За чередой политических баталий – агитацией за референдум, изменением Конституции и объявлением внеочередных президентских выборов – как-то незаметно прошло сокращение чиновничьей армии Казахстана на 26 тысяч человек.
И совсем уж мизерную, меньше процента, часть — 200 человек — в среде сокращенных составили люди в мантиях.
Казалось бы, ну и бог с ними, с судьями. Любой из нас, кто хоть раз сталкивался с казахстанскими служителями Фемиды, вряд ли воспылал к ним любовью. И, быть может, прошли бы и мы мимо этого факта, если бы уволенные судьи не выразили намерение активно отстаивать свои нарушенные, как они считают, права.
В Интернете появился сайт с говорящим названием «Союз бывших судей Казахстана», на котором пользователи стали активно раскачивать тему, мол, бороться надо не только за оклады, но и за попранные честь и достоинство. Апеллируют бывшие судьи к тому, что их обидели не только материально. Они говорят о незаконности Указа президента №1089 от 01.11.2010 года «О назначении на должности и освобождении от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей судов Республики Казахстан», согласно которому десятки судей были уволены с формулировкой «в связи с сокращением штатной численности судей».
Правда, на том же интернет-ресурсе появились комментарии и сторонних наблюдателей, которые, вероятно, с судьями сталкивались. Приведем один из них: «Сами творили беззаконие и пострадали теперь от того же. Поделом вам! Запели, когда прищемили хвосты! Как же — нарушены ваши права! А когда мы годами ходим по судам и не можем добиться справедливого решения по закону и по совести — это как?»
Признаться, у нас самих первая реакция была такой же (постоянные читатели газеты знают историю нашего суда с доктором Кельдыбаевым и решением, которое было принято судьей Бостандыкского райсуда Умаровым по его иску к изданию). Однако экс-судья Верховного суда Утеген Ихсанов, к которому мы обратились за комментариями по поводу законности указа президента, о котором говорят пользователи сайта, несколько изменил нашу точку зрения:
- Порядок назначения и увольнения судей регулируется Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей в РК». По иерархии конституционные законы идут следом за Конституцией. Следовательно, любые другие нормативные акты, если они противоречат Конституционному закону, недействительны.
Ст. 34 регулирует случаи, когда прекращаются полномочия судьи, там 11 пунктов, и такая формулировка — «в связи с сокращением численности» — действительно не предусматривается. Что же до морального права экс-судей отстаивать свои гражданские права, на которые они якобы плевать хотели в бытность судьями, то я считаю, что, во-первых, мы не имеем права утверждать, что все служители Фемиды — оголтелые нарушители закона, взяточники и так далее. Во-вторых, они просто обязаны отстаивать права, чтобы доказать и свою профпригодность, и гражданственность. Иначе я не знаю, какими судьями они были.
Их «ломали через колено»
Как происходило увольнение судей, лучше всего могут рассказать они сами. Мы связались с авторами и пользователями сайта «Союз бывших судей Казахстана» и получили ответ, который приводим ниже с некоторыми сокращениями.
«Указ президента Республики Казахстан №1072 от 27.09.2010 года поставил жирный крест на провозглашенной в Конституции и Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей» независимости казахстанской судебной системы.
Справедливости ради, конечно, надо сказать, что независимость судей в Казахстане была лишь декларативной и никто по большому счету серьезно не ставил на независимость судебной системы.
Но вернемся к событиям, которые произошли в Казахстане несколько месяцев назад, когда в свет вышел Указ президента №1072 «О мерах по оптимизации штатной численности органов, содержащихся за счет государственного бюджета...», согласно которому было предписано сократить 15% областных, городских и районных судей. Под сокращение подпадали около 400 штатных должностей. Положение частично спасало то, что 200 штатных единиц по стране являлись вакантными. Но в оставшихся случаях предстояло увольнять с должности действующих судей.
Возникал вопрос: как это сделать? Пикантность предстоящего исполнения Указа президента заключалась в том, что судью нельзя было уволить с должности по основанию, прописанному в Указе президента, то есть «в связи с сокращением штатной численности судей».
Несмотря на все эти нюансы, Указ президента необходимо было исполнять, и Верховный суд совместно с Высшим судебным советом страны, не утруждая себя вопросами законности, стали спешно готовить материалы на сокращение 15% судейского корпуса страны. При этом, пытаясь придать своим действиям хоть какую-то законность, Верховный суд стал повсеместно принуждать судей писать заявления об уходе с должности по собственному желанию или в отставку.
