Бороться за улучшение экологии власти Алматы намерены с помощью газа. В течение нескольких лет аким обещает «пересадить» 100 тысяч автомобилей на экологически чистое топливо (если досидит, конечно).
«Переходим на газ!» — такой клич в ходе семинара «Транспортная система экологически чистых городов», проходившего в Алматы 30 и 31 марта, бросил автомобилистам глава города Ахметжан Есимов.
По его словам, сейчас акиматом южной столицы совместно с АО «НК СПК «Алматы» разработан проект, предусматривающий перевод в течение нескольких лет 100 тысяч единиц частного автотранспорта на газ. Это, кстати, ни много ни мало одна пятая часть от всего количества машин города. Как рассказал градоначальник, с этой целью даже создана микрокредитная организация для помощи населению в покупке и установке газобаллонного оборудования.
- Ориентировочная процентная ставка по таким кредитам будет не более восьми процентов, срок окупаемости за счет экономии топлива составит до одного года, — пояснил Ахметжан Есимов.
Также аким предлагает и владельцам частных автопарков задуматься о покупке экологически чистых транспортных средств.
- Для автобусов российского производства срок окупаемости займет семь-восемь месяцев. Для зарубежных машин — где-то до одного года, — отметил он.
Также, по словам Ахметжана Есимова, при распределении маршрутов преимущество будет за теми парками, автомобили которых работают на природном газе.
Столь амбициозные планы направлены на улучшение экологической обстановки в бассейне Алматы. По данным акимата, 80% всех выбросов в год, это примерно 195 тысяч тонн углекислого газа, приходится на легковой и пассажирский автотранспорт. В сфере общественного транспорта работа по переходу с бензина на газ уже ведется. Напомним: благодаря кредиту Европейского банка реконструкции и развития в размере $35 млн муниципальный автобусный парк закупил 200 новых автобусов, работающих на сжатом природном газе. Часть из них уже обслуживает некоторые городские маршруты. Для заправки этих автобусов акимат совместно с АО «КазТрансГаз» и British Gas реализовал пилотный проект строительства первой газозаправочной станции на территории муниципального автопарка. В перспективе будет создана разветвленная сеть таких станций, акимат станет выделять земельные участки под их строительство и в форме ГЧП (государственно-частное партнерство) входить в их капитал.
Также в целях снижения давления на экологию в этом году планируется завершить строительство Восточной объездной автодороги и начать возведение нескольких развязок и строительство шести разворотных площадок.
- Мы хотим построить эти шесть площадок, чтобы транспорт, который въезжает в город, разворачивался, оставлял свои грузы, пассажиров и возвращался обратно, не заезжая в центр города. А строительство каждой развязки, по данным «Казгидромета», снижает количество вредных выбросов в этих местах на 11%, — подчеркнул градоначальник.
Народу важен стимул
Чтобы владельцы автомобилей перестали использовать бензин и перешли на экологически чистое топливо, нужно не только строить заправочные станции, но и предоставлять определенные льготы.
Предложение акима о переходе на газовое топливо вызвало у алматинцев противоречивую реакцию. С одной стороны, горожане всеми руками «за», ведь проблемы экологии касаются всех жителей. Однако у многих автомобилистов возник целый ряд вопросов.
- Идея, конечно, хорошая и даже весьма уместная для Алматы, но в реальности перевести в ближайшие годы частный транспорт, да к тому же 100 тысяч автомобилей — по большому счету утопия, — считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. — И дело тут не только в деньгах или желании водителей, но и в отсутствии необходимой инфраструктуры. Ведь, для того чтобы люди установили на машины ГБО (газобаллонное оборудование), необходимо достаточное количество заправочных станций в нашем городе. Понятно же, что людям, которые переведут свои машины на газ, надо где-то заправляться.
Как нам удалось выяснить, на данный момент в городе работают всего лишь несколько газозаправочных станций и все они расположены на окраинах. Между тем в проекте внедрения газового топлива, разработанном Министерством энергетики США специально для Алматы, говорится, что четыре-шесть станций нужно построить в ближайшее время, а через пять-семь лет в южной столице должны функционировать около сотни таких заправок.
