13.11.2009

Из суперпрезидента – в «суперханы» – 5



Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

В прошлом номере мы обратили внимание наших читателей на то, что внешнеполитическая активность Астаны в последний год буквально зашкаливает за все возможные нормы для небольшого центральноазиатского государства, и одной из возможных причин этого назвали рекомендации, содержащиеся в документе «Проект Хан: Западный Фронт». 
В этот раз расскажем о том, как в «Ак орде» планировали воздействовать и, похоже, успешно воздействуют на администрацию США и политиков Запада. Прежде чем мы продолжим рассказывать про «Проект Хан: Западный Фронт», несколько слов на тему, почему в этом документе так много внимания уделено США.


Во-первых, и это всем понятно, Соединенные Штаты Америки есть и продолжают оставаться, несмотря на мировой финансовый кризис, самой большой экономикой, военной и политической силой в мире.

Во-вторых, судя по неофициальной информации, проект разрабатывался под руководством американца болгарского происхождения Александра Мирчева, который занял место своего предшественника, тоже гражданина США, Джеймса Гиффена, при активном участии которого разрабатывалась программа «Казахстан-2030».

В-третьих, в той сложной геополитической игре, которую пытается разыгрывать Назарбаев, США использовались им сначала как противовес России и Китаю, а теперь, когда эти два государства усилили свое экономическое и политическое проникновение в Казахстан, он пытается не допустить, чтобы США «обиделись» на него за это и активизировали судебный процесс в Нью-Йорке над Джеймсом Гиффеном — не дай бог, в вердикте будет про «казахстанское официальное лицо номер два».

Вопросов больше, чем ответов

Итак, подраздел документа «Проект Хан: Западный Фронт», посвященный США, называется «Реализация достигнутых и установление дополнительных договоренностей с Администрацией Президента США, формирующих предпосылки для международной приемлемости легитимности долгосрочного политического мандата ST как взаимовыгодного для США и S».

Поскольку имеющийся у нас вариант проекта датирован июлем 2007 года, то речь идет о достигнутых договоренностях с республиканской администрацией во главе с Джорджем Бушем-младшим. Какие они, мы не знаем, но то, что западные демократии смотрят сквозь пальцы на грубейшие нарушения Астаной гражданских прав и свобод внутри страны и на невыполнение ею своих международных обязательств в этой части в обмен на некие преференции в сырьевом секторе, давно всем ясно.

Нет также сомнений, что такая политика провоцирует антиамериканские и антизападные настроения в той части гражданского общества, которая раньше ориентировалась на США и Западную Европу как зоны развитой демократии.

Поэтому хотелось бы узнать, унаследовала ли администрация демократов во главе с Бараком Обамой эти договоренности?

И есть ли среди этих договоренностей некие пункты о том, что в приговоре нью-йоркского суда не будут упомянуты высокопоставленные казахстанские официальные лица как соучастники коррупционных преступлений Джеймса Гиффена?

Насколько обоснованы подозрения, что действующий вице-президент США принимает активное участие в лоббировании интересов американских нефтяных корпораций и по этой причине покровительствует правящей в Казахстане клике?

И как так получилось, что лоббисту Александру Мирчеву удалось затянуть судебный процесс по делу Гиффена на столько лет, и чьей поддержкой он при этом пользуется?

К сожалению, ответы на эти вопросы, разве что формальные, мы не получим ни от одной из заинтересованных сторон, если только их не подхватит американская пресса и не начнет бомбардировать Белый дом неудобными запросами.

Личная шерсть плюс государственная

Что же предполагалось делать в США?

Цитируем: «Проведение конкретных мероприятий с руководством Администрации Президента США с целью установления должной поддержки для долгосрочного политического мандата ST на основе выявления его соответствия взаимных интересов США и S, в том числе:

Обеспечение созданной позиции ST как Ли Куан Ю и Кемаля Ататюрка ХХІ века в глазах Администрации Президента США.

Поддержка устойчивого позиционирования долгосрочного политического мандата ST через реализацию двусторонних договоренностей между ST и Президентом США, основанные на понимании и обосновании необходимости этого мандата.

Углубление «личной» и профессиональной политической заинтересованности сотрудников аппарата Президента США в конкретных инициативах по развитию сотрудничества между США и S, которые демонстрируют преимущества «Модели ST».