Часть из них, у которых был выработан необходимый стаж работы для ухода в отставку, не желая скандалов, согласились и написали заявления с прошением об отставке. Но часть несогласных судей, число которых составило более 70 человек, отказались писать какие-либо заявления и стали ожидать дальнейшего развития событий, тайно надеясь, что для увольнения их с должности судьи не имеется законных оснований. Не дождавшись от несогласных судей заявлений об уходе по собственному желанию, Верховный суд и Высший судебный совет Республики Казахстан решили действовать, как говорят, «по-наглому» и умышленно, нарушая требования Конституции страны и Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей», рекомендовали президенту страны освободить от должности более 70 судей «в связи с сокращением штатной численности».
Таким образом требования Конституции и Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей», закрепляющие особый статус судьи, были «сломаны через колено». Фактически президент ликвидировал особый конституционный статус судьи. Отныне должность судьи, принимающего решения от имени государства, приравнялась к обычной должности государственного служащего. Прецедент создан. Одна из ветвей государственной власти рухнула.
В одночасье для тысячи судей страны, значительная часть которых являются честными и профессиональными людьми, обесценились такие понятия, как законность, справедливость и независимость судьи. Многолетняя работа по формированию независимой судебной системы в стране потерпела полный провал, а ч.1 ст.79 Конституции Республики Казахстан и Конституционный закон РК "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" следует признать законами, утратившими силу. В общем и целом судебная система государства опрокинута в кризисную ситуацию, выхода из которой никто не ищет».
Акцент
«Нечестный судья — враг народа и президента», — так характеризуют это позорное явление активисты движения «Беркут». С плакатами такого содержания они вышли 16 марта к стенам городского суда требовать реформирования судебной системы, прозрачности судов и доступности услуг адвокатов.
- Мы подавали восемь заявок на проведение митингов, но получили отказ. Пикет — это единственная возможность привлечь внимание к нашим проблемам, — объяснила свой выход руководитель движения Ольга Панина.
Пикет проходил под бдительным надзором завсегдатаев подобных мероприятий — полицейских и неприметных людей в штатском с любительскими видеокамерами. В самый разгар акции к зданию суда подъехал полицейский микроавтобус, с разных сторон подтянулись стражи порядка.
При журналистах арестов не было, но тремя днями позднее Ольга Панина предстала перед судом в качестве организатора пикета. Судья, не задавая лишних вопросов, постановил привлечь «правонарушительницу» к ответственности в виде штрафа в 20 МРП.
Нечестные судьи — ложка дегтя или большая бочка горького меда?
Хотелось бы верить авторам письма, что значительная часть судей — честные и профессиональные люди. Председатель Комитета по поддержке политики президента по борьбе с коррупцией Роман Богданов знает таких судей в Алматы, но говорит, что их можно пересчитать по пальцам.
Большая же часть судейского корпуса, судя по принимаемым ими решениям, работает не сама по себе, а выполняет пожелания тех, кто за ними стоит и каким-то образом влияет на трактовку ими норм казахстанского законодательства в пользу той или иной стороны в процессе. Что далеко ходить, возьмем уже известного нашим читателям судью Умарова, обложившего наше издание 15-миллионным штрафом в пользу доктора Кельдыбаева.
Мы-то по простоте душевной полагали, что это — единичный случай в его судейской практике, когда он на доводы ответчика никак не отреагировал. Не тут-то было: в Комитете, принимающем в день по десятку заявлений о неправомерных действиях судей, на Умарова скопилась увесистая папка. Вот один из примеров, когда его честь Умаров практически проигнорировал все доводы ответчика. Оно и понятно: истцом в деле выступал акимат Алматы, а ответчиком — рядовые граждане Аманатиди, Григориади и ряд других, имевших в собственности земельные участки.
Юридическая коллегия комитета, изучив материалы суда, пришла к решению, что вопрос был рассмотрен необъективно. Нарушения можно перечислять долго — не хватит газетной площади. Вот только некоторые из них: истец, подав иск о принудительном отчуждении, не доказал, что он извещал владельцев участка о якобы госнадобности на эту землю, не заручился официальным согласием или несогласием хозяев с решением о выкупе, не озаботился приглашением в суд представителей органов опеки и попечительства, поскольку в доме, построенном на этом участке, проживали несовершеннолетние дети.
