Перевыборы Назарбаева состоялись. Пора подводить итоги и делать предположения, что ждет Казахстан после так называемой сокрушительной победы «лидера нации».
Дать оценку избирательной кампании и свой прогноз о том, какие сюрпризы готовит «Ак орда» в послевыборный период, мы попросили руководителя фонда «Гражданская активность» Муратбека Кетебаева.
- Муратбек Камалбаевич, согласны ли Вы, что на досрочных президентских выборах 3 апреля 2011 года Назарбаев безоговорочно победил, а оппозиция всухую проиграла, как это сегодня утверждают в Астане?
- И да, и нет.
- Если можно, поясните...
- Если считать по формальным результатам выборов - 90% явка избирателей и 95,5% голосов в поддержку Назарбаева, то победила Астана с разгромным счетом. Но если учесть реальное соотношение сил и ресурсов демократической оппозиции и властей, а оно даже без учета административного ресурса составляет 1 к 100, то победа елбасы выглядит не столь очевидной. Ну а если вспомнить, какие чрезвычайные усилия понадобились «Ак орде», чтобы загнать казахстанцев на избирательные участки и сколько при этом было задействовано административного ресурса, то победа Назарбаева превращается в пиррову.
- Что Вы имеете в виду?
- Чтобы получить искомый результат, Назарбаеву и его администрации пришлось напрячь все силы. К тому же они настолько боялись бойкота, что перестраховались сверх разумного и необходимого. Какой смысл был фальсифицировать явку до 90%, если хватило бы реальных 70%?
В итоге Астана не смогла добиться главной задачи - легитимизации елбасы и его бессрочного единоличного правления. Смотрите, что получается. ОБСЕ в целом негативно оценило выборы, причем список нарушений настолько велик, что его можно замолчать только внутри Казахстана, при полностью ручных ЦИКе, прокуратуре и судах.
За пределами страны же крепнет убеждение, что Назарбаев - это авторитарный правитель, который держится у власти только благодаря жесткому подавлению политической и социальной активности граждан, ограничениям гражданских прав и свобод. В западной прессе его уже назвали диктатором.
Плюс теперь каждый избиратель знает не только то, что его могут заставить прийти на выборы, но и то, что он нужен Назарбаеву. Поэтому впереди эффект бумеранга - если после победы елбасы на досрочных президентских выборах социально-экономическая ситуация не улучшится, то все счета придется оплачивать не только акимам, министрам и чиновникам, но и «лидеру нации».
- С чего Вы взяли, что Назарбаев и «Ак орда» боялись?
- Обратите внимание, как торопился елбасы - будто боялся опоздать на уходящий поезд. Сначала молниеносное инициирование и подготовка республиканского референдума, потом столь же скоростной переход на вариант выборов. Причем даже придумали новый вид - досрочных, поменяв для этого в очередной раз Конституцию.
Все это говорит о том, что фактор времени был главным и Назарбаев чего-то сильно опасался. Возможно, второго этапа экономического кризиса, о котором он заговорил сразу после выборов. Но не исключено, что есть какие-то другие риски, о которых мы не подозреваем. Например, жизненная необходимость укрепить внутренние позиции, чтобы потом подавить неповиновение элитных кланов, выполнить ранее данные зарубежным партнерам обязательства или усилить давление на западных инвесторов, которые затягивают реализацию крупных проектов в нефтегазовом секторе.
Лично я склоняюсь к тому, что Назарбаев готовится к политическим чисткам, которые и собирается выдавать за политические реформы. Это логично в условиях, когда значительная часть его ближайшего окружения окрепла материально, политически, медийно и начала свою игру, пытаясь перехватить бразды правления страной и сделать из него самого декоративную фигуру.
- То есть Вы думаете, что реформы будут?
- Конечно. Есть законы не только экономического, но и политического развития. Они объективно существуют, и обойти их нельзя. Например, в авторитарных режимах всегда используется практика обновления государственной и политической элиты через репрессии.
Объясняется это очень просто. Идет давление снизу вверх, поскольку каждое следующее поколение элиты с взрослением во всех смыслах этого слова требует своего повышения - в должностях, материальном положении, влиянии и т. д. Но авторитарная система замкнута сверху «ноль первым». В результате получается затык, как в водопроводной трубе. Чтобы ослабить это давление, очень часто выливающееся в конкуренцию за власть, приходится время от времени проводить чистки, удаляя самых опасных и приводя в чувство всех остальных.
