19.11.2009

Розовый полигон и керосиновое озеро


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Очередной «правительственный час» в Мажилисе был посвящен весьма важной теме – реализации механизмов Киотского протокола. Однако заветный документ, к ратификации которого парламент призывал правительство на протяжении нескольких лет, неожиданно отошел на второй план – речь пошла о тотальных проблемах с экологией.


Министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов, придя в парламент, с места в карьер начал сыпать серьезными данными. К настоящему времени в стране накоплено уже более 22 млрд тонн отходов, из них более 16 млрд тонн техногенных минеральных образований (ТМО) и около 6 млрд тонн — опасных отходов. В среднем ежегодно образуется порядка 700 млн тонн промышленных отходов, из них токсичных — около 250 млн тонн.

- Основная масса твердых бытовых отходов без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, — сетовал министр. — 97% свалок не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства. Менее 5% твердых бытовых отходов в республике подвергается утилизации или сжиганию.

Без денег чисто не бывает

Спектр отечественной свалки, в которую практически превратилась страна, как выяснилось, обширен. Тут можно найти и ртутные загрязнения, и ядохимикаты, и золошлаки, и радиационные отходы, и даже керосиновое озеро.

Заниматься всем этим будет госпрограмма «Экология Казахстана» на 2010 — 2020 годы. По словам главы МООС, в рамках этого документа должны быть решены такие задачи, как снижение антропогенного воздействия на компоненты окружающей среды и здоровья населения; сохранение и восстановление природных экосистем; развитие и совершенствование системы управления качеством окружающей среды.

Особо министр заострил внимание на бюджетной составляющей. На решение экологических проблем, по его мнению, выделяется ничтожно мало средств — «всего 0,2% от всего бюджета». Глава МООС даже рискнул заметить: «В масштабе слайда мы вынуждены были искусственно повысить столбик, изображающий экологию, что его хоть видно было».

Тут же прозвучала идея очередного ноу-хау — конечно же, с привязкой к Национальному фонду. Так, в рамках реализации программы планируется создать национальный центр по управлению отходами производства и потребления «Жасыл Даму», который будет «участвовать в софинансировании различных проектов, что значительно увеличит их привлекательность для международных доноров».

В настоящее время, как пояснил министр, уже достигнута предварительная договоренность по привлечению средств следующих международных организаций: займы — Фонда чистых технологий ООН — до $200 млн; Всемирного банка — до $70 млн; Глобального экологического фонда и ПРООН — до $30 млн.

Правда, судя по словам министра, речь не идет о вытаскивании уже накопленных средств Нацфонда. Планируется, что в Нацфонд будут поступать все экологические платежи и штрафы и уже оттуда в виде целевых трансфертов пойдут в центр «Жасыл Даму» и далее на реализацию проектов. В среднем, по расчетам МООС, ежегодно планируется аккумулировать в Национальном фонде порядка 60 млрд тенге.

Торгуют все!

Что же касается заявленной темы «правительственного часа» — механизмов реализации Киотского протокола, то министр посвятил этому вопросу вторую часть доклада.

Напомнив депутатам предысторию вопроса и подчеркнув важность ратификации, он, естественно, указал на особые заслуги в этом вопросе президента Назарбаева. А вот механизмы детализировать позабыл. Так, Нургали Ашимов вновь напомнил, что Казахстан уже заявил о своем намерении снизить выбросы парниковых газов (ПГ) на 15% к 2020 году и на 25% — к 2050 году от базового 1992 года. Планируется, что в рамках принимаемых сегодня стратегических документов (стратегия индустриального развития) к 2020 году выбросы парниковых газов в Казахстане составят 275,1 млн тонн, что составляет 85%, или снижение на те самые 15%.

Еще одна возможность Киотского протокола — согласно приложению Б, страны, включенные именно в это приложение, могут торговать квотами выбросов парниковых газов. «Суть торговли заключается в том, что государство, уже выполнившее свои обязательства и имеющее переизбыток квот, может продать свои сокращения другим странам, нуждающимся в сокращении», — объяснил министр.

Помимо этого, существует и национальная система торговли. В частности, «после проведения инвентаризации парниковых газов все предприятия получают лимит на парниковые газы». Базовым годом будет 2008 год. Если предприятие к концу зачетного периода превысит лимит, то к нему будут применены штрафные санкции.