- В правовом государстве, где все равны перед законом, судья Умаров, после того как его решение было подвергнуто сомнению обществом (как в деле с вашей газетой), должен, по крайней мере, подать в отставку, — говорит г-н Богданов. — Увы, это речь не о Казахстане.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №11 (193) от 24 марта 2011 года
В Интернете появился сайт с говорящим названием «Союз бывших судей Казахстана», на котором пользователи стали активно раскачивать тему, мол, бороться надо не только за оклады, но и за попранные честь и достоинство. Апеллируют бывшие судьи к тому, что их обидели не только материально. Они говорят о незаконности Указа президента №1089 от 01.11.2010 года «О назначении на должности и освобождении от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей судов Республики Казахстан», согласно которому десятки судей были уволены с формулировкой «в связи с сокращением штатной численности судей».
Правда, на том же интернет-ресурсе появились комментарии и сторонних наблюдателей, которые, вероятно, с судьями сталкивались. Приведем один из них: «Сами творили беззаконие и пострадали теперь от того же. Поделом вам! Запели, когда прищемили хвосты! Как же — нарушены ваши права! А когда мы годами ходим по судам и не можем добиться справедливого решения по закону и по совести — это как?»
Признаться, у нас самих первая реакция была такой же (постоянные читатели газеты знают историю нашего суда с доктором Кельдыбаевым и решением, которое было принято судьей Бостандыкского райсуда Умаровым по его иску к изданию). Однако экс-судья Верховного суда Утеген Ихсанов, к которому мы обратились за комментариями по поводу законности указа президента, о котором говорят пользователи сайта, несколько изменил нашу точку зрения:
- Порядок назначения и увольнения судей регулируется Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей в РК». По иерархии конституционные законы идут следом за Конституцией. Следовательно, любые другие нормативные акты, если они противоречат Конституционному закону, недействительны.
Ст. 34 регулирует случаи, когда прекращаются полномочия судьи, там 11 пунктов, и такая формулировка — «в связи с сокращением численности» — действительно не предусматривается. Что же до морального права экс-судей отстаивать свои гражданские права, на которые они якобы плевать хотели в бытность судьями, то я считаю, что, во-первых, мы не имеем права утверждать, что все служители Фемиды — оголтелые нарушители закона, взяточники и так далее. Во-вторых, они просто обязаны отстаивать права, чтобы доказать и свою профпригодность, и гражданственность. Иначе я не знаю, какими судьями они были.
Их «ломали через колено»
Как происходило увольнение судей, лучше всего могут рассказать они сами. Мы связались с авторами и пользователями сайта «Союз бывших судей Казахстана» и получили ответ, который приводим ниже с некоторыми сокращениями.
«Указ президента Республики Казахстан №1072 от 27.09.2010 года поставил жирный крест на провозглашенной в Конституции и Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей» независимости казахстанской судебной системы.
Справедливости ради, конечно, надо сказать, что независимость судей в Казахстане была лишь декларативной и никто по большому счету серьезно не ставил на независимость судебной системы.
Но вернемся к событиям, которые произошли в Казахстане несколько месяцев назад, когда в свет вышел Указ президента №1072 «О мерах по оптимизации штатной численности органов, содержащихся за счет государственного бюджета...», согласно которому было предписано сократить 15% областных, городских и районных судей. Под сокращение подпадали около 400 штатных должностей. Положение частично спасало то, что 200 штатных единиц по стране являлись вакантными. Но в оставшихся случаях предстояло увольнять с должности действующих судей.
Возникал вопрос: как это сделать? Пикантность предстоящего исполнения Указа президента заключалась в том, что судью нельзя было уволить с должности по основанию, прописанному в Указе президента, то есть «в связи с сокращением штатной численности судей».
Несмотря на все эти нюансы, Указ президента необходимо было исполнять, и Верховный суд совместно с Высшим судебным советом страны, не утруждая себя вопросами законности, стали спешно готовить материалы на сокращение 15% судейского корпуса страны. При этом, пытаясь придать своим действиям хоть какую-то законность, Верховный суд стал повсеместно принуждать судей писать заявления об уходе с должности по собственному желанию или в отставку.