В Казахстане, если кто помнит, были две крупные волны чисток. Первая прошла после 1991 года, когда Назарбаев выдавил из власти всех, кто был его конкурентом в последние годы правления Кунаева и во время перестройки. Вторая началась в 1999 году с изгнания Акежана Кажегельдина и закончилась разгромом «Демократического выбора Казахстана» в 2002 году.
В результате первой волны чисток были выбиты политические оппоненты елбасы из числа прежней партийно-советско-государственной элиты Казахстана, во время второй - те, кто пришел во власть на волне перестройки и обретения независимости.
Судя по всему, теперь настало время, когда Назарбаеву нужно провести третью, кардинальную чистку. Соблюдается даже временной шаг - через десять лет. Я предполагаю, что пострадают те, кто хотя и предан елбасы, но утерял свою эффективность, те, кто посчитал себя вправе претендовать на позицию преемников, ну и, конечно, открытые противники вроде Мухтара Аблязова.
Кстати, если вспомнить историю такого кровавого диктатора, как Сталин, то там прослеживается такая же динамика. 1928—1929 годы - всплеск репрессий против интеллигенции и кулаков, 1937—1939 годы - массовое уничтожение партийных, государственных и советских деятелей, военных. 1948—1952 годы - репрессии против партийно-государственно-советской верхушки.
Если бы не смерть Сталина в 1953 году, думаю, он бы расстрелял всех, кто унаследовал после него власть, а потом дрался за нее до 1964 года. И тогда, возможно, история и судьба СССР была бы иной.
- То есть Ертысбаев, прогнозируя, что в этом году состоятся досрочные парламентские выборы, знал, о чем говорил?
- Думаю, да. Повторяю, Назарбаев сильно торопится, поэтому если бы была возможность провести досрочные парламентские выборы завтра, то он бы пошел на это. Но, судя по всему, «Ак орде» требуется время, чтобы переконструировать существующее партийно-политическое пространство, сократив число партий до разумного минимума.
Если раньше количество зарегистрированных политических единиц определялось чисто техническими задачами момента - марионеточных партий должно было быть не меньше семи, чтобы комплектовать избирательные комиссии только из их представителей, — то после досрочных выборов 3 апреля эта необходимость отпала. Выяснилось, что контроль над избирательными комиссиями можно заменить откровенным давлением на массу избирателей и массированным использованием административного ресурса.
Плюс давно очевидно, что кадрового, денежного и медийного потенциала не хватает на семь провластных партий. Поэтому, скорее всего, будет произведено слияние ряда карликовых партий, причем возглавят их те господа, которые участвовали в последних президентских выборах в качестве спарринг-партнеров Назарбаева.
Соответственно, Компартия и нерегистрируемая «Алга» должны быть уничтожены, так как существование этих неуправляемых «Ак ордой» сил вносит хаос во внутриполитический процесс, постоянно заставляет власти делать ошибки и подчеркивает недемократичный характер и политической системы, и ее лидера.
Вспомним, как объявление бойкота выборов не просто заставило «Ак орду» кардинально поменять свою предвыборную риторику и перейти от поддержки елбасы на уговоры казахстанцев просто прийти на выборы, но и привело к тому, что получился эксцесс исполнителей. Вместо разумных 90% поддержки при 70—80% явки показатели оказались такими высокими, что сами по себе свидетельствуют об отсутствии у казахстанцев права выбора.
- Другими словами, впереди двухпартийная система?
- Думаю, это конечный этап задуманной Назарбаевым перестройки политического пространства. Но дорога к нему длинна, поскольку опыт подсказал, что строить партии административным путем неэффективно - получается нечто вроде реинкарнации КПСС. А две КПСС в одной стране - это перебор.
Поэтому, скорее всего, на первом этапе будет проведена мягкая коррекция, в результате которой на поле должны остаться правящая «Нур Отан», партия зеленых, псевдокоммунистическая и нечто напоминающее ЛДПР Жириновского. Возможно, выживет «Ак жол» как противовес ОСДП «Азат». И уже после 2012 года начнется создание политической партии на базе «Атамекена», о чем также проговорился советник Ертысбаев.
