Что такое «новые медиа»? Какова их роль в современном процессе получения информации? Пора ли провозгласить смерть традиционных СМИ или же рождение принципиально новых медиаявлений?
Автор: Евгения МОРГУНОВА
Эти и другие вопросы все чаще задают себе не только журналисты, но и читатели.
3 марта в зимнем саду московского отеля «Савой» состоялась конференция «Re:FORMS — 2011». Тема конференции была заявлена как «Реформы интернет-бизнеса. Избавляем от привычного». Можно сказать, что организаторам и выступающим удалось если не коренным образом изменить, то, по крайней мере, скорректировать привычные представления об интернет-среде, современных средствах маркетинга в Сети и месте в ней бизнеса и пользователя.
Новые законы жанра
С докладами выступили наиболее яркие специалисты в области интернет-коммуникаций российских и международных компаний различного уровня со свежими практическими примерами, инновационными проектами и рекомендациями практического характера.
Открыл конференцию член Центрального совета партии «Справедливая Россия» Алексей Митрофанов, продемонстрировав, какие проблемы современной интернет-действительности волнуют власть. «Государство должно регулировать бизнес», — заявил он и дал понять, что интернет-сообществу не избежать связанных с такой позицией проблем.
Например, депутат озвучил возможность введения государственной сертификации сайтов. «На добровольных началах», — подчеркнул Митрофанов, но многие «рожденные в СССР» и не забывшие эпитет «добровольно-принудительно», невольно задумаются о такой перспективе и ее последствиях для бизнеса в Интернете.
Одним из наиболее интересных оказалось выступление журналиста, общественного деятеля, правозащитницы и блогера со стажем Марины Литвинович. Она подробно раскрыла законы жанра в современной русскоязычной блогосфере. Поскольку в понятие «русскоязычная блогосфера» традиционно включается и казахстанская аудитория, многое из озвученного докладчиком может стать полезным и для наших читателей. Кроме того, описанные закономерности приложимы к любой интернет-среде, вне зависимости от страны и языка.
(читацель)». Современная же схема передачи информации трансформировалась именно благодаря активному включению в этот процесс блогосферы и социальных медиа, которые в корне изменили саму структуру информационного потока.
Теперь чаще всего очевидцы становятся первоисточником информации, сообщая о ней в различных социальных медиа, например, в Twitter, LiveJournal. Журналисты узнают о событии уже из этих каналов, а затем в той или иной форме презентуют информацию.
Изменился и содержательный аспект новостей. Информация, поступающая в социальные медиа, проходит несколько этапов оценки и верификации, в процессе чего заявленная изначально тема может измениться до неузнаваемости.
Читатели вписались в новостной поток
Марина Литвинович привела замечательный пример: когда в СМИ попала вполне подготовленная имиджевая новость том, что Владимир Путин с женой приняли участие в переписи населения, тема была ясна и соответствовала основному содержанию сюжета, но, попав в блоги, она выросла в новую. Блогеры выясняли, развелся или нет Владимир Владимирович с супругой, обнаружив отсутствие у него обручального кольца на пальце.
Таким образом, именно блогеры сформировали новую тему, расставили акценты, провели проверку подлинности (в данном случае не поленились внимательно рассмотреть фото), и уже в таком виде новость облетела средства массовой информации.
За последние 10—15 лет принципиально изменилась роль каждого отдельного читателя. Профессиональные блогеры или просто люди, регулярно «постящие» в ЖЖ или своем микроблоге «ВКонтакте», фактически становятся постоянными соавторами новостного потока, ньюсмейкерами.
Появляется понятие User-Created Content (UCC) — новый тип контента, создаваемый и распространяемый пользователями Сети. Например, в Казнете постоянным источником интересной, а подчас скандальной и компрометирующей информации является блог Рахата Алиева. Также можно вспомнить популярный блог Романа Солодченко, недавно появившийся и уже наделавший шума сайт www.friendsofablyazov.com и другие неофициальные интернет-ресурсы, занявшие прочное место в Сети.
