16.11.2009

Безопасный секс по Бахмутовой – лучше без секса!



Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

Прочитал я доклад председателя Агентства финансового надзора на вторничном заседании правительства «Об основных направлениях дальнейшего развития финансового сектора с учетом уроков глобального кризиса» и стало мне жалко Елену Леонидовну до слез.


Премьера, главу Нацбанка и председателя правления «Самрук-Казыны» не жалко, а ее жалко. Потому что женщина, а ввязалась в мужские игры.

Основной лейтмотив доклада главы финнадзора страны — это фиксация проблемы существенных недостатков в функционировании финансовых рынков и финансовых организаций и попытка решить ее за счет усиления технического надзора, нормативного регулирования и административного контроля со стороны АФН. Вы скажете, что в этом плохого? Да то, что госпожа Бахмутова повторяет стандартную ошибку военных стратегов — они всегда готовятся к прошлой войне, и в результате следующая война застает их врасплох и идет совсем не по планам генералов.

Если бы Елена Леонидовна имела бы опыт работы в налоговых службах, то она знала бы, что в противостоянии между налогоплательщиками и налоговыми сборщиками, как правило, проигрывает госбюджет. Да, какая-то часть нечестных с формальной точки плательщиков хватается за руку и даже несет какое-то наказание, но большая часть теми или иными способами, - как правило, путем дачи взяток - уходит из поля зрения госорганов и остается при своих интересах.

В этих условиях стратегия, выбранная руководством АФН, тупик. В первую очередь потому, что количество организаций, с которыми ее ведомству приходится сотрудничать, относительно не велико и исчисляется сотнями, а не сотнями тысяч.

Во вторую очередь потому, что именно в этом секторе имя значит достаточно много, поскольку речь идет о больших деньгах, которые к тому же быстро передвигаются, а значит, проблемы с распознаванием, кто есть кто на рынке, практически не бывает. Можно обмануть надзор и налоговиков, но нельзя обвести вокруг пальцев коллег и конкурентов.

И в третью очередь потому, что выбранный госпожой Бахмутовой путь превращения Агентства финансового надзора в супернадзорное ведомство в условиях Казахстана неизбежно приведет к всплеску коррупции и соответственно скандалов в отдельно взятом агентстве.

Да простит нас Елена Леонидовна, но выбранный или возможно только озвученный ею новый курс АФН неизбежно ведет к рифам, попав на которые, агентство разобьется.

Да, АФН может вести активную работу по усовершенствованию нормативной правовой базы и практики регулирования отечественного финансового рынка в целях учета основных уроков и выводов, полученных в ходе глобального финансового кризиса.

Очень приятно, что в своей деятельности агентство руководствуется только лучшим мировым опытом и стандартами регулирования, акцентируя внимание на последних тенденциях и изменениях, происходящих как на мировом, так и на национальном финансовых рынках.

Изумительно, что в АФН принимаются последовательные меры пруденциального характера, которые по сути и по форме согласуются с Декларациями стран G-8, G-20, G-30, а также с рекомендациями Форума по финансовой стабильности и международных организаций финансовых регуляторов.

Но возникает вопрос: если АФН не уследило за БТА, «Альянс банком» и «Астаной-финанс», хотя весь прошлый год проводило там проверки и держало на постоянной основе своих представителей, то почему Елена Леонидовна решила, что ее подчиненные смогут установить и предотвратить что-то новое?

Даже если каждый ее сотрудник будет получать зарплату на уровне председателя правления небольшого банка, все равно искушение остается слишком большим, а уберечься в Казахстане от соблазнов практически невозможно. Ей ли не знать этого?

Ну, ограничит АФН операции банков по кредитованию лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, и что это даст? Кредиты будут выдаваться казахстанским юридическим и физическим лицам, обналичиваться и чемоданами вывозится в оффшорные зоны, благо Генеральная прокуратура отменяет налоговые декларации при вывозе наличных на сумму свыше 10 тысяч долларов.

Ну, ввели законом по вопросам устойчивости финансовой системы 2008 года запрет на прямое или косвенное владение акциями финансовых организаций юридическими лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах или имеющими аффилиированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, или физическими лицами, являющимися участниками (учредителями, акционерами) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах. Но кто будет это проверять? АФН? Но тогда к нему нужно присоединить как минимум финразведку, финполицию и национальное бюро Интерпола!

Бедная, бедная Елена Леонидовна. Она так и не поняла, что реальная жизнь намного шире, живее и конкретнее, чем инструкции и прочие нормативные документы АФН. И пока она вместе со своими подчиненными пытается «поймать вчерашний день» и выстроить административно-законодательно-надзорный барьер против уже случившихся нарушений, в финансовой сфере зреют совершенно новые идеи, с которыми она ничего не может поделать в принципе.

Хотя свой вклад в принципиальную ошибку она уже внесла вместе с премьер-министром Каримом Масимовым, главой Нацбанка Григорием Марченко и председателем правления ФНБ «Самрук-Казына» Кайратом Келимбетовым — выбрав вариант принудительного вхождения в БТА Банк и «Альянс банк» вместо оказания им помощи.

