10.03.11

Радио доказало, что оно не экстремист

В среду Высший хозяйственный суд РБ вернул право на эфир минскому «Авторадио». Победа радиостанции в белорусском суде абсолютно логична и все же на фоне политических репрессий кажется маленьким чудом. 
 
Автор: Ирина ПРИМАК
 
После событий 19 декабря музыкально-развлекательное СМИ закрыли «за экстремизм».
Трансляция «Авторадио» оборвалась два месяца назад, 12 января, в связи с решением Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию об аннулировании права на наземное вещание и соответствующим предписанием государственной инспекции по электросвязи Минсвязи. Решение комиссии, в свою очередь, было основано на предупреждении Министерства информации в адрес радиостанции.
В документах указана причина отзыва права вещания — «в связи с несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности». Именно так власть расценила агитационный ролик экс-кандидата в президенты РБ Андрея Санникова, который транслировался в декабре на основании хозяйственного договора. «Экстремистскими призывами» чиновники сочли слова кандидата о том, что «судьба страны решается не на кухне, а на площади».
Потеряв эфир, руководство «Авторадио» не стало бросать слов на ветер, а подало в суд на Мининформ. Директор радиостанции Юрий Базан настаивал, что в период агитационной кампании в адрес радиостанции «не поступало замечаний со стороны Центральной избирательной комиссии, а также не было вынесено письменных предупреждений от Министерства информации».
- В соответствии с законом нам нужно было в любом случае сначала вынести предупреждение либо применить такую санкцию, как прекращение вещания на какой-то срок, — комментировал ситуацию информагентствам г-н Базан. — По закону о печати закрытие СМИ возможно только в судебном порядке. Тем не менее, этого сделано не было.
Несколько раз судебные заседания переносились, и вот 9 марта Высший хозяйственный суд вынес решение. Он признал недействительными предупреждение Министерства информации в адрес «Авторадио» и решение Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию о прекращении вещания радиостанции.
Кроме того, судья Валерий Шобик обязал министерство и комиссию, функционирующую при нем, выплатить ЗАО «Авторадио» в общей сложности 1,4 млн рублей судебных издержек.
Как сообщил БелаПАН Юрий Базан, при удачном стечении обстоятельств вещание «Авторадио» может быть возобновлено к концу следующей недели.
Это уже не первое обвинение белорусских СМИ в экстремизме. В 2008 году суд Ивьевского района Гродненской области признавал экстремистским один из номеров газеты «Свабода». Но позднее это решение по формальным основаниям отменил областной суд.
А в феврале 2009 года в опалу попал журнал о культуре «ARCHE». Суд Московского района Бреста, рассмотрев на закрытом заседании исковое заявление Управления КГБ по Брестской области, признал сдвоенный номер 7—8 «ARCHE» за 2008 год «экстремистскими материалами, которые подлежат уничтожению». По мнению спецслужб, крамола содержалась в статье политолога Виталия Силицкого о парламентских выборах и рецензии на фильм польского режиссера Анджея Вайды «Катынь».
«В журналах содержатся сведения, которые дискредитируют деятельность органов власти и управления Республики Беларусь, усиливают социально-политическую напряженность и противостояние в обществе, стимулируют совершение действий, направленных на организацию и осуществление массовых беспорядков, и тем самым создают угрозу безопасности Республики Беларусь», — говорилось в исковом заявлении КГБ.
Для «ARCHE» этот суд не стал фатальным — журнал сейчас выходит.
Любопытно, что и «Авторадио» выкрутилось из, казалось бы, патовой ситуации. Учитывая политический контекст предъявленных претензий, все могло оказаться гораздо серьезнее. Ведь экс-кандидат в президенты Андрей Санников так и не выходил из СИЗО после событий 19 декабря. Он обвиняется в подготовке массовых беспорядков, и ему грозит до 15 лет лишения свободы.

0 коммент.:

Отправить комментарий