- Вопрос, что первично — переводить автомобили на газ или создавать инфраструктуры, — очень напоминает ребус о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Но ответ на него очень прост, — пояснил представитель консалтингового агентства «Чистое топливо» Джеффри Сайлер во время презентации «Дорожной карты». — Необходимо, чтобы эти процессы происходили одновременно, чтобы автомобилям было где заправляться, а заправочные станции не несли потери из-за нехватки клиентов.
Однако, по мнению Эдуарда Эдокова, на первоначальном этапе также необходимо как-то стимулировать автовладельцев, чтобы они с удовольствием переходили на газовое топливо.
- Представьте, что у вас есть хорошая машина, которая прекрасно ездит на бензине и ее двигатель разработан под этот вид топлива. И тут вам кто-то говорит: давай, дескать, мы тебя пересадим на газ, положим в багажник два баллона, а тебе еще придется за это заплатить. Тем более неизвестно, кто и как будет переделывать машину, причем вмешательство в конструкцию запрещено правилами ПДД, то есть установка ГБО требует большого количества разрешений и согласований, — говорит председатель автосоюза. — И в этой ситуации, я думаю, одним из возможных вариантов привлечения определенной части автомобилистов к использованию газа вместо бензина может стать снижение налога на транспорт. Если, к примеру, сейчас человек платит 28 тысяч тенге, то для тех, кто переоборудует свою машину, он составит около пяти тысяч — вот это реальный стимул!
Как нам сообщили источники в акимате города, гипотетически такие льготы могут появиться, но вопрос о преференциях выходит за рамки одного города, его нужно решать на правительственном уровне.
- Мы же не можем снизить налог на транспорт для тех, кто использует газ, только в Алматы, такие вещи требуют внесения изменений в Налоговый кодекс и множество других подзаконных актов, — пояснил «Взгляду» начальник отдела экологических разрешений Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды города Алматы Михаил Новоселов.
Кроме того, в акимате говорят, что на данный момент перед властями города стоит задача перевести как можно больше автобусов, принадлежащих частным автопаркам, на газ.
Не газом единым жива атмосфера
Перевод автотранспорта на газ не даст значительных результатов, так как для улучшения экологии города необходим системный подход к этой проблеме, включающей в себя разные методы, убежден председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов.
- Мне кажется, что перевод автотранспорта на газовое топливо — это не радикальное решение, а, скорее, полумера. Потому что все экологические проблемы Алматы упираются в Генеральный план города, который до последнего времени составлялся приблизительно. Из-за этого возникают проблемы с большим количеством транспорта, потоки которого движутся через город и застревают в пробках. К тому же Генплан до сих пор не предусматривает развития большой сети электротранспорта. Другая проблема — это чересчур уплотненная застройка города, когда высотные дома имеют очень большую территорию для стоянок автомобилей, несмотря на то что в плане Алматы есть рекомендация о выносе крупных промышленных предприятий за его черту.
По факту они оказались чуть ли не в центре, из-за того что город все больше расширяется, к этим заводам едет большое количество автотранспорта. То есть, если бы они находились за границами мегаполиса, это значительно снизило бы загрязнение воздуха. Конечно, от перевода 100 тысяч машин на газ будет польза, но это не приведет к значительному улучшению экологии. Другое дело, что в Алматы проблемы с экологией появились не вчера, и за столь длительное время можно было составить рациональный план города и эффективно бороться с загрязнением.
