15.12.2009

Интернациональный залет



Автор: Евгения МОРГУНОВА
 Международный скандал развернулся вокруг задержанного в Таиланде самолета Ил-76 с почти 40 тоннами оружия и казахстанско-белорусским экипажем на борту. Дипломаты Казахстана и Беларуси открещиваются от самолета, но обещают бороться за своих граждан.

Напомним, как разворачивались события. Таиландские спецслужбы задержали самолет Ил-76 (бортовой номер 4L-AWA), груженный оружием и следовавший из Пхеньяна, в субботу, 12 декабря. В первые часы официальные власти сообщали, что посадка лайнера в Бангкоке стала результатом спецоперации таиландских и американских разведок. Hа сегодняшний день официальная версия посадки — дозаправка.

Так или иначе, но после приземления на борт Ил-76 поднялись сотрудники таиландской полиции и спецслужб и обнаружили «подозрительный груз», который был заявлен в сопроводительных документах как «механизмы для бурения скважин», а на деле оказался арсеналом, способным обеспечить не самую маленькую армию. И грянул скандал.

Наша хата с краю

Председатель Комитета по гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда подтвердил, что четверо из членов задержанного экипажа имеют гражданство Казахстана — Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков.

Пятый член экипажа, гражданин Беларуси Михаил Петухов, фигурирует в сообщениях большинства информагентств именно как капитан экипажа, но Радильбек Адимолда называл капитаном Ильяса Исакова. Но это не единственная и не самая принципиальная «нестыковка» из множества, опубликованных по этому поводу за последние несколько дней.

Так, до сих пор неясно, кому предназначалось оружие из Северной Кореи. Все возможные участники скандала наперебой открещиваются от «ценного груза». А все потому, что подозрительно длинную цепочку смены собственников успел пройти за последние несколько месяцев самолет.

«Самолет ранее состоял в реестре Казахстана и продан нашей частной авиакомпанией «Бейбарс» грузинской авиакомпании «Эйрвейс Джорджия» и выведен из реестра 7 октября 2009 года», — сказал на пресс-конференции в понедельник Радильбек Адимолда.

«Этот инцидент никакого отношения не имеет к грузинской стороне. Этот Ил-76 принадлежит одной из грузинских авиакомпаний Air West, которая отдала данный самолет в лизинг украинской компании SP Trading. Договор о лизинге был заключен 5 ноября», — заявил руководитель Единой транспортной администрации Грузии Гиорги Бокучава.

В украинском Минтрансе в ответ кивают на Грузию. «Воздушное судно зарегистрировано в Грузии, а члены экипажа не являются гражданами Украины. Никаких заявок на вылет этого самолета из украинских аэропортов не поступало», — сообщил агентству «Интерфакс-Украина» первый заместитель министра транспорта и связи Украины Василий Шевченко.

Он также добавил, что Государственная авиационная администрация не получала документов, подтверждающих факт аренды грузинского самолета украинской авиакомпанией. «Следовательно, данный вопрос не относится к компетенции Министерства транспорта и связи Украины», — резюмировал Шевченко.

Официальные представители Казахстана в поисках «крайних» пошли дальше Грузии и высказали новую, доселе не озвученную версию: «По информации дипломатической миссии Казахстана в Таиланде и компетентных органов Казахстана, задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading Ltd для осуществления перевозки грузов», — сообщил на брифинге в Астане пресс-секретарь МИД Казахстана Ильяс Омаров.

Даже представители министерства обороны Шри-Ланки, которая была названа в качестве возможного пункта назначения злополучного рейса, заявили, что этот груз не предназначался для их страны. «Зачем приобретать оружие в Северной Корее, если можно купить в Китае?» — резонно заметил один из них.

Нарушил санкции — в тюрьму?

Вполне понятно, почему этот инцидент так взбудоражил и СМИ, и официальных представителей различных стран. Одним из самых важных вопросов в связи с арестом ИЛ-76 в Таиланде является вопрос о нарушении санкций, введенных ООН против Северной Кореи, поскольку предполагается, что груз следовал из Пхеньяна.

Напомним, что Совет Безопасности ООН 12 июня этого года единогласно проголосовал за введение дополнительных санкций в области безопасности, экономических санкций, а также эмбарго на торговлю и на поставки оружия в Северную Корею в связи с проведенным этой страной 25 мая испытанием ядерного устройства и испытанием баллистической ракеты большой дальности в апреле.

Власти Таиланда, в свою очередь, выступают в роли защитников предписаний ООН. Они отказались выпустить экипаж под залог, о чем просили МИДы и Казахстана, и Беларуси. Сами летчики полностью отрицают вину и подчеркивают, что они «не располагали информацией о военном характере груза и были наняты только для перевозки».

В течение 45 суток Бангкок направит доклад в штаб-квартиру ООН с выводами расследования и обстоятельствами задержания лайнера. Но чем грозит виновнику нарушение резолюции ООН?

«Если окажется, что это государственная поставка, то вопрос будет рассматриваться на заседании Совбеза ООН, — пояснил возможные последствия скандала для стран, в нем замешанных, юрист юридической компании Lidings Андрей Зеленин. — На этом этапе также все будет зависеть от того, что это за государство».

По словам юриста, если выяснится, что самолет принадлежит России, постоянному члену Совбеза ООН, то дело ограничится замечанием, если «виновной» окажется Грузия, то ее могут лишить права голоса. В случае, если будет доказано, что это была частная поставка, санкции будут приниматься в соответствующем порядке, то есть, если, к примеру, компания торгует с США, она может рассчитывать на пристальное внимание к своей деятельности и, возможно, разрыв контрактов.

Нас чужие зовут небеса

Заметим, что это не первый и, скорее всего, не последний скандал с участием летчиков из стран СНГ. Один за другим терпят крушения самолеты с «рожденным в СССР» экипажем в странах третьего мира. И это только по информации из официальных СМИ.

Например, в «популярной» среди летчиков Африке основная масса авиакомпаний — это мелкие чартерные фирмы, обслуживающие разовые заказы и готовые везти все что угодно и куда угодно, в том числе и оружие, и наркотики. Пилотами таких «черных рейсов» становятся, как правило, наши бывшие соотечественники из стран соцлагеря. Зарплата в несколько тысяч долларов на фоне зарплат, например, в Кыргызстане и Белоруссии кажется манной небесной.

Так было в 90-е, после развала СССР, мало что изменилось и сейчас. Сегодня, например, зайдя на один из самых популярных форумов авиаторов на русском языке Forumavia.ru, вы можете увидеть 61 страницу комментариев и предложений работы в Африке.

То есть пилоты из СНГ соглашаются работать там, где другие летать отказываются. Техника безопасности и социальные гарантии для африканских и азиатских «работодателей», мягко говоря, не приоритет — самолеты дышат на ладан, а их еще, как правило, процентов на двадцать перегружают.

Сами летчики называют деньги, полученные в качестве оплаты за подобные рейсы, «гробовыми», что немудрено. Например, если казахстанским и белорусским властям не удастся добиться экстрадиции на родину экипажа злополучного ИЛ-76, столь неудачно залетевшего в Таиланд, то быть им в тамошней тюрьме, возможно, до самой гробовой доски — за незаконную торговлю оружием им грозит пожизненное заключение, пугают СМИ.

0 коммент.:

Отправить комментарий