- Получается, предложение Назарбаева начать конструктивный диалог — это ловушка для оппозиции?
- Это замаскированный ультиматум, в первую очередь направленный против ОСДП «Азат». Последние смогли уйти с линии огня во время досрочных президентских выборов: с одной стороны, осмелились не выставлять на посмешище своего кандидата, но с другой - не рискнули открыто встать в ряды принципиальных противников елбасы. В результате у Туякбая, Абилова и Косанова получилось нечто вроде знаменитой формулы Троцкого в ответ на ультиматум Германии в ходе переговоров в Бресте - ни войны, ни мира. Но долго пребывать в этом состоянии ОСДП «Азат» не сможет, да и Назарбаев не даст. Думаю, этот вопрос президент как раз и обсуждал на недавней встрече с Нуржаном Субханбердиным, которого Астана подозревает в финансировании этой партии.
- А как насчет утверждений, что нынешняя оппозиция исчерпала свой ресурс и должна уйти в небытие?
- Если на политическом пространстве что-то плохо растет, то нужно выяснять, кто в этом виноват. Только сами растения или садовники из Астаны, которые не только постоянно прореживают грядки, но и асфальтируют подозрительные участки?
Что касается тезиса, что нынешняя демократическая оппозиция исчерпала свой ресурс и доверие народа, то с этим тезисом я, пожалуй, соглашусь с тремя оговорками.
Первая — исчерпала свой ресурс волна демократической оппозиции, начавшаяся в 2002 году. Разделившись на два крыла — «Алгу» и ОСДП «Азат», она четко доказала, что независимо от степени оппозиционности, радикальности, устойчивости, упорства борьба с Назарбаевым политическими методами неэффективна, поскольку елбасы приватизировал государство и госвласть и, соответственно, бороться с ним означает бороться с государством и госмашиной. Успех в этой борьбе может принести только революция.
Вторая — новая волна оппозиции в Казахстане не может быть сильнее и иметь большую поддержку граждан, потому что в этом случае она будет реально опасна для «Ак орды» и, соответственно, будет репрессироваться. Значит, новая оппозиция волей-неволей будет непрозрачнее старой и, скорее всего, будет основываться на других идеологических идеях, более близких и понятных наиболее ущемленным группам казахстанцев.
Третья — исторический опыт подсказывает, что если вырывается на корню светская и демократическая оппозиция, особенно уязвимая в силу своего происхождения, идеологии и практики, то на смену ей приходит оппозиция религиозная или маргинальная.
Этому, кстати, способствуют процессы, происходящие сегодня в Казахстане, — резкое падение уровня образованности, замыкание значительной части казахов в рамках своего языка и культуры, рост религиозности среди молодежи, нарастание социального расслоения и многое другое. Об этом пишут сегодня все, но боятся свести в одно единое и сделать печальные выводы.
- То есть Вы не верите в модернизацию «сверху»?
- Чтобы политическая модернизация, пусть даже «сверху», была успешной, нужна значимая социально-политическая поддержка — если не «снизу», то хотя бы из «середины». Есть она? Сильно сомневаюсь. Но даже если елбасы искренне хочет реформ и представляет себе, как их провести, через кого он будет их делать?
Если через госаппарат, то это дубинка, которой можно загнать людей на избирательные участки, но нельзя заставить быть производительнее, эффективнее, ответственнее, честнее ни в политике, ни на рынке, ни в производстве. То есть забить можно, а стимулировать и заинтересовать нельзя.
«Нур Отан» и тем более марионеточные партии уже показали свою неэффективность - чтобы победить на досрочных выборах с искомым результатом, Астане пришлось задействовать всю госмашину и напрягаться как никогда. Бизнес готов работать с властью, но только когда есть непосредственная и близкая прибыль.
Поэтому ни политическая, ни экономическая модернизация нам не светит. Мы вернулись на траекторию развития Советского Союза, прерванную перестройкой и развалом великого государства. Теперь нам предстоит катиться по ней под руководством лидеров нации, которые будут выбирать себя каждый раз, как им захочется. И так до конца. Рожденные ползать летать не могут, а если к тому же не давать летать тем, кто этого хочет и пробует, то мы обречены на пресмыкание. Ну а те, кто с этим не согласен, могут выбирать - жить как все или уезжать. Это право у казахстанцев еще есть.
