Автор: Евгения ПЛАХИНА
Фото: Андрей ХАЛИН
Аким Западно-Казахстанской области Бактыкожа Измухамбетов, скорее всего, имеет непосредственное отношение к трем судебным искам на общую сумму 102 миллиона тенге, поданным против журналиста газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова. Такое заявление на пресс-конференции в Алматы сделал сам Лукпан.
По его мнению, региональная администрация решила не отставать от «модных» тенденций и надавила на независимую прессу «рублем».
Многомиллионные иски против независимой прессы, похоже, перестают быть в Казахстане редкостью. Причем настолько, что коллеги стали все реже и реже посещать пресс-конференции, посвященные свободе СМИ. Вот и на пресс-конференции журналиста из Уральска Лукпана Ахмедьярова и президента международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамары Калеевой приверженцев свободной прессы оказалось немного. Зато в пресс-зале сидели таинственные «корреспонденты» с ручными видеокамерами. Остальные, по-видимому, поостереглись подхватить «исковой вирус», которым нынче болеет отечественное журналистское сообщество.
Один за другим
Иски к любому изданию, признался Лукпан Ахмедьяров, открывая пресс-конференцию, вполне ожидаемы. Но когда за короткое время появляется сразу несколько исков на огромные суммы, это наводит на определенные подозрения.
- Все эти иски имеют одну цель — наказать журналиста «рублем», экономически. До этого меня увольняли, незаконно лишали свободы на пять суток. По-видимому, когда сторона понимает, что никаких других методов воздействия не остается, она прибегает к таким методам, как судебные иски, — пояснил журналист.
Первое исковое заявление Лукпан получил в августе этого года от компании «Тенгизнефтестрой», которая попросила суд взыскать с него 70 миллионов тенге.
- Поводом для иска послужила статья, которая рассказывала о том, что компания задолго до проведения тендера на строительство газопровода освоилась на месте строительства, — построили рабочий поселок, сварили трубы. Компания не отрицает факта, но тем не менее она решила, что статья как-то порочит их деловую репутацию, — рассказал г-н Ахмедьяров.
Вслед за «Тенгизнефтестроем» с требованием взыскать с газеты и журналиста 20 миллионов тенге за порчу деловой репутации в суд обратился и департамент энергетики и коммунального хозяйства ЗКО, который организовывал этот тендер. Когда уже начались судебные процессы, Лукпан получил еще один иск — на 12 миллионов тенге. На этот раз от департамента внутренних дел ЗКО.
- Поводом для иска послужила моя статья, написанная около трех лет назад. В ней мы дали слово полицейскому, который рассказывал о системе поборов внутри самой полиции, — когда нижестоящие сотрудники отдают деньги вышестоящим сотрудникам. Сразу после выхода стати департамент внутренних дел прислал свою претензию, мы ее опубликовали, так как у них есть право на ответ. В этом году они подали иск, настаивая на том, что это текст не был опровержением, — пояснил журналист «Уральской недели».
Личные счеты?
Как считает Лукпан Ахмедьяров, аким ЗКО Бактыкожа Измухамбетов либо прямо, либо косвенно причастен к полученным им судебным искам.
- Иски если и не инициированы акимом области, то подаются с его ведома. Определенное его участие для меня очевидно, — заявил журналист.
Кстати, глава области как минимум один раз уже вмешивался в судьбу строптивого журналиста. Г-н Ахмедьяров был уволен с местного телеканала, после того как на пресс-конференции задал акиму неудобный вопрос.
- Когда наступила очередь вопросов, я сказал, что в 2008 году в освоении нескольких бюджетных проектов участвовали ваш зять, ваша сестра. Я спросил у него, собираются ли в 2009 году его родственники участвовать в освоении бюджетных средств. Это вызвало у него какую-то нервную реакцию. Пока я ехал с пресс-конференции до редакции, меня успели уволить, — рассказал журналист.
Потом была скандальная пресс-конференция советника акима области Алпамыса Бектурганова, когда он выступил с жесткой критикой акима области. Тогда журналистов, в том числе и Лукпана Ахмедьярова, обвинили в ее организации.
- Я вижу, что у акима ко мне какие-то очень личные счеты. У меня самого к нему нет никаких личных счетов, только вопросы, на которые он до сих пор не может ответить, — рассказал г-н Ахмедьяров.
Нет поводов для оптимизма
Именно поэтому журналист не рассчитывает на то, что суд вынесет решение в пользу ответчика.
- С юридической точки зрения, моя позиция «железобетонная». Но нет поводов для оптимизма. На том же процессе Алпамыса Бектурганова я видел, что и суд, и прокуратура, которые должны быть независимыми, показали слаженную работу. То есть было понятно, что они исполняют определенный приказ, — заявил он и добавил:- Что касается исков компании и департамента, у меня есть опасения, что все-таки суд удовлетворит их требования. Надеюсь, не все 20 миллионов, я не смогу их физически выплатить. Думаю, будет вынесено решение, которое обяжет меня дать опровержение и заплатить какой-то штраф.