- Предприятие, внедрившее низкоуглеродную технологию и добившееся сокращения выбросов парниковых газов, может продать излишек на рынке, — рассказал министр технологию процесса торговли. — В Казахстане предполагается торговля парниковыми газами на товарной бирже, адаптированной к европейской товарной бирже. Мы рассчитываем, что со временем казахстанские предприятия выйдут на международный уровень, где цены формирует рынок.

Правда, тут возникает вопрос, как быть с новыми предприятиями или предприятиями, расширяющими производство.

- В таком случае мы предлагаем следующую схему: действующие предприятия получают часть квоты ПГ от государства безвозмездно, а часть покупает на рынке, новое предприятие получает часть квот также безвозмездно, но из резерва страны, а часть покупает на рынке, — воодушевленно рассказал Ашимов, добавив, что в Евросоюзе на рынке покупается до 30% выбросов.

Разноцветный полигон

Впрочем, депутатов, как оказалось, механизмы Киотского протокола не слишком интересовали. Мажилисмены озадачили министра другими проблемами. В частности, Амангос Утегенов вспомнил о ситуации на полигоне «Дарьял-У» недалеко от Балхаша.

- В настоящее время мы ведем переговоры с германской фирмой, — сообщил министр. — Я думаю, что в этом году оставшаяся часть конденсаторов бесплатно, за счет средств германских инвесторов, будет вывезена в Германию и утилизирована. Но ситуация там непростая. Недавно все проверяли еще раз. Оказалось, к сожалению, что СОЗы пропитали стенки этого склада. Поэтому, когда будет подписано постановление правительства, мы объявим там чрезвычайную экологическую ситуацию.

Александр Милютин тут же поинтересовался другим полигоном — Семипалатинским. В ответ услышал: территория Семипалатинского полигона в ближайшее время будет поделена на три зоны: зеленую, розовую и красную. В зеленой зоне можно будет жить и работать, в розовую — можно заходить и выходить, но жить нельзя, в красной — ничего нельзя.

- Розовую зону мы тоже планируем использовать, потому что у нас есть отходы ртутных ламп, там можно их хранить, — пояснил Ашимов. — В красную зону мы не заходим, потому что Казахстан является стороной, подписавшей договор о нераспространении ядерного оружия. Там есть технологии, поэтому туда не касаемся, это в основном испытательные шахты.

А вот другой вопрос депутата Милютина — о керосиновом озере все в том же Семее — едва не остался без ответа, пока о нем не напомнил упрямый и дотошный вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко. Увы, ничего утешительного депутаты не услышали: им долго объясняли, что заявка на исследование озера и на производство технико-экономического обоснования по проекту утилизации керосина не была поддержана бюджетной комиссией. Проще говоря — проблема по-прежнему остается нерешенной.

Практически каждый депутат задал вопрос о какой-то конкретной экологической ситуации в различных регионах Казахстана. А Мухтар Тиникеев шагнул еще дальше, поинтересовавшись, не намерен ли МООС инициировать вопрос о газоснабжении в Карагандинской области, поскольку ТЭЦ вредят экологии гораздо больше. И не удержался от упрека в «беззубости»:

- Когда вы наведете порядок с хищниками от производства, которые загрязняют нашу землю?.. Сторонник ли вы того, чтобы утроить штрафы этим временщикам и снизить их тем, кто ставит очистительные сооружения?

- По газопроводу я очень рад, что мне этот вопрос задали, — заявил в ответ Ашимов и фактически вернул упрек: — Но этот вопрос надо задавать премьер-министру. Наше министерство газопроводы не прокладывает. По штрафам. Почему было падение штрафов? Потому что один раз всего штрафуются. В каком-то году оштрафовали за серу, второй раз зачем штрафовать?... И мы не Министерство финансов, наша задача не штрафы собирать, наша задача, чтобы вода, земля и воздух были чистыми.

Кстати, добиться того, чтобы «вода, земля и воздух были чистыми», МООС намерен при помощи новых технологий. Новые предприятия будут заставлять устанавливать специальные очистные сооружения, а уже действующие — модернизироваться. Однако такой ответ министра Мухтара Тиникеева не удовлетворил.

- Я еще раз убедился: у нас в стране за экологию борется один эколог — Мэлс Елеусизов, — констатировал депутат и тем самым закрыл тему экологии.

0 коммент.:

Отправить комментарий