Источник: Газета "Голос Республики" №13 (189) от 08 апреля 2011 года
- И да, и нет.
- Если можно, поясните...
- Если считать по формальным результатам выборов - 90% явка избирателей и 95,5% голосов в поддержку Назарбаева, то победила Астана с разгромным счетом. Но если учесть реальное соотношение сил и ресурсов демократической оппозиции и властей, а оно даже без учета административного ресурса составляет 1 к 100, то победа елбасы выглядит не столь очевидной. Ну а если вспомнить, какие чрезвычайные усилия понадобились «Ак орде», чтобы загнать казахстанцев на избирательные участки и сколько при этом было задействовано административного ресурса, то победа Назарбаева превращается в пиррову.
- Что Вы имеете в виду?
- Чтобы получить искомый результат, Назарбаеву и его администрации пришлось напрячь все силы. К тому же они настолько боялись бойкота, что перестраховались сверх разумного и необходимого. Какой смысл был фальсифицировать явку до 90%, если хватило бы реальных 70%?
В итоге Астана не смогла добиться главной задачи - легитимизации елбасы и его бессрочного единоличного правления. Смотрите, что получается. ОБСЕ в целом негативно оценило выборы, причем список нарушений настолько велик, что его можно замолчать только внутри Казахстана, при полностью ручных ЦИКе, прокуратуре и судах.
За пределами страны же крепнет убеждение, что Назарбаев - это авторитарный правитель, который держится у власти только благодаря жесткому подавлению политической и социальной активности граждан, ограничениям гражданских прав и свобод. В западной прессе его уже назвали диктатором.
Плюс теперь каждый избиратель знает не только то, что его могут заставить прийти на выборы, но и то, что он нужен Назарбаеву. Поэтому впереди эффект бумеранга - если после победы елбасы на досрочных президентских выборах социально-экономическая ситуация не улучшится, то все счета придется оплачивать не только акимам, министрам и чиновникам, но и «лидеру нации».
- С чего Вы взяли, что Назарбаев и «Ак орда» боялись?
- Обратите внимание, как торопился елбасы - будто боялся опоздать на уходящий поезд. Сначала молниеносное инициирование и подготовка республиканского референдума, потом столь же скоростной переход на вариант выборов. Причем даже придумали новый вид - досрочных, поменяв для этого в очередной раз Конституцию.
Все это говорит о том, что фактор времени был главным и Назарбаев чего-то сильно опасался. Возможно, второго этапа экономического кризиса, о котором он заговорил сразу после выборов. Но не исключено, что есть какие-то другие риски, о которых мы не подозреваем. Например, жизненная необходимость укрепить внутренние позиции, чтобы потом подавить неповиновение элитных кланов, выполнить ранее данные зарубежным партнерам обязательства или усилить давление на западных инвесторов, которые затягивают реализацию крупных проектов в нефтегазовом секторе.
Лично я склоняюсь к тому, что Назарбаев готовится к политическим чисткам, которые и собирается выдавать за политические реформы. Это логично в условиях, когда значительная часть его ближайшего окружения окрепла материально, политически, медийно и начала свою игру, пытаясь перехватить бразды правления страной и сделать из него самого декоративную фигуру.
- То есть Вы думаете, что реформы будут?
- Конечно. Есть законы не только экономического, но и политического развития. Они объективно существуют, и обойти их нельзя. Например, в авторитарных режимах всегда используется практика обновления государственной и политической элиты через репрессии.
Объясняется это очень просто. Идет давление снизу вверх, поскольку каждое следующее поколение элиты с взрослением во всех смыслах этого слова требует своего повышения - в должностях, материальном положении, влиянии и т. д. Но авторитарная система замкнута сверху «ноль первым». В результате получается затык, как в водопроводной трубе. Чтобы ослабить это давление, очень часто выливающееся в конкуренцию за власть, приходится время от времени проводить чистки, удаляя самых опасных и приводя в чувство всех остальных.
