19.11.2009

Назарбаев о Жовтисе с судьями не говорил


Автор: Василий ИВАНОВ

Без сенсаций, разоблачений и перестановок прошел в минувшую среду в Астане V съезд судей Казахстана. Посетивший мероприятие Нурсултан Назарбаев предпочел проигнорировать самые острые темы, о которых говорят в обществе: целую серию громких судебных процессов, ознаменовавших тотальное наступление на свободу слова.
Вместо этого глава государства посоветовал судьям изучать компьютер и чаще меняться местами.

Как и театр, республиканский съезд судей начался с вешалки: привезенные за полтора-два часа до начала съезда во Дворец Независимости служители Фемиды продемонстрировали возле гардероба чудеса корпоративно-региональной этики. В образовавшейся давке представители того или иного региона норовили протащить к заветному окошку без очереди своих земляков. Стоявшая скромно в сторонке от этой давки одна из представительниц судейского корпуса философски изрекла по этому поводу:

- Что ж вы хотите? Судьи тоже люди...

Жизнь такая...

Принцип «какое общество — такие и судьи» взял на вооружение в своем выступлении и Нурсултан Назарбаев. Слегка пожурив судейское сообщество за «случайное попадание в судебный корпус нечестных людей», «недостаточный профессиональный уровень и низкий морально-этический облик отдельных судей» и «судебную волокиту, судебные ошибки и даже случаи нарушения законности», президент дал судьям установку из «Бумера» — не вы такие, жизнь такая.

- Процесс совершенствования судебной системы должен сопровождаться адекватным обновлением наших законов, установленные законами правила и инициативы должны обеспечивать быстрое, справедливое разрешение судебных споров и дел, — сказал он. — В этой связи нам нужны такие законы, которые бы не допускали возможности для рейдерства, возникающего в ходе различных корпоративных споров, с посягательством на институты частной собственности, основу рыночной экономики, — оседлал президент любимого с недавних времен конька.

Он напомнил, что «недавно в прямом эфире больше всего было задано вопросов по правовой системе именно по этому вопросу». А нам стало интересно: если бы вопросы на прямой линии не отсеивались, какой из вопросов на правовую тематику был бы самым популярным?

Тем временем выяснилось, что второй после рейдерства вопрос, более всего измучивший суды, — это лжепредпринимательство.

- Рост связанных с ним числа судебных дел наносит ущерб как бизнесу, так и интересам государства, несовершенство законодательной базы порождает судебные споры между товаропроизводителями, особенно в сфере сельского хозяйства, — сказал президент.

По его словам, законодательство многих стран освобождает контрагента от обязательств за несоблюдение договора исключительно при форс-мажорных обстоятельствах, однако мы умудрились написать свой Гражданский кодекс так, что у недобросовестных партнеров и при вполне благополучном финансовом состоянии есть возможность удрать с деньгами.

Все это звучало верно и правильно, только неясно, отчего это говорилось на съезде судей, которые законодательной инициативой не обладают и, следовательно, исправить законодательные ляпы не в состоянии. Уместнее было бы тыкать Гражданским кодексом в нос парламентариям и правительству...

Судья 21 века — е-судья

Что до самих судей, то им было рекомендовано получить наконец-то статус продвинутых юзеров. То есть презреть бумажный документооборот и кинуться с головой в глобальную паутину с ее е-правительством.

- Передовая судебная практика — это отказ от бумажного документооборота с переходом на электронные технологии, которые должны стать базой современного судебного процесса, — сказал Назарбаев.

По его мнению, технологии электронного правительства смогут сделать судебную систему более прозрачной и доступной для граждан. Имеющих постоянный доступ к Интернету, видимо.

С освоением судейским корпусом Интернета, правда, имеется одна существенная закавыка — его легче и с большим желанием осваивают молодые. А Назарбаев на съезде судей усомнился в целесообразности принятия на работу судьями судов первой инстанции (то есть районных и городских) лиц 25-летнего возраста. «Я думаю, что 25 лет для судьи нижнего уровня — это мало, надо более опытных людей подбирать», — сказал он, не уточнив, правда, до скольки именно лет он рекомендует поднять возрастной ценз.

Одновременно он посоветовал председателям судов не разбрасываться старой пенсионной гвардией — сейчас судья может выходить на пенсию в 65 лет, но, по мнению президента, «при безупречной работе судейское руководство может продлить это до 70 лет». Согласитесь, крайне сложно представить себе 70-летнего человека, который настолько «на ты» с компьютером, что способен самостоятельно не только выходить в Интернет, но и вести электронный документооборот. Но из двух зол — незнание ПК и отсутствие опыта — меньшим, безусловно, является первое...

Разумеется, не обошлось и без набрасывания схематичного портрета достойного строителя правового государства в новой судейской мантии.

- Судья — это совесть народа, она должна быть абсолютно чистой и незапятнанной... В беспристрастности суда ни у кого никаких сомнений быть не должно, это в первую очередь зависит от самих судей, и мы должны этого добиться, потому что это самым главным тормозом дальнейшего развития нашего государства может стать... Таким образом, судья своим поведением, умом, внешним видом должен олицетворять законность, справедливость и неподкупность, — заявил Назарбаев (при последних словах нам отчего-то сразу вспомнилась процессуальная мимика судьи Касымова). И предложил почаще перетряхивать судейскую верхушку — по аналогии с прокурорами областей и городов:

- Целесообразно ввести более частую ротацию председателей судов из числа судей этих судов. Надо посмотреть — не пять лет чтоб они сидели, вот эти судьи, а должны по два года ротировать в каждом суде, — пояснил президент. Председатели судов при словосочетании «чтобы сидели» мысленно сплюнули. А кое-кто и вполне реально тайком постучал по дереву...

