12.11.2010

Кому в Казахстане нужны «Геркулесы»?

Давненько пресса не получала столь дивных информационных подарков от дипломатических представительств. 
 
Автор: Анатолий ИВАНОВ
 
Все больше рутина, и вдруг на тебе – письмо от посольства США с замечательным по своей сути заголовком: «Возможное приобретение Казахстаном самолета С-130». Мы не можем удержаться, чтобы его не прокомментировать.
Уже в первых строках письма американские дипломаты оговариваются, что, дескать, окончательно принимать решение о приобретении самолетов будет руководство Казахстана. Но здесь обращает на себя внимание допущенное весьма многозначительное замечание:«Если Казахстан сделает выбор в пользу приобретения C-130, Казахстан приобретет ту модель самолета, которая наилучшим образом будет отвечать нуждам страны, возможно, это будет новейшая модель, производство которой осуществляется сейчас — C-130J. Все модификации этого самолета, находящиеся сейчас на рассмотрении, используются ВВС США так же, как и авиацией 60 стран, которые уже приобрели этот са­молет».
Смотрится солидно, ничего не скажешь. Если не обращать внимания на нюансы.
Если на клетке слона написано «буйвол»...

Согласно цитате получается, что покупка новейших C-130J возможна в том случае, если Казахстан примет решение о покупке того, что ему предлагают сейчас. То есть устаревшие С-130Н, которые ничуть не лучше до сих пор стоящих на вооружении казахстанской армии еще советских транспортников Ан-12.
Нас, видимо, держат за неких ПТУшников, не знающих, что из соображения безопасности американцы поставляют Super Hercules C-130J лишь своим ближайшим стратегическим союзникам: Канаде, Великобритании, Норвегии, Катару или Индии. Всем остальным предлагается приобретать устаревшие модели. Хотите того или нет, но в нашем случае наблюдается все тот же прагматичный подход.
Более того, представители американского посольства пытаются убедить общественность, что присланный в октябре на презентацию в Астану Hercules является последней разработкой компании Lockheed Martin! Нас что, аборигенами считают, которые в обмен на показанные стеклянные бусы должны от радости прыгать вокруг костра, отдавая за обладание ими все накопленное золото?! Ведь достаточно посмотреть на двигатели презентуемого самолета, чтобы убедиться в очевидном — перед нами С-130Н в лучшем случае выпуска середины 90‑х годов прошлого столетия, а не активно рекламируемый транспортник C-130J!
Отличить их элементарно. Если у старого «Геркулеса» на крыльях расположены четырехлопастные двигатели — чаще всего фирмы Rolls-Royce, то у Super Hercules С-130J это изогнутые по часовой стрелке шестилопастные двигатели компании Allison. Соответственно, отличается у них и установленная на борту электроника, качественные параметры которой далеко не в пользу С-130Н.
Чтобы понять, насколько велика разница, достаточно пересесть из автомобиля производства США конца 80‑х годов прошлого столетия в новое авто все тех же американских концернов. Да, при этом не забудьте, что в нашем случае речь идет о продукции военно-промышленного комплекса США, куда традиционно направляются все самые последние научные разработки.

Возраст — не проблема?!


Но вернемся к письму. Очевидно, американцы прекрасно понимают, что желание Казахстана — это одно, а реалии жизни — совсем иное. И потому на фоне разговоров о возможности приобретения нашей страной самолетов C-130J упор делают на техническом обслуживании своей бывшей в употреблении техники.
Вот и начальник отдела военного сотрудничества посольства США в РК Дэвид Беннетт в интервью казахстанским СМИ откровенно замечает: «Возраст не является проблемой. Техническое обслуживание — вот что является важным. Воздушное судно при надлежащем техобслуживании может безопасно и эффективно работать и сто лет».
О том, как это приблизительно будет происходить, известно со слов генерал-майора в запасе Махмута Телегусова, который в качестве примера привел историю с вездеходами Hammer. «Хорошие машины, слов нет, - отметил генерал. - Но и запчасти надо покупать по очень высоким ценам, и специалистов приглашать оттуда для их обслуживания. А это очень большие деньги!»
Кстати, в своем интервью г-н Беннетт слово в слово повторил тезис о столетней эксплуатации самолетов, указанный в письме американского диппредставительства в Казахстане. Правда, там по поводу возможности эксплуатации самолетов в течение столетия речь идет о стратегических бомбардировщиках B-52 Stratofortress. А между тем данная оговорка весьма двусмысленна: если самолеты В‑52 такие замечательные, то зачем тем же Штатам в качестве их замены понадобилось ставить на вооружение более 100 бомбардировщиков типа В‑1В Lancer и 22 самолета В‑2 Spirit?
То есть в истории с желанием Казахстана приобрести военно-транспортные самолеты, очевидно, срабатывает коммерческая жилка американцев. Они не только стараются с выгодой для себя избавиться от морально устаревшей техники, но и активно пользуются политической ситуацией и своеобразным процессом межвременья, когда ведущие мировые самолетостроительные компании только-только начали принимать заказы.

Особая роль уважаемого депутата

Но если заинтересованность американцев еще можно понять, то особая позиция депутата Мажилиса Сата Токпакбаева объяснению поддается с трудом. Так уж вышло, но член парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности умудрился не только почтить своим присутствием презентацию С-130Н в Астане, но несколько позже даже открыто пролоббировать приобретение американских самолетов.
Вот что, в частности, он заявил в интервью казахстанским телеканалам: «Эти самолеты используют в 65 странах... Представляете, в 65 странах?! Если бы это плохой самолет был бы, вряд ли бы таким спросом пользовался!»
Наверняка многоуважаемый депутат прошлом и министр обороны, и председатель КНБ) по-прежнему выражает беспокойство по поводу необходимости хорошей замены старой советской техники. Смущает только то, что после начала активного обсуждения темы приобретения транспортников С-130 он ни словом не обмолвился о конкурентах компании Lockheed Martin.
Аналоги у самолетов С-130 существуют — это известно достоверно. Российские транспортники Ан-70, Ил-214 и Ту-330. Европейский Airbus A400М. Японский Kawasaki XC-2. Немецкий воен­но-транспортный самолет С-160 Transall. Китайский «Шэньси» Y-8. Есть итальянские транспортники CASA C-295 с аналогичной грузоподъемностью, что и у американских «Геркулесов». Наконец, есть бразильский Embraer KC-390, производство которого начинается уже в 2011 году.
Можно, конечно, посетовать на высокую цену. Но, как известно, американская сторона просит у Казахстана за свои бывшие в употреблении «Геркулесы» от 40 до 45 миллионов долларов за единицу, тогда как бразильцы готовы продать свой новейший транспортник за 50 миллионов. Приблизительно за столько же реализует «Шэньси» Y-8 китайская сторона.
О России вообще говорить не приходится. В рамках сотрудничества стран, входящих в ОДКБ, военно-промышленный комплекс РФ официально объявил, что продает свою технику минимум на 30% дешевле, нежели она стоит на мировом рынке. Если учесть, что тот же абсолютно новый Ту-330 официально продается за 68 миллионов, то с учетом скидки Казахстану как члену ОДКБ он обойдется в 48 миллионов.
Естественно, каждая продающая транспорт­ники сторона заявляет, что не только дает гарантию на свою технику как же в наше время без нее!), но и предоставляет соответствующее техническое обслуживание.
...Но, может, мы не правы и в поставляемых в Казахстан американских самолетах будут созданы беспрецедентные удобства для десантников? Например, вместо традиционных лавочек там установят анатомические кожаные кресла с подогревом? Или, может, в баки этих самолетов будет достаточно залить бензин марки АИ-93 производства Атырауского нефтеперерабатывающего завода? Если это так, то мы готовы согласиться с последними строчками из письма посольства США в РК: «Мы желаем всего наилучшего правительству Казахстана в выборе нового грузового самолета!»
Источник: Газета "Голос Республики" №39 (170) от 12 ноября 2010 года

0 коммент.:

Отправить комментарий