В Казахстане, если кто помнит, были две крупные волны чисток. Первая прошла после 1991 года, когда Назарбаев выдавил из власти всех, кто был его конкурентом в последние годы правления Кунаева и во время перестройки. Вторая началась в 1999 году с изгнания Акежана Кажегельдина и закончилась разгромом «Демократического выбора Казахстана» в 2002 году.
В результате первой волны чисток были выбиты политические оппоненты елбасы из числа прежней партийно-советско-государственной элиты Казахстана, во время второй - те, кто пришел во власть на волне перестройки и обретения независимости.
Судя по всему, теперь настало время, когда Назарбаеву нужно провести третью, кардинальную чистку. Соблюдается даже временной шаг - через десять лет. Я предполагаю, что пострадают те, кто хотя и предан елбасы, но утерял свою эффективность, те, кто посчитал себя вправе претендовать на позицию преемников, ну и, конечно, открытые противники вроде Мухтара Аблязова.
Кстати, если вспомнить историю такого кровавого диктатора, как Сталин, то там прослеживается такая же динамика. 1928—1929 годы - всплеск репрессий против интеллигенции и кулаков, 1937—1939 годы - массовое уничтожение партийных, государственных и советских деятелей, военных. 1948—1952 годы - репрессии против партийно-государственно-советской верхушки.
Если бы не смерть Сталина в 1953 году, думаю, он бы расстрелял всех, кто унаследовал после него власть, а потом дрался за нее до 1964 года. И тогда, возможно, история и судьба СССР была бы иной.
- То есть Ертысбаев, прогнозируя, что в этом году состоятся досрочные парламентские выборы, знал, о чем говорил?
- Думаю, да. Повторяю, Назарбаев сильно торопится, поэтому если бы была возможность провести досрочные парламентские выборы завтра, то он бы пошел на это. Но, судя по всему, «Ак орде» требуется время, чтобы переконструировать существующее партийно-политическое пространство, сократив число партий до разумного минимума.
Если раньше количество зарегистрированных политических единиц определялось чисто техническими задачами момента - марионеточных партий должно было быть не меньше семи, чтобы комплектовать избирательные комиссии только из их представителей, — то после досрочных выборов 3 апреля эта необходимость отпала. Выяснилось, что контроль над избирательными комиссиями можно заменить откровенным давлением на массу избирателей и массированным использованием административного ресурса.
Плюс давно очевидно, что кадрового, денежного и медийного потенциала не хватает на семь провластных партий. Поэтому, скорее всего, будет произведено слияние ряда карликовых партий, причем возглавят их те господа, которые участвовали в последних президентских выборах в качестве спарринг-партнеров Назарбаева.
Соответственно, Компартия и нерегистрируемая «Алга» должны быть уничтожены, так как существование этих неуправляемых «Ак ордой» сил вносит хаос во внутриполитический процесс, постоянно заставляет власти делать ошибки и подчеркивает недемократичный характер и политической системы, и ее лидера.
Вспомним, как объявление бойкота выборов не просто заставило «Ак орду» кардинально поменять свою предвыборную риторику и перейти от поддержки елбасы на уговоры казахстанцев просто прийти на выборы, но и привело к тому, что получился эксцесс исполнителей. Вместо разумных 90% поддержки при 70—80% явки показатели оказались такими высокими, что сами по себе свидетельствуют об отсутствии у казахстанцев права выбора.
- Другими словами, впереди двухпартийная система?
- Думаю, это конечный этап задуманной Назарбаевым перестройки политического пространства. Но дорога к нему длинна, поскольку опыт подсказал, что строить партии административным путем неэффективно - получается нечто вроде реинкарнации КПСС. А две КПСС в одной стране - это перебор.
Поэтому, скорее всего, на первом этапе будет проведена мягкая коррекция, в результате которой на поле должны остаться правящая «Нур Отан», партия зеленых, псевдокоммунистическая и нечто напоминающее ЛДПР Жириновского. Возможно, выживет «Ак жол» как противовес ОСДП «Азат». И уже после 2012 года начнется создание политической партии на базе «Атамекена», о чем также проговорился советник Ертысбаев.
- Получается, предложение Назарбаева начать конструктивный диалог — это ловушка для оппозиции?