В условиях, когда у акционеров финансовых институтов в одночасье отбирают их собственность, а менеджеров и сотрудников просто так сажают, дабы скрыть незаконность действий государства, обвиняя при этом в несуществующих хищениях и махинациях, уровень морали банковских служащих без вариантов должен упасть. Хотя и сегодняшний уровень, скажем прямо, ниже плинтуса.

Какое дело банковским служащим до того, что АФН предложило внедрение более жесткого регулирования в отношении системно значимых финансовых институтов, включая установление более жестких пруденциальных требований с целью отражения уже известных высоких издержек в случае наступления их несостоятельности?

Их не волнует, что планируются изменения, предусматривающие введение более детальных требований к капиталу, где достаточность капитала будет учитывать не только активы, взвешенные по степени риска, но и ГЭП анализ, концентрацию активов, долю оптового фондирования, рост кредитного портфеля. Им нужно срубить деньги сегодня и сейчас, не важно за выдачу ли кредита, его ли невозвращение, пролонгацию или понижение процента.

Мы счастливы, что в АФН анализируется международный опыт для введения дополнительных пруденциальных нормативов для банковских конгломератов. И что в рамках регулирования ликвидности финансовых конгломератов будут использованы рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а ликвидность будет устанавливаться и рассчитываться на консолидированной основе, т.е. для банков и их дочерних организаций. Но сотрудникам банков всех уровней нужно выживать сегодня — сегодня платить по счетам, поэтому их мало волнует, как их деятельность отразится на финансовом состоянии их структур и государства в целом.

Даже если для конгломератов будут установлены ограничения по объему внешнего заимствования и введен коэффициент левереджа, а в соответствии с рекомендациями G-20 в рамках внедрения более жесткого регулирования в отношении системно значимых финансовых институтов будут установлены требования о наличии планов на случай непредвиденных ситуаций, банкиров будет волновать только лишь то, смогут ли они содержать свою семью и отложить деньги на завтрашний день, который может оказаться более голодным, и припасти резерв, чтобы заплатить взятку финполицейскому и представителю АФН.

Что же касается контрцикличного пруденциального регулирования, которое является одной из важнейших рекомендаций министров финансов G-20 и которого в ближайшей перспективе будет придерживаться Агентство финнадзора, то его эффективность будет равна нулю, как была равна этой цифре эффективность работы Елены Бахмутовой и возглавляемого ею ведомства в период до 2009 года.

Ни жесткое пруденциальное регулирование по международным стандартам, ни взвешивание по риску внебалансовых обязательств, предусматривающих принятие банком рисков за третьих лиц, ни коэффициент общего объема выданных займов к сумме привлеченных депозитов, не помогут государству и АФН в частности, если они будут строить финансовую систему и свою политику по отношению к финансовому сектору, только исходя из цели обеспечить сплошной контроль.

Потому что в данном случае госпожа Бахмутова пытается претворить в жизнь старый анекдот про безопасный секс: врач-сексолог на вопрос озабоченного безопасностью секса пациента выдал ему следующую рекомендацию: «Наденьте презерватив, обмотайте его бинтом с дезинфицирующим раствором. Сверху еще презерватив и снова бинт. Затем еще презерватив и никакого секса!».

Так вот, в своем докладе председатель правления АФН как раз и реализует этот творческий подход, в результате которого финансовый надзор и контроль в Казахстане будут подняты на небывалую высоту, а вот финсектор окажется на грани выживания. Потому что жизненный опыт свидетельствует — в нашей стране усиление госконтроля не приводит к улучшению финансово-хозяйственной деятельности, а, наоборот, к ее ухудшению, так как увеличивается количество голодных ртов, которые имеют право откусить, не неся никакой ответственности за конечный результат.

Мы уверены, что Елена Леонидовна сделает все, чтобы концепция финнадзора в Казахстане была максимально приближена к широко используемому в мировой практике подходу к надзору, основанному на оценке рисков. А в регуляторную практику были внедрены индивидуальные «Карты рисков», усовершенствованы процедуры стресс-тестинга, систем раннего реагирования и разработки планов по ограничению рисков.

Но вот насчет того, что она и ее сотрудники не допустят появления свободных от регулирования участков или инструментов финансового рынка, способных создать регуляторный арбитраж и, как следствие, неконтролируемый системный риск, мы сильно сомневаемся. Потому что фантазии народа в условиях, когда он играет в опасную игру с государством и госведомствами по принципу: найди, поймай и попробуй доказать, что украл, нет предела. Как нет предела совершенству.

Именно поэтому нам до слез жалко госпожу Бахмутову и даже немножко жалко Агентство финнадзора — они так и не поняли, что стали разменной монетой в большой игре, а их потуги быть полезными стране и государству не принимаются всерьез солидными мужчинами. Ну, хотя бы теми самыми премьер-министром, главой Нацбанка и председателем правления «Самрук-Казыны».

И если завтра встанет вопрос, а кто ответит за проблемы финансовой системы страны и провал спецоперации по захвату частных банков, опытные политики и государственные мужи наверняка переведут стрелки на женщину. И хорошо, если Нурсултан Абишевич войдет в положение, а то ведь могут и посадить. За недостаточный надзор и контроль над банками второго уровня, приведший к подрыву национальной безопасности и невыполнению указаний президента.

0 коммент.:

Отправить комментарий