05.11.2010

«Ак орда» поставит крест на выборах?

Сама мысль, что кто-то может соперничать с елбасы за кресло и полномочия президента, в условиях современного Казахстана не просто ересь, а почти заговор. 
 
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
 
Поэтому мы не удивились «гуляющим» в народе слухам, что в кулуарах Администрации президента вынашиваются планы обойтись без выборов вообще. Именно об этом и сообщили нам в своих письмах информированные читатели. Правда, версий, как мы уже писали, было высказано две.
Напомним, что первый читатель написал, что, по его информации, парламентские выборы состоятся в мае 2011 года и одновременно с ними будет проведен общенародный референдум о продлении полномочий нынешнего главы государства. Второй же сообщил, что сначала состоятся парламентские выборы, на которых будет избран многопартийный Мажилис, а затем парламент примет поправки в Конституцию, согласно которым Назарбаев получит право занимать пост президента без выборов.
Лично нас их разно­чтение не смущает - опыт подсказывает, что при подготовке крупных политических маневров в окружении Назарбаева готовятся сразу несколько вариантов, за каждым из которых стоит та или иная элитная группа или фигура влияния. Все они попадают на стол елбасы, который и принимает окончательное решение, исходя из собственного понимания ситуации, текущей расстановки сил в элите и руководствуясь теми целями, которые он ставит перед собой на данный момент.
Пять легальных вариантов
Главное для нас в полученной информации другое: похоже, что Нурсултан Назарбаев и его окружение ставят крест на последнем легальном механизме смены власти в Казахстане — президентских выборах — и, таким образом, пытаются окончательно зафиксировать статус-кво.
Прежде чем всерьез рассматривать предложенные читателями версии, вспомним, какие есть легальные варианты смены первого лица в государстве и тем самым обновления власти: добровольная отставка, президентские выборы, общенародный референдум, импичмент, уход из жизни.
Про добровольную отставку Назарбаева можно сразу забыть — он не Ельцин. При всей схожести биографий российский лидер фигура куда более крупная, цельная — и политически, и человечески. Так что нет никаких сомнений, что елбасы будет держаться за кресло президента до последнего вздоха и оторвать его от оного могут только революция или дворцовый переворот. Не дай бог, конечно!
Что касается процедуры импичмента, то в Казахстане она специально прописана так, что президент может ее легко заблокировать на любом этапе. Плюс действующий парламент формируется под таким плотным и жестким контролем администрации главы государства, что будет ручным и марионеточным при любом составе депутатов.
Общенародный референдум также маловероятен. Об этом свидетельствует то, как агрессивно, с полным пренебрежением к закону и правам граждан власти срывали общереспубликанское собрание по инициированию общенародного референдума о досрочном прекращении президентских полномочий Назарбаева и отмене законов о «лидере нации».
Так что, если будут отменены, отложены или обойдены всенародные выборы главы государства, единственным легальным способом обновления власти в стране станет уход из жизни елбасы. Соответственно, политическая система и политическая практика будут законсервированы на какой-то срок, который нужен Назарбаеву и его клике для того, чтобы сохранить власть после власти.
Возможные сценарии
Теперь давайте сравним озвученные выше варианты, поскольку при одинаковом результате они все-таки принципиально отличаются, особенно для отдельных групп и фигур влияния в окружении т. н. «лидера нации».
Реконструируя в обратную сторону, можно предположить следующую этапность реализации первого варианта, то есть проведения в мае 2011 года парламентских выборов и одновременно с ними общенародного референдума о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева.
Допустим, в конце 2010-го — начале 2011 года группа депутатов, например, представляющих в Мажилисе Ассамблею народа Казахстана, возвращается к инициативе сенатора Башмакова и инициирует требуемые поправки в Конституцию. И в течение месяца парламент под давлением «казахстанской общественности» принимает их.
Далее документ поступает на подпись Нурсултану Назарбаеву, который снова отказывается его подписать. Тогда законопроект автоматически вступает в силу через месяц после того, как он попал на стол президенту. А тем временем парламентские выборы назначаются на май 2011 года.
И тогда поставленный перед «фактом», принужденный «волей народа» и сомневающийся в «законности поправок» президент решается на общенародный референдум, в ходе которого избиратели должны ответить на два вопроса: доверяют ли они Назарбаеву и готовы ли продлить его полномочия, скажем, до 2020 года?
После чего, чтобы сэкономить народные средства и не устраивать две раздельные общенациональные избирательные кампании, общенародный референдум благоразумно совмещается с парламентскими выборами.
Помимо политической целесообразности данный вариант имеет множество положительных технических моментов. Например, можно будет сильно сэкономить на пропаганде, ведь НДП «Нур Отан» в любом случае будет опираться на имидж и авторитет Назарбаева. Соответственно, можно будет совместить две рекламные кампании.
Кроме того, поскольку правящая в Казахстане партия представляет собой политического бройлера, искусственно созданного и выкормленного до гигантских размеров и ни к чему не способного без поддержки госаппарата, то совмещение голосования по партийным спискам в Мажилис и за Назарбаева на общенародном референдуме способно дать «Нур Отану» требуемые 70—80% голосов избирателей.
Что касается второго варианта, когда сначала проводятся парламентские выборы в многопартийный Мажилис, после чего новый парламент принимает поправки в Конституцию и Назарбаев окончательно становится «лидером нации», получив заодно право занимать пост президента без выборов, то его этапность может быть следующей.