Если же суд примет решение выплатить суммы в полном объеме, то газета прекратит свое существование.
Как считает президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева, даже если суд вынесет решение в пользу ответчика, долгие месяцы судебных тяжб достигнут своей цели.
- Даже если допустить теоретически, что суд откажет по всем трем искам и признает правоту журналиста, то эти месяцы ожидания, эти многомиллионные иски... Это классическое психологическое давление на журналиста, — поделилась своим мнением г-жа Калеева.
Внимание, Кайрат Абдразакович!
Как рассказала Тамара Калеева, газете «Уральская неделя», которая существует на средства местных журналистов, дорого приходится платить за свою независимость. Сегодня изданию предъявили в общей сложности 6 (!) исков.
- Это иски от государственных учреждений, частных компаний. В связи с этим мы решили с председателем Союза журналистов Сейтказы Матаевым отправить открытое письмо генеральному прокурору Кайрату Мами (см. ниже). Суд обязан принимать любой иск, но если смотреть на это все в совокупности, то это нарушение основного закона страны. Сами размеры и количество исков говорят о том, что и редакцию, и журналистов просто хотят запугать, — заявил г-жа Калеева.
По словам правозащитника, такие методы давления на независимую прессу вписываются в общую тенденцию того, что происходит в стране.
- Именно в Западном Казахстане за публичную критику акима области, как за клевету, осужден писатель Алпамыс Бектурганов. После этого у нас были иски акима в Южном Казахстане, в Кокчетаве, в столичной области. То есть начинается какая-то дурная цепочка, которая ставит под угрозу незыблемость наших конституционных принципов, — сказала г-жа Калеева.
Если все это не прекратится, считает она, Конституцию РК ждет судьба сталинской и брежневской конституций, нормы которых не исполнялись на практике.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемый Кайрат Абдразакович!
Обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в Западном Казахстане с соблюдением конституционного принципа свободы слова и творчества.
В настоящее время АО «Тенгизнефтестрой» требует с газеты «Уральская неделя» и журналиста Лукпана Ахмедьярова опровержения и 70 млн тенге в счет компенсации морального вреда. Поводом для судебного иска послужила статья от 6 августа «За ширмой тендера» — о том, что «Тенгизнефтестрой» задолго до проведения тендера на строительство газопровода Жымпиты — Каратюба приступило к осуществлению данного проекта. При этом АО «Тенгизнефтестрой» не отрицает, что завезло технику, трубы и создало рабочий поселок на месте будущего строительства задолго до проведения тендера.
По поводу этой же статьи аналогичный иск и требование выплатить 20 млн тенге предъявило «Уральской неделе» и Л. Ахмедьярову Западно-Казахстанское управление энергетики и коммунального хозяйства. Одновременно появился третий иск — от департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области. Полицейские требуют от Лукпана Ахмедьярова опровержения статьи, опубликованной 3 года назад, и 12 млн тенге компенсации морального вреда.
Совокупность этих судебных требований и их заведомая неисполнимость заставляют предположить, что таким образом идет очередная попытка уничтожения популярного в регионе независимого издания, каким является «Уральская неделя», и профессиональной «нейтрализации» принципиального журналиста.
Ситуация, в которой оказались «Уральская неделя» и ее корреспондент Л. Ахмедьяров, тревожит, тем более что в августе нынешнего года в Уральске, впервые в истории независимого Казахстана, по жалобе акима области Бактыкожи Измухамбетова был приговорен к лишению свободы за публичную критику акима и писатель Алпамыс Бектурганов. Этот прецедент положил начало целой череде уголовных преследований журналистов со стороны акимов различных регионов.
Практика уголовного преследования и лишения свободы людей за публичную критику действий должностных лиц идет вразрез с закрепленным в нашей Конституции правом на свободу слова, мнений и убеждений. В демократическом государстве люди, занимающие публичные административные должности, при опровержении недостоверной информации должны использовать методы полемики и публичных дискуссий, а не судебного преследования. Предъявление к взысканию ничем не обоснованных огромных сумм компенсации морального вреда является ничем иным, как средством устрашения издателей и журналистов и подавления свободы слова.
Уверены, что исследование и принципиальная оценка Генеральной прокуратурой РК ситуации с реализацией конституционного права на свободу слова в Западно-Казахстанской области станет реальным шагом на пути укрепления в Казахстане демократии и законности.
Председатель правления Союза журналистов Казахстана С. Матаев
Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Т. Калеева
15.12.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий