19.11.2009

Потребители тоже получат закон


Автор: Камиль АЯНОВ

Для осознания наличия прав не только у продавцов, но и у покупателей тоже, правительству и народным избранникам Казахстана потребовалось без малого два десятка лет.
Наконец-то новая редакция Закона «О защите прав потребителей» оказалась в стенах парламента. Однако и в этом документе, как выяснилось, учтено далеко не все.

Парадокс, но интересы предпринимателей защищает множество нормативно-правовых документов, законов и кодексов. А значительно более многочисленная армия потребителей (то есть практически все население) вынуждена довольствоваться «продуктом», созданным еще КазССР в 1991 году.

В стране за это время успело измениться все законодательство, начиная с Конституции, лишь жизненно важный (а кто из нас не покупатель?) документ сохранился — как замороженный в леднике мумифицировавшийся мамонт. То есть имеется в наличии — данным фактом можно гордиться, но к практическому применению, увы, не пригоден по причине древности.

То же самое, только лучше

Презентовал депутатам проект вице-министр индустрии и торговли Тимур Жаксылыков, а подробнее о том, что же даст новый закон самим потребителям, коллегам рассказала депутат Айгуль Соловьева.

- Внесены поправки в понятийный аппарат в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, — отметила она, — поправки, усиливающие обязанности продавца, изготовителя-исполнителя, в том числе по обеспечению обмена или возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Уточнены механизмы регулирования права потребителей на приобретение товаров, работ, услуг, а также на получение информации о товарах, работах и услугах. Кроме того, в целях защиты прав потребителей предложена норма о возмещении потребителю морального вреда. И о сокращении списка товаров, не подлежащих обмену.

О том, насколько данный документ современен и соответствует нынешней картине рынка, можно только догадываться. Так же, как и о том, какой именно контрольно-надзорный орган будет следить за тем, чтобы свежепринятый закон соблюдался.

В качестве простенького примера можно привести незаконные даже по старому законодательству таблички с надписями «Товар обмену и возврату не подлежит», которые висят едва ли не на каждом ларьке.

Да и защитой прав потребителя сейчас у нас в стране занимаются только оптимисты и энтузиасты из одноименных НПО, не имеющие, увы, ни надлежащей законодательной поддержки, ни положенных полномочий.

Кушать надо вовремя!

О том, как давно в последний раз депутаты бывали в обычных магазинах, можно было предположить по их вопросам. Так, депутат Мухтар Тиникеев возмутился, что продавцы разных магазинов обедают в разное время.

- Рассматривался ли правительством и рабочей группой вопрос об установлении единого обеденного перерыва? — поинтересовался он. — То же самое касается и госорганов. Нельзя ли установить единое время перерыва для всех организаций, независимо от всех форм собственности?

Жаксылыков сочувственно покивал, но сказал, что нельзя. Хотя бы потому, что это никому не надобно.

- Мне кажется, что такая детализация в законе не совсем, возможно, нужна, — дипломатично заявил он. — Установление единого времени начала обеденного перерыва, на наш взгляд, было невозможным и нецелесообразным в данном законопроекте.

Вопрос, кто же встанет на защиту потребителей в Казахстане (в России, например, на этот случай есть весьма зубастая госструктура «Роспотребнадзор»), так и остался открытым.

- В разных странах существует разная практика, — ушел от прямого ответа вице-министр. — В некоторых странах, как в РФ, существует единый орган. В других странах эти функции децентрализованы, как у нас. Например, санэпидемслужба защищает права потребителей в части санитарного надзора, орган по техническому регулированию — в части качества товара. Есть также органы ветеринарного контроля, фитосанитарного контроля...

Не иначе как г-н Жаксылыков забыл народную пословицу, что у большого количества нянек дитя обычно остро страдает глазными заболеваниями.

Без лишних подробностей

Чуть позже депутаты помянули главный бич потребителей — злобных перекупщиков, накручивающих цены. В ответ г-н Жаксылыков, смутившись, объяснил, что в данном законе этому явлению места также не нашлось и решение отложено на будущее.

«Другой специализацией» оказались и коммунальные вопросы. Как сообщил мажилисмен Валерий Доскалов, параллельно с законом о защите прав потребителей в парламент направлялся сопутствующий проект, в котором предлагалось увеличить меру ответственности коммунальных служб, которые (кстати!) тоже оказывают услуги потребителям, то есть населению. Однако «по непонятным причинам» правительство вдруг спешно отозвало закон.

Вице-министр объяснил непонятные причины нестыковкой проекта с уже имеющимися законодательными актами — законами о частном предпринимательстве и регулировании торговой деятельности. Как нетрудно предположить, в конкурсе с такими «гигантами» новый документ не выдержал конкуренции. Хотя, к слову, в нем оговаривались такие нормы, как участие общественных объединений в качестве независимых экспертов в коммунальных спорах и многие другие.

...После недолгого обсуждения мажилисмены дружно проголосовали за принятие всех изменений. Правда, есть нехорошее предчувствие, что исключительно для того, чтобы забыть о вышеуказанных проблемах еще на двадцать лет.

0 коммент.:

Отправить комментарий