Часть из них, у которых был выработан необходимый стаж работы для ухода в отставку, не желая скандалов, согласились и написали заявления с прошением об отставке. Но часть несогласных судей, число которых составило более 70 человек, отказались писать какие-либо заявления и стали ожидать дальнейшего развития событий, тайно надеясь, что для увольнения их с должности судьи не имеется законных оснований. Не дождавшись от несогласных судей заявлений об уходе по собственному желанию, Верховный суд и Высший судебный совет Республики Казахстан решили действовать, как говорят, «по-наглому» и умышленно, нарушая требования Конституции страны и Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей», рекомендовали президенту страны освободить от должности более 70 судей «в связи с сокращением штатной численности».
Таким образом требования Конституции и Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей», закрепляющие особый статус судьи, были «сломаны через колено». Фактически президент ликвидировал особый конституционный статус судьи. Отныне должность судьи, принимающего решения от имени государства, приравнялась к обычной должности государственного служащего. Прецедент создан. Одна из ветвей государственной власти рухнула.
В одночасье для тысячи судей страны, значительная часть которых являются честными и профессиональными людьми, обесценились такие понятия, как законность, справедливость и независимость судьи. Многолетняя работа по формированию независимой судебной системы в стране потерпела полный провал, а ч.1 ст.79 Конституции Республики Казахстан и Конституционный закон РК "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" следует признать законами, утратившими силу. В общем и целом судебная система государства опрокинута в кризисную ситуацию, выхода из которой никто не ищет».
Акцент
«Нечестный судья — враг народа и президента», — так характеризуют это позорное явление активисты движения «Беркут». С плакатами такого содержания они вышли 16 марта к стенам городского суда требовать реформирования судебной системы, прозрачности судов и доступности услуг адвокатов.
- Мы подавали восемь заявок на проведение митингов, но получили отказ. Пикет — это единственная возможность привлечь внимание к нашим проблемам, — объяснила свой выход руководитель движения Ольга Панина.
Пикет проходил под бдительным надзором завсегдатаев подобных мероприятий — полицейских и неприметных людей в штатском с любительскими видеокамерами. В самый разгар акции к зданию суда подъехал полицейский микроавтобус, с разных сторон подтянулись стражи порядка.
При журналистах арестов не было, но тремя днями позднее Ольга Панина предстала перед судом в качестве организатора пикета. Судья, не задавая лишних вопросов, постановил привлечь «правонарушительницу» к ответственности в виде штрафа в 20 МРП.
Нечестные судьи — ложка дегтя или большая бочка горького меда?
Хотелось бы верить авторам письма, что значительная часть судей — честные и профессиональные люди. Председатель Комитета по поддержке политики президента по борьбе с коррупцией Роман Богданов знает таких судей в Алматы, но говорит, что их можно пересчитать по пальцам.
Большая же часть судейского корпуса, судя по принимаемым ими решениям, работает не сама по себе, а выполняет пожелания тех, кто за ними стоит и каким-то образом влияет на трактовку ими норм казахстанского законодательства в пользу той или иной стороны в процессе. Что далеко ходить, возьмем уже известного нашим читателям судью Умарова, обложившего наше издание 15-миллионным штрафом в пользу доктора Кельдыбаева.
Мы-то по простоте душевной полагали, что это — единичный случай в его судейской практике, когда он на доводы ответчика никак не отреагировал. Не тут-то было: в Комитете, принимающем в день по десятку заявлений о неправомерных действиях судей, на Умарова скопилась увесистая папка. Вот один из примеров, когда его честь Умаров практически проигнорировал все доводы ответчика. Оно и понятно: истцом в деле выступал акимат Алматы, а ответчиком — рядовые граждане Аманатиди, Григориади и ряд других, имевших в собственности земельные участки.
Юридическая коллегия комитета, изучив материалы суда, пришла к решению, что вопрос был рассмотрен необъективно. Нарушения можно перечислять долго — не хватит газетной площади. Вот только некоторые из них: истец, подав иск о принудительном отчуждении, не доказал, что он извещал владельцев участка о якобы госнадобности на эту землю, не заручился официальным согласием или несогласием хозяев с решением о выкупе, не озаботился приглашением в суд представителей органов опеки и попечительства, поскольку в доме, построенном на этом участке, проживали несовершеннолетние дети.
- В правовом государстве, где все равны перед законом, судья Умаров, после того как его решение было подвергнуто сомнению обществом (как в деле с вашей газетой), должен, по крайней мере, подать в отставку, — говорит г-н Богданов. — Увы, это речь не о Казахстане.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №11 (193) от 24 марта 2011 года
0 коммент.:
Отправить комментарий