Расширение позитивных личных взаимоотношений между ST и ключевыми высокопоставленными лицами из Администрации Президента США».

Из всего этого абзаца нас заинтересовало не очередное сравнение Назарбаева с великими реформаторами ХХ века, а слова про углубление «личной» заинтересованности сотрудников Администрации президента США в сотрудничестве с Астаной и расширении позитивных личных отношений Назарбаева с ними же. К сожалению, про это в доступной нам версии документа — ни слова, хотя там и есть раздел «Специальные мероприятия», но в нем — ни строчки. Видимо, он сверхсекретный или был прописан позднее.

«Рамки» для инвесторов

В прошлом номере мы уже писали о том, что президентская программа «30 корпоративных лидеров» реализуется в первую очередь для того, чтобы через вновь создаваемые казахстанские корпорации влиять на западные корпорации, а через них — и на правительства ведущих государств мира.

Поэтому закономерно, что разработчики документа «Проект Хан: Западный Фронт» не могли обойти вниманием и иностранных инвесторов в нашей стране.

Подраздел, который их касается, называется «Обеспечение политически выгодного поведения действующих в S международных конгломератов с целью сохранения стабильности и управляемости дальнейшего процесса модернизации S и выгодного международного позиционирования S на новом этапе».

Говорится в нем следующее: «Поведение международных конгломератов, работающих в S, будет важным фактором, влияющим на международную легитимность долгосрочного политического мандата. В этой связи, предусматривается:

Демонстрировать международным компаниям, работающим в S, что долгосрочный политический мандат SТ соответствует их интересам.

Провести анализ и предоставить решения основных вопросов, которые являются предметом споров и разногласий между многонациональными компаниями и правительством S.

Установить «давление третьих сторон» на неправомерное поведение многонациональных компаний, работающих в S.

Обратить внимание многонациональных компаний на социальную напряженность, которая вызвана их деятельностью на территории S.

Нейтрализовать потенциальное влияние, которое многонациональные компании могут иметь на деятельность правительства S и признание международной легитимности долгосрочного политического мандата ST».

«Крыша» не помешает

Впрочем, и Западную Европу разработчики «Проекта Хан: Западный Фронт» не оставили без внимания. Но, что любопытно, и здесь, и везде постоянно говорится о достижении непубличных, «личных» договоренностей с влиятельными политиками и государственными деятелями.

Соответствующий подраздел озаглавлен «Достижение и поддержка публичных и непубличных политических договоренностей с основными политическими лидерами Западной Европы и руководителями ключевых международных организаций в отношении долгосрочного политического мандата ST» и предусматривает:

«Установление должного понимания рациональности и обоснованности политических реформ в S среди лидеров Европейской Комиссии и руководства правительств Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и других западноевропейских государств.

Диалог с руководителями наиболее влиятельных международных организаций с целью обеспечения принятия ими долгосрочного политического мандата ST и сбалансированного отношения к потенциальным атакам со стороны оппонентов».

Кстати, становятся понятными и причины, по которым в Астану зачастили лауреаты Нобелевских премий по экономике, известные исследовательские и политологические центры с Запада.

Вот как об этом сказано в плане: «Международная легитимность долгосрочного политического мандата ST на новом этапе предусматривает создание сбалансированного и даже позитивного отношения к политической и экономической модернизации S на базе «Модели SТ» среди руководств западных НПО, а также требует усиления поддержки со стороны «старейшин» и «тяжеловесов» внешней политики США и Запада».

Для чего предусматривается: «Ангажирование широкого круга стратегических партнеров и «политических друзей» ST среди наиболее авторитетных и влиятельных представителей политической, деловой и общественной элиты США и Запада», «Представление НПО Запада и их спонсорам аргументов, которые определяют целесообразность конституционной реформы S на новом этапе как основы успеха «Модели SТ», «Обеспечение «правильной интерпретации», «понимания» и, в некоторых случаях, поддержки модернизации S под руководством ST со стороны американских и западноевропейских НПО, исследовательских и академических институтов и т.д., которые формируют оценку долгосрочного политического мандата ST».

Обратите внимание, что сами разработчики взяли слова «правильная интерпретация» и «понимание» в кавычки, из чего можно сделать однозначный вывод, чего и какими способами добиваются представители Назарбаева на Западе.