К примеру, сейчас хотят строить целый ряд транспортных развязок и буквально в ближайшее время начнут вырубать порядка 600—700 деревьев вдоль улицы Бокейханова. Это разве очистит воздух, даже если машины будут переведены на газ? А сколько деревьев было вырублено в прошлом году! Только по официальным данным, не менее 1 700. Нельзя решать такую системную проблему только одним способом, нужно и машины переводить на газ, и вводить электротранспорт, строить развязки, увеличивать количество зеленых насаждений — вот тогда есть шанс, что произойдут действительно радикальные изменения экологической обстановки в лучшую сторону.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №13 (195) от 06 апреля 2011 года
По его словам, сейчас акиматом южной столицы совместно с АО «НК СПК «Алматы» разработан проект, предусматривающий перевод в течение нескольких лет 100 тысяч единиц частного автотранспорта на газ. Это, кстати, ни много ни мало одна пятая часть от всего количества машин города. Как рассказал градоначальник, с этой целью даже создана микрокредитная организация для помощи населению в покупке и установке газобаллонного оборудования.
- Ориентировочная процентная ставка по таким кредитам будет не более восьми процентов, срок окупаемости за счет экономии топлива составит до одного года, — пояснил Ахметжан Есимов.
Также аким предлагает и владельцам частных автопарков задуматься о покупке экологически чистых транспортных средств.
- Для автобусов российского производства срок окупаемости займет семь-восемь месяцев. Для зарубежных машин — где-то до одного года, — отметил он.
Также, по словам Ахметжана Есимова, при распределении маршрутов преимущество будет за теми парками, автомобили которых работают на природном газе.
Столь амбициозные планы направлены на улучшение экологической обстановки в бассейне Алматы. По данным акимата, 80% всех выбросов в год, это примерно 195 тысяч тонн углекислого газа, приходится на легковой и пассажирский автотранспорт. В сфере общественного транспорта работа по переходу с бензина на газ уже ведется. Напомним: благодаря кредиту Европейского банка реконструкции и развития в размере $35 млн муниципальный автобусный парк закупил 200 новых автобусов, работающих на сжатом природном газе. Часть из них уже обслуживает некоторые городские маршруты. Для заправки этих автобусов акимат совместно с АО «КазТрансГаз» и British Gas реализовал пилотный проект строительства первой газозаправочной станции на территории муниципального автопарка. В перспективе будет создана разветвленная сеть таких станций, акимат станет выделять земельные участки под их строительство и в форме ГЧП (государственно-частное партнерство) входить в их капитал.
Также в целях снижения давления на экологию в этом году планируется завершить строительство Восточной объездной автодороги и начать возведение нескольких развязок и строительство шести разворотных площадок.
- Мы хотим построить эти шесть площадок, чтобы транспорт, который въезжает в город, разворачивался, оставлял свои грузы, пассажиров и возвращался обратно, не заезжая в центр города. А строительство каждой развязки, по данным «Казгидромета», снижает количество вредных выбросов в этих местах на 11%, — подчеркнул градоначальник.
Народу важен стимул
Чтобы владельцы автомобилей перестали использовать бензин и перешли на экологически чистое топливо, нужно не только строить заправочные станции, но и предоставлять определенные льготы.
Предложение акима о переходе на газовое топливо вызвало у алматинцев противоречивую реакцию. С одной стороны, горожане всеми руками «за», ведь проблемы экологии касаются всех жителей. Однако у многих автомобилистов возник целый ряд вопросов.
- Идея, конечно, хорошая и даже весьма уместная для Алматы, но в реальности перевести в ближайшие годы частный транспорт, да к тому же 100 тысяч автомобилей — по большому счету утопия, — считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. — И дело тут не только в деньгах или желании водителей, но и в отсутствии необходимой инфраструктуры. Ведь, для того чтобы люди установили на машины ГБО (газобаллонное оборудование), необходимо достаточное количество заправочных станций в нашем городе. Понятно же, что людям, которые переведут свои машины на газ, надо где-то заправляться.
Как нам удалось выяснить, на данный момент в городе работают всего лишь несколько газозаправочных станций и все они расположены на окраинах. Между тем в проекте внедрения газового топлива, разработанном Министерством энергетики США специально для Алматы, говорится, что четыре-шесть станций нужно построить в ближайшее время, а через пять-семь лет в южной столице должны функционировать около сотни таких заправок.