В начале следующего года объявляется дата парламентских выборов с обоснованием их досрочного проведения запретом на совмещение выборов высшего законодательного органа страны и президента. Затем проводится шумная избирательная кампания, которая завершается триумфом демократии — наконец-то в Казахстане в парламенте появятся оппозиционные политические партии.
После чего вновь избранный парламент рассматривает поправки в Конституцию, инициированные депутатами от Ассамблеи народа Казахстана, в том числе предусматривающие закрепление за Назарбаевым звания лидера нации и условие, что, пока жив последний, он автоматически возглавляет государство. Соответственно, выборы президента на этот период отменяются.
Куда плывет рыба-лоцман?
Поскольку мы располагаем только тем, что сообщили наши читатели, а самих вариантов может быть больше двух, кроме того, возможны различные вариации внутри основных вариантов, нет смысла углубляться в их подробности. Лично мы склоняемся к тому, что будет реализовываться первый сценарий — одновременное проведение в мае 2011 года досрочных парламентских выборов и всенародного референдума о доверии Нурсултану Назарбаеву и продлении его президентских полномочий.
Почему? На основании множества технических и политических деталей, на первый взгляд, иногда малозначимых, но, как рыба-лоцман, показывающих, куда держит курс главная политическая акула страны.
Например, недавний запрос премьер-министра Конституционному Совету относительно месяца, отводимого президенту на подписание законопроектов. Если бы поправки в Основной закон страны предполагалось принять новым составом парламента, то подобная активность Карима Масимова не имеет смысла. Плюс несколько недель при таком сценарии ничего не значат и не решают.
Но если планируется, что корректировка Основного закона будет поручена действующему Мажилису, а затем он будет распущен и назначены досрочные выборы в парламент, то тогда с учетом необходимости завершить избирательную кампанию до середины мая значение имеет буквально каждый день.
Далее, как сообщил нам источник, близкий к президентской администрации, нынешний руководитель АП Аслан Мусин совсем не прочь занять место председателя Сената. И якобы даже были об этом уже закрытые переговоры, и Назарбаев пообещал ему это кресло после того, как тот успешно проведет выборную кампанию.
Спрашивается, почему г-н Мусин готов расстаться с удобным креслом главы администрации? Может, потому, что согласно Конституции именно эта фигура первой призывается к власти, если действующий президент по тем или иным причинам не может исполнять своих обязанностей?
А ведь если общенародный референдум состоится с формулировкой о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева, скажем, до 2020 года, то в случае ухода из жизни или тяжелой болезни последнего проводить президентские выборы не обязательно. Просто к власти придет преемник с титулом исполняющего обязанности главы государства и будет таковым до того же 2020 года.
Кроме того, в условиях постоянной критики Назарбаева со стороны зарубежной общественности продление президентских полномочий на основе сомнительных поправок в Конституцию лучше получить через всенародный референдум, чем как подарок к юбилею из рук верноподданного парламента.
Вместо эпилога
Кроме этих двух примет и одного соображения, есть еще много других деталей-маркеров, но в силу ограниченности газетной площади мы отложим их обсуждение на будущее. Главное, на наш взгляд, другое — политическая система и механизм в Казахстане окончательно перестают быть демократическими, поскольку если реализуются вышеописанные нами сценарии, то действующий президент окончательно становится несменяемым.
И, соответственно, несменяемой становится вся вертикаль власти. Ведь то, что меняются отдельные фигуры внутри этой вертикали, уже не имеет никакого значения. Тем самым Казахстан окончательно теряет свою конкурентоспособность, так как крест ставится на конкурентоспособности общей системы государственного управления.
В результате даже если за счет роста добычи углеводородов и сохранения на них мировых цен Казахстану удастся поддерживать экономический рост, это ничего не даст, поскольку страна превратится в накачанного нефтедолларами монстра с плохо работающей, неадаптивной, пользующейся ложной системой координат и односторонними источниками информации системой управления.
Многие признаки этого уже видны невооруженным глазом и вызывают тревогу в гражданском обществе. Но в силу окончательного блокирования легальных механизмов обновления власти мы обречены лететь вперед под руководством Назарбаева и его верных нукеров, пока лоб в лоб не столкнемся с непреодолимыми преградами и проблемами. И тогда с нами случится то, что уже случилось с Советским Союзом, который потерпел крах по тем же причинам и почти по тому же самому сценарию. Странно, что в «Ак орде» этого не понимают.
По слухам, но авторитетно
Комментаторы на форуме «Республика» упрекали редакцию в том, что мы якобы придумали межклановую войну с участием группы «южан» во главе с Сарыбаем Калмурзаевым и что не оправдались наши прогнозы о скорой отставке ряда ее видных представителей. Спорить не будем, имеющий уши — услышит сам. Но хотим поделиться следующим: по информации наших источников в Астане, ситуация настолько вышла из-под контроля, что ее сочли нужным «заморозить». В результате перестановки в силовом блоке, включая Верховный суд, Генпрокуратуру, МВД и АБЭКП, отложены на период после мая 2011 года. Хотя мы не сомневаемся, что как только тема уйдет в тень предстоящих выборов — не важно, парламентских или президентских — руки главы государства перестанут быть связанными и он может принять быстрое решение, которое элитные кланы остановить не смогут.
Источник: Газета "Голос Республики" №38 (169) от 05 ноября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий