25.11.2009

Авантюра чистой воды


Автор: Алан ХУРУМОВ

Мэр Москвы Юрий Лужков продолжает лоббировать проект использования сибирских рек для орошения засушливых регионов. Выступая на международном форуме «Чистая вода–2009» в Москве, столичный градоначальник предложил, в частности, продавать воду Казахстану.
Ученые инициативу в целом одобряют, но интересуются, захочет ли Казахстан вкладывать в проект десятки миллиардов долларов.

«Необходимо вернуться к проекту по использованию воды сибирских рек. Только из стока Оби мы получим 25 кубических километров воды», — процитировало РИА «Новости» выступление Юрия Лужкова на международном форуме «Чистая вода-2009» в Москве. При этом, по его словам, для обеспечения южных регионов России достаточно 5—7 кубических километров воды. «Остальную воду мы можем продавать в Казахстан, я уверен, что после этого ситуация с водой в Центральной Азии существенно улучшится», — заявил градоначальник.

По его словам, некоторые земледельческие районы в Западной Сибири испытывает нехватку воды, особенно в летний период. Эти районы Юрий Лужков и предлагает напоить водой из Оби. По подсчетам мэра, для того чтобы увлажнить «безводные районы рискованного земледелия» в пяти областях России — Курганской, Оренбургской, Челябинской, Тюменской и Омской, понадобятся всего 5—7% от стока Оби.

Градоначальник также предлагает продавать воду засушливым странам Средней и Центральной Азии и считает это выгодным предприятием. Проект сможет окупиться, если продавать кубометр воды за $0,25, считает Юрий Лужков, подчеркивая, что цена кубометра воды в Европе составляет $3.

Московский мэр далеко не первый энтузиаст поворота сибирских рек. Впервые идея переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря пришла на ум семикласснику одной из киевских гимназий, а целиком проект был им разработан в 1868 году. В версии Академии наук СССР предлагалось на первом этапе построить водный судоходный канал из Оби через Казахстан в Узбекистан.

Предварительная стоимость проекта составляла 32,8 млрд рублей. На территории РСФСР нужно было потратить 8,3 млрд рублей, Казахстана — 11,2 млрд рублей и Средней Азии — еще 13,3 млрд рублей. Выгода от проекта оценивалась в 7,6 млрд рублей чистого дохода ежегодно. Среднегодовая рентабельность канала, согласно расчетам Госплана и Совинтервода, должна была составить 16%.

В августе 1986 года проект был свернут из-за его научной и экономической нецелесообразности. Но, как оказалось, мнение Юрия Лужкова не совпало с учеными из пяти отделений Академии наук СССР, которые признали проект научно несостоятельным и экологически опасным. Градоначальник, словно одинокий воин от науки, открыл кампанию по возвращению проекту доброго имени. Впервые он высказался в пользу его реанимации в 2002 году. А в сентябре 2008 года состоялась презентация книги Юрия Лужкова «Вода и мир», посвященной повороту сибирских рек на юг.

Ученые, однако, сомневаются, что энтузиазм градоначальника способен сделать проект рентабельнее. «Сейчас используются совершенно иные технологии при переброске воды. Возможно, потребуется специальная изоляция дна каналов. К тому же сегодня другие расценки на проведение работ. Поэтому стоимость этого проекта на настоящий момент вряд ли возможно назвать даже с точностью до $10 млрд», — поделился с «Республикой» завлабораторией охраны вод Института водных проблем РАН Евгений Венецианов.

По словам ученого, проекту необходимо как минимум новое технико-экономическое обоснование (ТЭО). Но когда оно будет сделано, возникнет следующая глобальная проблема — где взять деньги? «Едва ли Россия согласится самостоятельно оплачивать весь проект, — убежден эксперт. — А вот захочет ли Казахстан и другие страны вкладываться в столь дорогостоящее мероприятие, пока неясно».

При этом, по словам Евгения Венецианова, водопользование в азиатских республиках осуществляется чрезвычайно отсталыми способами. Дело в том, что современная технология орошения — капельная, орошение по трубчатым сетям, которое обеспечивает практически полное использование воды растениями. А в Азии, по словам специалиста, допускается перерасход воды в десятки раз. «В результате 95% воды входят в атмосферу или скатываются. Кроме того, избыток воды приводит к постепенной деградации почвы, к ее засолению».

Поэтому, по мнению ученого, улучшение технологий орошения было бы куда полезнее поворота сибирских рек. Наглядный пример — Израиль, водные ресурсы которого куда скромнее, чем, например, в Средней Азии, который при этом смог добиться путем экономии вполне впечатляющих результатов и уже более тридцати лет является не импортером, а экспортером сельхозпродукции.

«Экологические последствия тоже требуют детального анализа, — продолжил эксперт. — Некоторые наблюдатели и, в частности, Юрий Лужков отмечают, что водность повышается. Но этот процесс крайне неустойчив и к тому же, возможно, цикличен. Тот же Каспий то поднимается, то опускается. Поэтому тут трудно строить долгосрочные прогнозы».

Евгений Венецианов не единственный ученый, скептически воспринимающий призыв столичного градоначальника. Как сообщила газета «Известия», директор Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Юрий Винокуров признал идею о перебросе 25 кубических километров из стока Оби в южные регионы и Казахстан неправильной и неосуществимой. «Этот проект был законсервирован почти 25 лет назад. С тех пор наука им не занималась, так как вопрос был снят вместе с финансированием. Сегодня точно сказать, какие последствия могут быть, мы можем, только опираясь на исследования тех лет», — процитировало издание исследователя.

Юрий Винокуров напомнил, что 25 кубических километров — это половина современного стока Оби. «Самые банальные последствия нетрудно представить, если знать, что среднегодовой сток Оби сейчас составляет 54 кубических километра», — подчеркнул руководитель программы «Чистая вода» Ассоциации академий наук Азии Винокуров.

Ученый, впрочем, не призывает вовсе отказаться от расчетов. «Все это требует детального анализа. И этим можно и нужно заниматься, а не просто говорить. А Юрий Михайлович несколько лет об этом говорит, но пока реальных подвижек в части подтверждения этих его идей не существует», — отметил эксперт.

Эта выкладка, надо отметить, справедлива и в отношении других, не менее эфемерных проектов московского градоначальника. Напомним, ни один эксперт по воздухоплаванию пока не обнародовал выкладки, доказывающие, что патрулирование на дирижаблях городских дорог и прудов, предлагаемое мэром, может уменьшить число ДТП и сократить количество утопленников. И ни один экономист до сих пор не заявил публично, что строительством в Москве подводных гаражей и возведением монорельса за $160 млн можно иллюстрировать учебники по бизнесу.

0 коммент.:

Отправить комментарий