- Вопрос, что первично — переводить автомобили на газ или создавать инфраструктуры, — очень напоминает ребус о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Но ответ на него очень прост, — пояснил представитель консалтингового агентства «Чистое топливо» Джеффри Сайлер во время презентации «Дорожной карты». — Необходимо, чтобы эти процессы происходили одновременно, чтобы автомобилям было где заправляться, а заправочные станции не несли потери из-за нехватки клиентов.
Однако, по мнению Эдуарда Эдокова, на первоначальном этапе также необходимо как-то стимулировать автовладельцев, чтобы они с удовольствием переходили на газовое топливо.
- Представьте, что у вас есть хорошая машина, которая прекрасно ездит на бензине и ее двигатель разработан под этот вид топлива. И тут вам кто-то говорит: давай, дескать, мы тебя пересадим на газ, положим в багажник два баллона, а тебе еще придется за это заплатить. Тем более неизвестно, кто и как будет переделывать машину, причем вмешательство в конструкцию запрещено правилами ПДД, то есть установка ГБО требует большого количества разрешений и согласований, — говорит председатель автосоюза. — И в этой ситуации, я думаю, одним из возможных вариантов привлечения определенной части автомобилистов к использованию газа вместо бензина может стать снижение налога на транспорт. Если, к примеру, сейчас человек платит 28 тысяч тенге, то для тех, кто переоборудует свою машину, он составит около пяти тысяч — вот это реальный стимул!
Как нам сообщили источники в акимате города, гипотетически такие льготы могут появиться, но вопрос о преференциях выходит за рамки одного города, его нужно решать на правительственном уровне.
- Мы же не можем снизить налог на транспорт для тех, кто использует газ, только в Алматы, такие вещи требуют внесения изменений в Налоговый кодекс и множество других подзаконных актов, — пояснил «Взгляду» начальник отдела экологических разрешений Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды города Алматы Михаил Новоселов.
Кроме того, в акимате говорят, что на данный момент перед властями города стоит задача перевести как можно больше автобусов, принадлежащих частным автопаркам, на газ.
Не газом единым жива атмосфера
Перевод автотранспорта на газ не даст значительных результатов, так как для улучшения экологии города необходим системный подход к этой проблеме, включающей в себя разные методы, убежден председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов.
- Мне кажется, что перевод автотранспорта на газовое топливо — это не радикальное решение, а, скорее, полумера. Потому что все экологические проблемы Алматы упираются в Генеральный план города, который до последнего времени составлялся приблизительно. Из-за этого возникают проблемы с большим количеством транспорта, потоки которого движутся через город и застревают в пробках. К тому же Генплан до сих пор не предусматривает развития большой сети электротранспорта. Другая проблема — это чересчур уплотненная застройка города, когда высотные дома имеют очень большую территорию для стоянок автомобилей, несмотря на то что в плане Алматы есть рекомендация о выносе крупных промышленных предприятий за его черту.
По факту они оказались чуть ли не в центре, из-за того что город все больше расширяется, к этим заводам едет большое количество автотранспорта. То есть, если бы они находились за границами мегаполиса, это значительно снизило бы загрязнение воздуха. Конечно, от перевода 100 тысяч машин на газ будет польза, но это не приведет к значительному улучшению экологии. Другое дело, что в Алматы проблемы с экологией появились не вчера, и за столь длительное время можно было составить рациональный план города и эффективно бороться с загрязнением.
К примеру, сейчас хотят строить целый ряд транспортных развязок и буквально в ближайшее время начнут вырубать порядка 600—700 деревьев вдоль улицы Бокейханова. Это разве очистит воздух, даже если машины будут переведены на газ? А сколько деревьев было вырублено в прошлом году! Только по официальным данным, не менее 1 700. Нельзя решать такую системную проблему только одним способом, нужно и машины переводить на газ, и вводить электротранспорт, строить развязки, увеличивать количество зеленых насаждений — вот тогда есть шанс, что произойдут действительно радикальные изменения экологической обстановки в лучшую сторону.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №13 (195) от 06 апреля 2011 года
0 коммент.:
Отправить комментарий