Война и мир газеты с блогом
Перед традиционными СМИ, к которым, конечно, относится и наш портал, встает жизненно важный вопрос: так чем же являются социальные медиа? Конкурентом, который «похоронит» газеты и новостные порталы, или новым инструментом, способным быстрее и лучше донести информацию читателю?
Впрочем, СМИ гораздо продуктивнее рассуждать не об этом, а искать привлекательные свойства новых участников рынка и стараться сделать их полезными для себя.
Плюсы новых медиа неоспоримы. Информация в блогах и записях пользователей обладает иным уровнем доверия — мы скорее поверим отдельной личности, о которой знаем не только как об авторе, но и как о человеке. Новые медиа работают оперативнее — получение и «доставка» информации в блогах значительно упрощены: здесь нет редакции, редакторов и корректоров, блоги не закрываются на ночь, как редакции, люди хотят делиться информацией и обсуждать ее 24 часа в сутки.
Важный аспект — качество аудитории. Блогосфера охватывает всех вовлеченных в нее пользователей, среди которых есть специалисты и профессионалы любого класса и специализации, способные сообщать о новостях прямо «с места событий», а также подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание.
Ключевое же преимущество блогосферы — отсутствие цензуры и законодательных ограничений. Пока крайне редки случаи судебных разбирательств по факту распространения блогерами той или иной информации, хотя все казахстанцы знают, что цензоры от власти могут просто «обрубить» доступ, например, к ЖЖ. Но в век прокси такие явления не способны принципиально изменить что-либо.
В своих блогах люди высказывают намного более непривычные и смелые суждения, чем можно услышать в традиционных СМИ. В связи с последним пунктом, конечно, нельзя не сказать и о негативной стороне вопроса — обилие намеренного «фейка» и просто непроверенной информации, которая может кого угодно ввести в заблуждение. Социальные медиа чутки к любого рода обманам и подлогам, но умелые технологи всегда найдут способ создавать и поддерживать своих «агентов влияния» в Сети. Но, опять же, разоблачения «сетевых игр» обычно не заставляют себя долго ждать.
В этой ситуации нет ничего нового для читателя. Доступность и обилие информации не избавляет от необходимости критического взгляда и формирования собственного мнения, новые медиа просто предоставляют для этого более обширное поле.
Что же остается традиционным СМИ? Ответ прост — не терять связи с современной реальностью, активно включаться в эти новые информационные модели и стараться брать от них лучшее, не забывая, что информация — важнейшая ценность современного мира, но мало ею обладать, надо уметь ею пользоваться.
Новые законы жанра
С докладами выступили наиболее яркие специалисты в области интернет-коммуникаций российских и международных компаний различного уровня со свежими практическими примерами, инновационными проектами и рекомендациями практического характера.
Открыл конференцию член Центрального совета партии «Справедливая Россия» Алексей Митрофанов, продемонстрировав, какие проблемы современной интернет-действительности волнуют власть. «Государство должно регулировать бизнес», — заявил он и дал понять, что интернет-сообществу не избежать связанных с такой позицией проблем.
Например, депутат озвучил возможность введения государственной сертификации сайтов. «На добровольных началах», — подчеркнул Митрофанов, но многие «рожденные в СССР» и не забывшие эпитет «добровольно-принудительно», невольно задумаются о такой перспективе и ее последствиях для бизнеса в Интернете.
Одним из наиболее интересных оказалось выступление журналиста, общественного деятеля, правозащитницы и блогера со стажем Марины Литвинович. Она подробно раскрыла законы жанра в современной русскоязычной блогосфере. Поскольку в понятие «русскоязычная блогосфера» традиционно включается и казахстанская аудитория, многое из озвученного докладчиком может стать полезным и для наших читателей. Кроме того, описанные закономерности приложимы к любой интернет-среде, вне зависимости от страны и языка.
(читацель)». Современная же схема передачи информации трансформировалась именно благодаря активному включению в этот процесс блогосферы и социальных медиа, которые в корне изменили саму структуру информационного потока.
Теперь чаще всего очевидцы становятся первоисточником информации, сообщая о ней в различных социальных медиа, например, в Twitter, LiveJournal. Журналисты узнают о событии уже из этих каналов, а затем в той или иной форме презентуют информацию.
Изменился и содержательный аспект новостей. Информация, поступающая в социальные медиа, проходит несколько этапов оценки и верификации, в процессе чего заявленная изначально тема может измениться до неузнаваемости.
Читатели вписались в новостной поток
Марина Литвинович привела замечательный пример: когда в СМИ попала вполне подготовленная имиджевая новость том, что Владимир Путин с женой приняли участие в переписи населения, тема была ясна и соответствовала основному содержанию сюжета, но, попав в блоги, она выросла в новую. Блогеры выясняли, развелся или нет Владимир Владимирович с супругой, обнаружив отсутствие у него обручального кольца на пальце.
Таким образом, именно блогеры сформировали новую тему, расставили акценты, провели проверку подлинности (в данном случае не поленились внимательно рассмотреть фото), и уже в таком виде новость облетела средства массовой информации.
За последние 10—15 лет принципиально изменилась роль каждого отдельного читателя. Профессиональные блогеры или просто люди, регулярно «постящие» в ЖЖ или своем микроблоге «ВКонтакте», фактически становятся постоянными соавторами новостного потока, ньюсмейкерами.
Появляется понятие User-Created Content (UCC) — новый тип контента, создаваемый и распространяемый пользователями Сети. Например, в Казнете постоянным источником интересной, а подчас скандальной и компрометирующей информации является блог Рахата Алиева. Также можно вспомнить популярный блог Романа Солодченко, недавно появившийся и уже наделавший шума сайт www.friendsofablyazov.com и другие неофициальные интернет-ресурсы, занявшие прочное место в Сети.
Война и мир газеты с блогом
Перед традиционными СМИ, к которым, конечно, относится и наш портал, встает жизненно важный вопрос: так чем же являются социальные медиа? Конкурентом, который «похоронит» газеты и новостные порталы, или новым инструментом, способным быстрее и лучше донести информацию читателю?
Впрочем, СМИ гораздо продуктивнее рассуждать не об этом, а искать привлекательные свойства новых участников рынка и стараться сделать их полезными для себя.
Плюсы новых медиа неоспоримы. Информация в блогах и записях пользователей обладает иным уровнем доверия — мы скорее поверим отдельной личности, о которой знаем не только как об авторе, но и как о человеке. Новые медиа работают оперативнее — получение и «доставка» информации в блогах значительно упрощены: здесь нет редакции, редакторов и корректоров, блоги не закрываются на ночь, как редакции, люди хотят делиться информацией и обсуждать ее 24 часа в сутки.
Важный аспект — качество аудитории. Блогосфера охватывает всех вовлеченных в нее пользователей, среди которых есть специалисты и профессионалы любого класса и специализации, способные сообщать о новостях прямо «с места событий», а также подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание.
Ключевое же преимущество блогосферы — отсутствие цензуры и законодательных ограничений. Пока крайне редки случаи судебных разбирательств по факту распространения блогерами той или иной информации, хотя все казахстанцы знают, что цензоры от власти могут просто «обрубить» доступ, например, к ЖЖ. Но в век прокси такие явления не способны принципиально изменить что-либо.
В своих блогах люди высказывают намного более непривычные и смелые суждения, чем можно услышать в традиционных СМИ. В связи с последним пунктом, конечно, нельзя не сказать и о негативной стороне вопроса — обилие намеренного «фейка» и просто непроверенной информации, которая может кого угодно ввести в заблуждение. Социальные медиа чутки к любого рода обманам и подлогам, но умелые технологи всегда найдут способ создавать и поддерживать своих «агентов влияния» в Сети. Но, опять же, разоблачения «сетевых игр» обычно не заставляют себя долго ждать.
В этой ситуации нет ничего нового для читателя. Доступность и обилие информации не избавляет от необходимости критического взгляда и формирования собственного мнения, новые медиа просто предоставляют для этого более обширное поле.
Что же остается традиционным СМИ? Ответ прост — не терять связи с современной реальностью, активно включаться в эти новые информационные модели и стараться брать от них лучшее, не забывая, что информация — важнейшая ценность современного мира, но мало ею обладать, надо уметь ею пользоваться.
0 коммент.:
Отправить комментарий