Другой вице-премьер Ербол Орынбаев предложил «перспективный метод» — провести анализ по товарным группам и сделать четкий прогноз по необходимому объему товаров и отечественного, и импортного производства. Такой подход позволит увидеть и перспективные направления для расширения действующих и создания новых производств и даст «реальный сигнал» для малого и среднего бизнеса.

Столь активная, а главное — мгновенная генерация всевозможных идей вызвала скептическую усмешку у главы Агентства по защите конкуренции Мажита Есенбаева. Заметив, что внести всех производителей в реестр монополистов будет «не очень правильно», он не удержался от язвительного замечания:

- То, что цены пошли, — это же говорит о том, что экономика оздоравливается, этому же надо вообще радоваться! А не так вот, — и уже серьезно продолжил: — Еще хотел бы сказать по поводу отслеживания товарных рынков. Надо смотреть просто по балансу производства и потребления. И мы об этом говорили. Я вообще удивляюсь: когда «дорожную карту» составляли, в основе этот анализ должен был быть. А сейчас, когда реализация идет, говорить вдогонку о том, что нам необходимо проводить такой анализ и так далее... Если бы у нас был баланс производства и потребления и межотраслевой баланс, о котором мы давно говорили, то, наверное, сейчас таких вопросов не возникало бы.

- Что вы умничаете, честно говоря? — опять не сдержал эмоций Умирзак Шукеев. — Есть конкретный товар — цемент, и он растет в цене. Есть организации, которые за это мы сделали ответственными. Надо взять и принять меры! Какой межотраслевой баланс? Это был в Советском Союзе межотраслевой баланс. Где сейчас найдешь эти перекрестные коэффициенты? Это невозможно сейчас — составить межотраслевой баланс. Поэтому надо просто решить конкретную задачу. Можно так умничать еще целый день.

Неизвестно, как далеко зашла бы «умная дискуссия», если бы арбитром вновь не выступил премьер-министр. Прервав буквально на полуслове собравшегося ответить на выпад главу АЗК, Карим Масимов обрубил:

- Дискуссию закрываем. Надо взять и решить.

...Все озвученные в ходе «селектора» проблемные вопросы премьер поручил взять на контроль своим заместителям. Но основной (пусть и затронутый вскользь) вопрос так и повис в воздухе: как могло правительство, не имея четкой картины и точных прогнозов, разрабатывать такие серьезные документы? И не может не вызывать удивления, почему правительство, которое, как знают все приближенные к госструктурам люди, как раз и занимается подготовкой посланий президента, фактически оказалось не готово к реализации его поручений, потратив больше месяца на разработку некоего «обще-конкретного документа», а теперь еще и «дотягивает» свои же «хвосты».

0 коммент.:

Отправить комментарий