- Это замаскированный ультиматум, в первую очередь направленный против ОСДП «Азат». Последние смогли уйти с линии огня во время досрочных президентских выборов: с одной стороны, осмелились не выставлять на посмешище своего кандидата, но с другой - не рискнули открыто встать в ряды принципиальных противников елбасы. В результате у Туякбая, Абилова и Косанова получилось нечто вроде знаменитой формулы Троцкого в ответ на ультиматум Германии в ходе переговоров в Бресте - ни войны, ни мира. Но долго пребывать в этом состоянии ОСДП «Азат» не сможет, да и Назарбаев не даст. Думаю, этот вопрос президент как раз и обсуждал на недавней встрече с Нуржаном Субханбердиным, которого Астана подозревает в финансировании этой партии.
- А как насчет утверждений, что нынешняя оппозиция исчерпала свой ресурс и должна уйти в небытие?
- Если на политическом пространстве что-то плохо растет, то нужно выяснять, кто в этом виноват. Только сами растения или садовники из Астаны, которые не только постоянно прореживают грядки, но и асфальтируют подозрительные участки?
Что касается тезиса, что нынешняя демократическая оппозиция исчерпала свой ресурс и доверие народа, то с этим тезисом я, пожалуй, соглашусь с тремя оговорками.
Первая — исчерпала свой ресурс волна демократической оппозиции, начавшаяся в 2002 году. Разделившись на два крыла — «Алгу» и ОСДП «Азат», она четко доказала, что независимо от степени оппозиционности, радикальности, устойчивости, упорства борьба с Назарбаевым политическими методами неэффективна, поскольку елбасы приватизировал государство и госвласть и, соответственно, бороться с ним означает бороться с государством и госмашиной. Успех в этой борьбе может принести только революция.
Вторая — новая волна оппозиции в Казахстане не может быть сильнее и иметь большую поддержку граждан, потому что в этом случае она будет реально опасна для «Ак орды» и, соответственно, будет репрессироваться. Значит, новая оппозиция волей-неволей будет непрозрачнее старой и, скорее всего, будет основываться на других идеологических идеях, более близких и понятных наиболее ущемленным группам казахстанцев.
Третья — исторический опыт подсказывает, что если вырывается на корню светская и демократическая оппозиция, особенно уязвимая в силу своего происхождения, идеологии и практики, то на смену ей приходит оппозиция религиозная или маргинальная.
Этому, кстати, способствуют процессы, происходящие сегодня в Казахстане, — резкое падение уровня образованности, замыкание значительной части казахов в рамках своего языка и культуры, рост религиозности среди молодежи, нарастание социального расслоения и многое другое. Об этом пишут сегодня все, но боятся свести в одно единое и сделать печальные выводы.
- То есть Вы не верите в модернизацию «сверху»?
- Чтобы политическая модернизация, пусть даже «сверху», была успешной, нужна значимая социально-политическая поддержка — если не «снизу», то хотя бы из «середины». Есть она? Сильно сомневаюсь. Но даже если елбасы искренне хочет реформ и представляет себе, как их провести, через кого он будет их делать?
Если через госаппарат, то это дубинка, которой можно загнать людей на избирательные участки, но нельзя заставить быть производительнее, эффективнее, ответственнее, честнее ни в политике, ни на рынке, ни в производстве. То есть забить можно, а стимулировать и заинтересовать нельзя.
«Нур Отан» и тем более марионеточные партии уже показали свою неэффективность - чтобы победить на досрочных выборах с искомым результатом, Астане пришлось задействовать всю госмашину и напрягаться как никогда. Бизнес готов работать с властью, но только когда есть непосредственная и близкая прибыль.
Поэтому ни политическая, ни экономическая модернизация нам не светит. Мы вернулись на траекторию развития Советского Союза, прерванную перестройкой и развалом великого государства. Теперь нам предстоит катиться по ней под руководством лидеров нации, которые будут выбирать себя каждый раз, как им захочется. И так до конца. Рожденные ползать летать не могут, а если к тому же не давать летать тем, кто этого хочет и пробует, то мы обречены на пресмыкание. Ну а те, кто с этим не согласен, могут выбирать - жить как все или уезжать. Это право у казахстанцев еще есть.
Источник: Газета "Голос Республики" №13 (189) от 08 апреля 2011 года
0 коммент.:
Отправить комментарий