24.11.2009

Мы не скажем, но… все покажем!



Автор: Полина ЛЕГИНА

Не только столицы раздирают скандалы с обнаружением наркотиков в карманах сотрудников правоохранительных органов.
Пока в Алматы кипят страсти вокруг задержания за хранение наркотиков заместителя начальника городского департамента финполиции Айдына Жантелеева, в Павлодаре на почве наркоторговли разворачивается своя драма.

В понедельник под статьей о новостях в деле Айдына Жантелеева на одном из казахстанских сайтов появился любопытный комментарий. Автор сообщения под псевдонимом Павлодарец сообщал буквально следующее: «В Павлодаре сотрудниками КНБ задержан бывший сотрудник ДВД Цысь (сын Цысь Нины — подполковника полиции в отставке, бывшей руководительницы пресс-службы ДВД, сейчас работает директором ночного клуба «Респект») при попытке сбыть 700 таблеток «экстази» производства Германии. Сразу после задержания Цысь заместитель начальника управления по борьбе с наркотиками ДВД Павлодарской области Ноярников Александр Г. покинул страну. Ранее Цысь и Ноярников привлекались к уголовной ответственности».

Не зная, что и думать, мы принялись названивать в департамент КНБ по Павлодарской области и в пресс-службу ДВД, дабы проверить скандальную информацию. И наткнулись на глухую стену. В пресс-службе ДВД не смогли сразу ответить ни на один вопрос, даже о том, кто сейчас занимает должность заместителя начальника управления по борьбе с наркотиками и где сейчас г-н Ноярников. Вместо этого нас попросили прислать письменный запрос, каковой мы и направили незамедлительно на имя руководителя пресс-службы Баян Магзумовой. В запросе мы интересовались должностями, обстоятельствами увольнения и предыдущими уголовными делами, указанными в электронной кляузе, Александра Ноярникова и Ильи Цысь.

Отступление от темы

Увы, письменный запрос не помог. Связавшись уже вечером по телефону с г-жой Магзумовой, мы узнали от нее, что для ответа СМИ надо...поднять архивы. Без архивных данных, дескать, никак невозможно сказать, когда работали в ДВД господа Ноярников и Цысь и работали ли вообще. Но прежде чем обратиться за сверхсекретной информацией, нам надо адресовать запрос на имя начальника ДВД г-на Кадыргожаева. У пресс-секретаря, оказывается, нет полномочий получать сведения без соответствующей бумаги.

Такая позиция пресс-центра ДВД не может не раздосадовать. Не далее как летом этого года журналистское сообщество написало открытое письмо на имя министра МВД Серика Баймаганбетова с просьбой разрушить заградительный барьер, который искусственно возвело между полицией и прессой руководство Павлодарского ДВД. Реакция тогда последовала незамедлительно. В Павлодар приехал руководитель пресс-службы МВД Куанышбек Жуманов. Выслушав жалобы представителей СМИ, он пообещал, что впредь работа павлодарских полицейских будет прозрачна.

Кстати, тогда всю вину за сокрытие информации свалили на бывшую руководительницу областной пресс-службы, уволили ее и назначили новую. Прошло совсем немного времени, а история повторяется. Те же волокита и очковтирательство. Зачем существует пресс-служба, которая не в состоянии получить внутриведомственную информацию? Неужели исключительно для того, чтобы учить журналистов правильно адресовать запросы?

Брифинг без отступления от пресс-релиза

С Комитетом национальной безопасности поначалу тоже не заладилось. В дежурной части павлодарского ДКНБ сухо ответствовали, что не скажут ничего и что если решат дать информацию, то сами найдут прессу. Пришлось обращаться за помощью в Астану, к помощнику пресс-секретаря КНБ Исламу Бикешеву. Только после этого в павлодарском департаменте с нами согласились разговаривать и даже в экстренном порядке собрали брифинг вечером того же дня.

Брифинг, который проводил пресс-секретарь ДКНБ подполковник Берик Шынгысбеков, по сути свелся к зачитыванию согласованного в Астаной пресс-релиза. В нем рассказывалось о результатах проведенной с 9 октября по 19 ноября этого года операции «Павлодар — город без наркотиков». Улов каэнбэшников составил 32,28 кг опия, свыше 1,86 кг марихуаны и более 600 таблеток (а не 700, как писал Павлодарец) «экстази» на общую сумму более 30 миллионов тенге. В релизе сообщалось также, что сотрудники ДКНБ ликвидировали два международных канала поставок на территорию Павлодарской области наркотиков синтетического происхождения и опиатов.

Что касается изъятия таблеток «экстази», то об этой операции г-н Шынгысбеков сообщил крайне мало. Таблетки поставлялись из Германии в тайниках приобретенных там подержанных автомашин, которые шли транзитом через Литву и Россию. Предназначались наркотики для распространения в ночных клубах Павлодара. После задержания подозреваемых 10 ноября возбуждены два уголовных дела по ст. 259 ч. 2—1 и ст.259 ч. 4 п. «а» УК РК (ст. 259 предусматривает наказание за незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.) Арестованы трое подозреваемых, по предъявленным статьям им грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

«Не могу сказать!»

О том же, кто эти арестованные, г-н Шынгысбеков не обмолвился ни словом. Напрасно журналисты терзали пресс-секретаря вопросом, правда ли, что среди подозреваемых есть сотрудники полиции, — он был непреклонен. Не назвал ни род занятий, ни даже возраст.

- Сейчас я не могу ничего сказать в интересах следствия, — заявил г-н Шынгысбеков.

На вопрос же об отношении к делу с «экстази» экс-борца с наркотиками Александра Ноярникова, который, по слухам, был другом Ильи Цысь, пресс-секретарь ответил буквально следующее:

- Такой информацией мы не владеем.

- А вы знаете, по каким причинам уехал из Казахстана (если уехал) ваш коллега Ноярников? — настаивали журналисты.

-Нет, — не менял позиции пресс-секретарь. — И если честно, я его и не знаю. Сейчас ведется следствие, и Уголовно-процессуальный кодекс говорит, что расследование надо проводить с полной объективностью для всех сторон.

На большинство конкретных вопросов об арестованных г-н Шынгысбеков отвечал «не могу сказать». И даже на журналистскую каверзу — для каких именно ночных клубов предназначались «экстази» — подполковник не купился.

- Вы ничего не говорите о задержанных. Как же нам быть с распространенной в Интернете информацией о том, что один из арестованных — сотрудник ДВД Илья Цысь?

- Я вам уже все рассказал. Еще вопросы есть?

Видеосюрприз от КНБ

С брифинга журналисты расходились разочарованными. Однако дома у компьютеров их ждал сюрприз. Всем желающим сотрудники ДКНБ скинули на флешку два файла с оперативным видео, один из которых оказался целиком посвящен задержанию... капитана полиции, оперуполномоченного ОУР Ильи Цысь, 1977 года рождения. В кадре сам капитан называет свой год рождения и домашний адрес, продемонстрирована автомашина и служебное удостоверение оперуполномоченного, некий мужчина считает перед объективом таблетки. На 64-й таблетке короткая запись обрывается.

Что хотели этим сказать сотрудники ДКНБ, мы так и не поняли. К чему была сверхсекретность на брифинге, если потом видеозаписью каэнбэшники фактически подтвердили якобы скрываемую информацию? Не иначе как тонкая игра...

0 коммент.:

Отправить комментарий