Про сделку с «Ураниум Один»

Следующим идет подраздел, озаглавленный «Достижение политических договоренностей с основными представителями исполнительной и законодательной власти и бизнес-элиты США в отношении принятия и поддержки легитимности долгосрочного политического мандата ST как гарантии для региональной стабильности и международной энергетической безопасности».

В нем предполагается в числе прочего: «Работа с руководителями американской исполнительной власти с целью разъяснения и демонстрации преимуществ долгосрочного политического мандата ST для продвижения совместных национальных интересов США и S», «Разъяснительная работа с руководством законодательной власти США для создания должного уровня понимания предпосылок и преимуществ политических реформ в S, обеспечивающих долгосрочный политический мандат ST».

И что самое интересное: «Неофициальные внешнеполитические договоренности с основными представителями американских политических элит о сбалансированном отношении к потенциальным оппонентам этого мандата, а также достижение необходимого уровня понимания специфики ситуации в S со стороны руководителей и спонсоров правительственных организаций, формирующих оценки легитимности политических режимов в мире».

В связи с чем возникает вопрос, насколько соответствует действительности то, что рассказал Мухтар Джакишев про сделку с «Ураниумом» и про заинтересованность в ней семьи Клинтонов в той самой видеозаписи допроса или беседы в КНБ, которая так неожиданно появилась в Интернете на прошлой неделе и стала сенсацией номер один в Казахстане.

Прав, похоже, Джакишев

А то, что с бывшим президентом США Биллом Клинтоном и его женой, ставшей в администрации Барака Обамы государственным секретарем, были какие-то неофициальные контакты или попытки оных, говорит следующий подраздел.

Озаглавлен он так: «Разработка и проведение индивидуальных мероприятий для формирования сбалансированного и даже позитивного отношения к новому долгосрочному политическому мандату ST у основных кандидатов на пост Президента США».

И говорится в нем следующее: «Кандидаты на пост Президента США на выборы в 2008 году являются ключевыми представителями политической элиты США, которые должны «иметь понимание» взаимосвязанности интересов США и S с долгосрочным политическим мандатом ST. В этой связи, целесообразно:

Установление сбалансированного отношения к политическим реформам в S и долгосрочному политическому мандату ST со стороны основных кандидатов на пост Президента США накануне президентских выборов 2008 года.

Разработка и представление потенциальным кандидатам на пост нового Президента США аргументов, которые определяют целесообразность конституционных реформ в S, а также их приемлемость и политические преимущества для Запада.

Создание нужной основы для двусторонних договоренностей между ST и основными кандидатами на пост Президента США, поддерживающих устойчивое позиционирование долгосрочного политического мандата ST.

Создание понимания конституционной реформы в S со стороны основных кандидатов на пост Президента США, основываясь на позиции ST как самого ответственного в регионе партнера США и Запада в целом по таким стратегическим вопросам, как борьба с терроризмом, решение проблем добычи, переработки и транспортировки нефти и других энергоресурсов, а также как гаранта развития свободного, открытого и демократического общества в S.

Укрепление доверительных личных взаимоотношений ST с кандидатами на пост нового Президента США как основы будущей политической поддержки его долгосрочного политического мандата».

...Подводя итоги вышесказанному, приходится сделать печальный вывод: используя нефть, газ и прочее казахстанское сырье, а также доллары, евро и фунты, полученные официально или неофициально от их продажи, Астана оказывает активное влияние на администрации США и государств Западной Европы.

Мы не хотим подозревать госдеятелей этих стран в продажности, но имеем полное право думать, что для них демократия ограничивается территориями их стран, а внутриполитическая стабильность и уровень жизни их сограждан для них в сто раз важнее нарушений гражданских прав и свобод в далеком Казахстане. Поэтому они готовы слушать сказки про «казахстанскую модель демократии» и исторические заслуги Назарбаева. И проглотят не только пожизненное президентство, но и суперханство.

P.S. В следующем номере газеты мы расскажем про планы разработчиков «Проекта Хан: Западный Фронт» в отношении крупного казахстанского бизнеса и организационно-временные параметры, заложенные в документе, а потом пройдемся по каждому из более чем десятка разделов.

Источник: Газета "Голос Республики" №44 (125) от 13 ноября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий