06.04.2011

А лорду понравились наши выборы!

Ни массовый вброс бюллетеней, ни толпы пригнанных студентов, ни незаконные директивы чиновников не смогли сподвигнуть наблюдателя от Великобритании негативно отозваться о выборах в Казахстане. 
 
Автор: Ричард ОРАНДЖ
 
У казахстанских активистов просто нет слов, чтобы оценить его поступок.
Член палаты лордов был обвинен в попытках обелить выборы в Казахстане, якобы отмеченные «вопиющими» фактами: вбросом бюллетеней избирателей и принуждением к голосованию.
Через несколько часов после закрытия избирательных участков в воскресенье Джон Андерсон, третий виконт Уэверли, появился на казахском государственном телевидении, что превознести чистоту выборов. «Я не видел ничего, что бы отличалось от обычного избирательного процесса, — сказал он в интервью каналу «Хабар». — Я задавал много вопросов, чтобы получить понятие о голосующих и избирательных комиссиях, и я был доволен тем, что я видел и слышал».
В заявлении для прессы, распространенном в понедельник утром, он продолжил, назвав выборы «позитивным шагом вперед, предоставляющим гражданам больше демократии». «Я не сомневаюсь, что результат отражает волю народ», — сказал он.
Владимир Козлов, лидер незарегистрированной казахстанской партии «Алга», обвинил лорда Уэверли в попытках обелить выборы: «Девяностопроцентная явка избирателей, заранее известный результат и диктатор, который находится у власти в течение двадцати лет, получает 95 процентов голосов, — и все же лорд Уэверли в восторге от результата. Я не хочу комментировать это, чтобы его не обидеть его».
Даан Эвертс, глава Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), сообщает о масштабных вбросах и говорит, что людей по всему Казахстан принуждали к голосованию. «Мы были поражены сообщениями со всей страны о неправомерном давлении на людей, чтобы они шли голосовать, что, конечно, может объяснить невероятно высокую явку», — сказал он.
Лорд Уэверли был на выборах в качестве независимого наблюдателя, аккредитованного Министерством иностранных дел Казахстана. «Если вы предполагаете, что в некотором роде казахи участвовали в чем-либо, что я делал здесь, я могу сказать «да» — как приглашающая сторона. Да, они предоставили мне автомобиль для поездок», — сказал лорд Уэверли в понедельник.
Он сказал, что его обратный билет из Астаны и его пятисотдолларовый номер в отеле Rixos в Астане были оплачены Consolidated Contractors Company (ССС, Афины), где лорд Уэверли работает в качестве консультанта.
CCC, принадлежащая палестинскому миллиардеру Саиду Хури, получила значительную часть контрактов на месторождениях Кашаган и Карачаганак — двух крупнейших проектах с британским участием в Казахстане. «Я, конечно, не хочу, чтобы кто-либо мог предполагать, что казахи имели какое-либо влияние на мое наблюдение за выборами», — сказал он.
Лорд Уэверли — не первый британский парламентарий, который ставит сомнительным казахстанским выборам диагноз «здоров». Предыдущие президентские выборы в 2005 году были признаны «честной конкуренцией» группой из семи британскими парламентариями и учеными под руководством двух бывших министров-консерваторов — лорда Сесила Паркинсона и Питера Лилли.
Лорд Уэверли сказал, что Питер Лилли и другие члены межпартийной парламентской группы по Центральной Азии, где председательствует лорд Уэверли, решили не наблюдать за выборами на этот раз, возможно, из-за внимания к деятельности принца Эндрю в Казахстан в последние месяцы.
Лорд Уэверли также выступает в качестве сопредседателя Международного налогового и инвестиционного центра (МНИЦ), хотя он и не подписывал хвалебный отчет о выборах десяти групп наблюдателей, распространенный в понедельник. 89,9 процента явки на выборы, по их словам, «говорит о стремлении сохранить национальную стабильность и политическую преемственность в Казахстан, руководство которого обеспечивает рост благосостояния». МНИЦ опирается на компании, инвестирующие в Казахстан, такие как British American Tobacco и BG Group, и лоббирует снижение налогов, в частности на табачные изделия и добычу нефти.
Кеннет Миноуг, почетный профессор Лондонской школы экономики, который в 2005 году был видным членом парламентской группы, в прошлом месяце заявил, что он сожалеет о решении группы по этому опросу. «Я не совсем уверен, что я изучил реалии казахстанской жизни», — сказал он. — Я, конечно, думал, что я понял причины, почему самые разные слои населения должны держаться за их нынешнего правителя. Но реальное положение дел я понял очень мало».
Перевод редакции «Республики»
Источник: The Telegraph

0 коммент.:

Отправить комментарий