12.11.2010

Казахстанский парламент причешут

Досрочные парламентские выборы в Казахстане, похоже, не за горами. Слухи о заговорах, кадровые перестановки, да и общая нервозность последних недель заставляют экспертов гадать о том, когда это может произойти. 
 
Автор: Светлана ТРЕТЬЯКОВА
 
Своими соображениями по этому поводу поделился политолог Андрей Грозин.
Оптимальное время для проведения досрочных парламентских выборов в Казахстане — вторая половина весны 2011 года, считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Понятно, что чего-то принципиально нового от парламента ждать не стоит — он станет клапаном для выпускания пара, исправно голосующим при этом, как водится, за президентские инициативы. А в идеале Назарбаеву нужен парламент, который будет напоминать российское Федеральное Собрание — с безусловным доминированием партии власти и с оппозицией, от которой ничего не зависит.
Назарбаеву нужны марионетки
- Андрей Валентинович, как Вы оцениваете уровень политической активности в Казахстане? Есть ли основания предполагать, что парламентские выборы будут перенесены на более ранний срок?
- Я полагаю, что досрочные выборы состоятся, вопрос только — в какое время. На мой взгляд, более оправданной видится версия, что эти выборы пройдут во второй половине весны. Во-первых, все силы сейчас брошены на организацию саммита ОБСЕ. Кроме того, необходимо время на согласование различных интересов внутри элиты Казахстана с ведущими мировыми центрами сил, у которых в республике свои интересы. Лето на постсоветском пространстве — время нулевое. Делать это осенью — время поджимает.
В первую очередь, и президент, и его администрация озираются на внутриполитическую ситуацию — с каждым месяцем возможностей гасить внутриэлитные конфликты у высшего руководства, у высшей власти страны становится все меньше. Видно, что внутриэлитные войны набирают обороты и идут уже вне зависимости от желания или нежелания президента, руководства его администрации или управления делами. Более того, сами эти структуры втягиваются в межэлитные конфликты. Это все расшатывает систему власти, поэтому необходимо как можно быстрее стабилизировать ситуацию. То есть масса параметров указывает на то, что апрель-май — это оптимальное время.
- Стоит ли ожидать, что новый парламент предложит отменить или перенести президентские выборы 2012 года?
- Высказывания отдельных депутатов, сенаторов, господина Башмакова или людей наподобие парламентария Нехорошева вряд ли способны что-то изменить. Не думаю, что заявления о возможности досрочных выборов являются их самодеятельной инициативой. Понятно, что все это делается по прямому указанию из Администрации президента — и только. Новый парламент должен стать клапаном для выпускания излишнего пара. Люди, входящие в партию власти, не склонны к тому, чтобы раскачивать лодку, поднимать неудобные темы. Они голосуют по указанию из администрации, и здесь мало чем отличаются, допустим, от коллег из «Единой России». Здесь не приветствуется законодательная или идеологическая инициатива.
Парламент в Казахстане — с оппозицией, без оппозиции — является одним из механизмов общеполитической стратегии, которая вырабатывается президентом и его аппаратом, не более того. Это контора законодательных актов, которые приходят из администрации или из аппарата кабинета министров. По большей части — из первой структуры, по меньшей — из второй.
Другое дело, что стране, претендующей на региональное лидерство и полуевропейский имидж, не пристало иметь такой парламент. В том же Таджикистане в парламенте заседают три партии, в Узбекистане — пять, а в Казахстане одна. Это как-то несерьезно. Надо приводить парламент в некую приемлемую для внешнего потребления форму — что, собственно, и делается.
- Какой парламент нужен Назарбаеву? И кому в нем достанется роль «оппозиции»?
- Думаю, что рисковать в Администрации президента не станут, и в спарринг-партнеры «Нур Отан» выберет наиболее конструктивную часть оппозиции, возглавляемую, например, господином Байменовым. Либо назначат тех, кто оппозицией ни с какого боку не является — партию «Руханият», например, или Касымова. Рекрутировать в «оппозиционеры» можно большое количество людей, пытаться же выстроить некий справедливый выборный процесс, как это было не так давно в Кыргызстане, в Казахстане вряд ли попытаются. Люди, отвечающие за Администрацию президента, привыкли к тому, что они должны контролировать все внутриполитические процессы.
Не исключен и вариант, который активно обсуждался в российской политической элите несколько месяцев назад — возможность разделения «Единой России» на несколько крыльев. Внутри «Нур Отана» может произойти та же самая ситуация, могут каким-то образом раздробить партию власти, выделить из нее, допустим, центристов и консервативных модернизаторов.
- А как же уже существующие партии, к примеру, коммунисты?
- Тот же Абдильдин — достаточно редкий для казахстанской политики персонаж, который говорит то, что думает. И это не самый удобный партнер для Администрации президента. Ну и, кроме того, существует общая электоральная тенденция: количество людей, голосующих и за партию Косарева, и за партию Абдильдина, сокращается. В том же Кыргызстане коммунисты даже в сумме не получили 1% голосов. Удобный же для власти спарринг-партнер займет не более 7%, необходимых, чтобы партия переползла и попала в парламент. Я так понимаю, Назарбаеву нужен парламент, который будет напоминать российское Федеральное Собрание — с безусловным доминированием партии власти и с оппозицией, от которой ничего не зависит. Но антураж будет вполне соответствующий.
Посмотрите, как менялось лицо парламента Казахстана в течение последних 15 лет. Я не говорю даже о парламенте первого созыва при господине Абдильдине, который позволял себе критиковать президента. Даже следующий подконтрольный созыв — в сравнении с тем, что мы наблюдаем сейчас, — был гораздо более ярким. Парламент развивался в сторону усреднения, стирания индивидуальных особенностей, из созыва в созыв становился все более монолитным и в конце концов стал однопартийным.
- Каковы шансы «Алги» пробиться в новый парламент?
- Это из области фантастики. Представить себе, что администрация вдруг даст Минюсту указания закончить эту безумную ситуацию, когда партию по надуманным предлогам, по совершенно смешным основаниям из года в год отсекают от регистрации, трудно. Выберут самых сговорчивых. Господин Байменов, повторюсь, оптимальный вариант.
Угроза режима — поблизости
- В Казахстане активно распространяется миф, что конкурентов у Назарбаева и партии власти просто нет, так кого же боятся власти?
- Основная угроза для президента и той системы, которую он выстроил, — это люди из его ближайшего окружения. Фигуры, сравнимые с тем же господином Калмурзаевым, Шукеевым, Тасмагамбетовым, Масимовым, которые являются если не сопоставимыми по влиянию в Казахстане с самим президентом, то, по крайней мере, теоретически, в случае ослабления возможностей президента влиять на ситуацию, могут занять его место. А таких людей в ближайшем окружении президента насчитывается десятка полтора. И количество людей, которые видят себя в качестве возможных участников будущей игры — смены главного человека на верхушке правящего олимпа Казахстана, которые будут использовать любую промашку действующего президента для того, чтобы занять его место, будет расти.
Опять же, вспомнить заявления о некотором заговоре южной группы влияния, существующем вокруг президента, — это просто отражение общей тенденции. Я не думаю, что те же Калмурзаев, Шукеев действительно пытались досрочно отправить действующего президента в отставку — это люди, которые целиком и полностью обязаны ему всем. Но то, что разговоры о заговоре идут — то о рахаталиевском, то о заговоре южных элит — отражение того, что ситуация в элите далека от стабильности.
- Пресса реагирует на резонансные события. А что для экспертов сейчас служит источником информации о грядущих переменах, кому в условиях обострившейся борьбы можно доверять?
- Любая самая инсайдерская-разинсайдерская информация, которая приходит из Казахстана, вызывает очень серьезные сомнения в своей адекватности. Количество людей, которые играют свою игру вокруг президента, и перепады настроения самого главного арбитра республики не позволяют иметь точного представления, допустим, о кадровых перестановках.
Вспомните, как назначали господина Абыкаева главой Комитета национальной безопасности. Буквально за неделю и правые, и левые, и провластные были солидарны во мнении, что это отыгранная фигура, человек, лучшие годы, время влияния которого уже ушли. И что якобы он так и будет сидеть на должности вице-министра иностранных дел, никак не влияя на ситуацию. Прошла неделя, и одним росчерком пера президент Казахстана превратил этого человека, которого все уже воспринимали как политический труп, в одного из главных действующих лиц нынешней тусовки, окружающей президента. Его расположения теперь ищут многие — это было особенно заметно во время похорон господина Ни.
Вокруг, допустим Тасмагамбетова или Есимова людей, стремившихся пожать им руку, было меньше раза в четыре, чем вокруг Абыкаева, к которому выстроилась просто гигантская очередь из желающих засвидетельствовать ему свое почтение. Президент одним своим решением еще способен перевернуть вот эту шахматную доску. Условно говоря, все элитарии, о которых мы говорили вначале, могут строить планы о жизни после того, как Назарбаев перестанет быть президентом. А президент может каждого из них отправить в политическое небытие уже сейчас.
«Народное творчество»
- Скандальная выходка националистически настроенных граждан в сторону Владимира Козлова, лидера находящейся в процессе регистрации партии «Алга», — это чей-то побочный результат «осеннего обострения» или запланированный пиар ход?
- Есть три основные версии. Кто-то говорит, что это было выгодно власти, «Ак орде», которая, используя свои возможности, возбудила одну из групп людей, называющих себя национал-патриотами. Кто-то говорит, что это было выгодно самому Козлову — такой яркий информационный повод. Кто-то считает это спонтанными действиями группы маргиналов. Судя по кадрам, гуляющим в Интернете, это люди, мягко говоря, слабоуправляемые, с которыми ни оппозиция, ни «Ак орда» не стали бы, наверное, договариваться просто из соображений нормального политического прагматизма. Эти яйцеметатели производят впечатление откровенных маргиналов, и сама акция с бросанием яиц в Абдильдина и Козлова лично у меня вызвала ощущение, что все это было сделано достаточно топорно, грубо.
Если бы этим занимались политтехнологи Мусина или «Алги», то все было бы сделано гораздо тоньше. А тут какие-то совершенно отмороженные люди, подставившие своими действиями, в первую очередь, саму власть, которая постоянно говорит о межнациональном единстве, об обществе, где нет деления на русских, казахов, уйгуров и немцев. Но здесь же кандидат оказывается неприемлем для этих национально озабоченных товарищей только потому, что он не является этническим казахом. Это ставит под удар всю риторику о межнациональном мире и согласии.
Теоретически это не выгодно действующему президенту, тем более в преддверии саммита ОБСЕ. Идея того, как в гармонии и любви существуют все народы и все религии, такими действиями будет поставлена под большое сомнение.

0 коммент.:

Отправить комментарий