Суд рвется в бой

Ответное слово председателя Верховного суда Мусабека Алимбекова было примерно вдвое продолжительнее выступления Назарбаева, но по факту являлось расширением и уточнением того, что сказал президент. В частности, глава ВС сосредоточился на тех же рейдерстве и лжепредпринимательстве как на главных бичах казахстанского бытия. И опять же крайним оказался законодатель:

- Судебная практика свидетельствует, что излишне либеральные условия создания и функционирования хозяйствующих субъектов приводят к тому, что добросовестные участники договорных отношений заключают миллионные контракты с фирмами-«однодневками», а впоследствии заваливают суды исками к виртуально существующему в природе субъекту, — пожаловался Алимбеков. И выступил-таки с конкретным предложением по решению этой проблемы — утвердить на уровне нормативно-правовых актов «достаточные размеры уставного фонда при образовании товариществ, чтобы стороны при заключении договоров имели четкое представление о последствиях любой совершаемой ими сделки и возможности возмещения убытков, не порождая затяжные судебные тяжбы».

Он также предложил разработать и принять закон «О корпоративных конфликтах», где конкретно будут отражены возможные субъекты правоотношений, предмет спора, ответственность государственного органа за вмешательство в деятельность коммерческой организации. Без этого закона, по его мнению, количество судебных споров на эту тему не уменьшится. И умудрился «перецитировать» высказывание президента, прозвучавшее буквально пятью минутами ранее:

- Для того чтобы суд стал наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим надежную защиту прав и свобод граждан, интересов хозяйствующих субъектов, общества и государства, нужен комплексный подход в решении правовых вопросов, в том числе путем своевременного принятия новых и обновления действующих законодательных актов, то есть правовое реагирование на вызовы времени должно быть адекватным, — сказал председатель ВС. Депутатам всех созывов, принимавшим до сих пор, надо понимать, «неадекватное» вызовам времени законодательство, в среду, наверное, сильно икалось...

Без президента = без галстуков

Более или менее откровенный разговор о делах скорбных зашел лишь после того, как президент отбыл со съезда. И завели этот разговор не судьи, а президент Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел:

- Несмотря на коренные преобразования в судебной системе, суд еще не смог полностью исключить из своей психологии и практики элементы обвинительного уклона, — сказал он. — И в союзе с прокурором суд все еще часто превращается в орган уголовного преследования, что не может не вызвать реакции со стороны общества.

Глава Союза адвокатов напомнил, что в последнее время защитники и родственники подсудимых все чаще делают «публичные высказывания в СМИ о необъективности судей».

- Звучащая критика со стороны адвокатов и родственников подсудимых нередко вызывает у судей раздражение, более того, многие судьи считают, что озвучивание позиции адвокатов публично наносит вред подсудимому, — отметил Тугел. — По большому счету, я согласен с позицией, что, выступая в СМИ с критикой в отношении судебной системы, адвокат нарушает адвокатскую этику. Но такую позицию адвокат вынужден занимать, когда понимает, что суд становится заложником органов уголовного преследования!

Заложниками же судьи становятся, по его мнению, потому, что казахстанский Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет сотрудников органов уголовного преследования «неограниченными полномочиями», в том числе — правом проводить оперативные мероприятия в отношении судей.

- Словом, мы все понимаем, что наши судьи далеко не обладают тем иммунитетом, который защищал бы их при принятии решений, — «открыл Америку» Тугел. — На судей оказывается огромное психологическое давление как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны органов уголовного преследования. Отсюда те судебные решения, к сожалению, которые отражаются на имидже судебной системы. А судьи должны иметь возможность принимать законные решения без оглядки на статистику, на начальственный окрик, не опасаясь нарушения сроков, не волокитя эти дела. Единственным критерием качества судейской деятельности должно быть только соответствие судебных постановлений требованиям закона. Адвокаты страны это хорошо понимают и, выступая за свои права, будут всемерно способствовать усилению гарантий полноценной работы судебной системы, — заверил он судейский корпус в солидарности.

Причины солидарности выяснились буквально тут же — президент Союза адвокатов недоволен тем, что в кандидаты в судьи на местах выдвигают абы кого, а именно — судебных секретарей и технических работников судов, знакомых, по его мнению, «только с формальной стороной судопроизводства и обладающих лишь менталитетом исполнителя».

- Какие соображения движут председателями областных судов, когда они выдвигают таких кандидатов? Неужели все дело лишь в удобстве управления кадрами? — задал он риторический вопрос. И, сославшись на международную практику, предложил рекрутировать судей среди адвокатов:

- Не хочу утверждать, что казахстанские адвокаты знают суть процесса лучше других юристов, но хотел бы напомнить, что в странах Европы судьями становятся, прежде всего, адвокаты, — сказал Тугел. — В Англии даже мантии и парики судей и адвокатов практически одинаковы, что свидетельствует о равенстве и взаимном уважении. Наверное, для нас такой подход может быть полезен тем, что он свидетельствует о важности пополнения судейского корпуса внутренне свободными людьми, с развитым правовым сознанием и умением отстоять свою позицию. И суд должен быть заинтересован в сильной адвокатуре, как и адвокатура — в сильном суде, — заключил он.

Оспаривать то, что сказал Тугел, никто не стал, но аплодировали осторожно, хоть явной крамолы в словах и не было. Завершилось все принятием нового Кодекса судейской этики — жаль, что в нем нет ни слова про поведение в очередях в гардероб...

0 коммент.:

Отправить комментарий