27.10.2011

Одним – новоселье, другим – процесс

Часть пострадавших от наводнения уральцев получили ключи от новых квартир, а другие пошли в суды. Люди намерены добиваться увеличения компенсации на ремонт своих полуразрушенных домов.

Автор: Алла ЗЛОБИНА

На днях в новом — 5-м микрорайоне Уральска, где построили «паводковые» дома, яблоку негде было упасть. Здесь собрались строители, депутаты Мажилиса, чиновники и вооруженный до зубов диктофонами и камерами журналистский десант республиканских и местных изданий и телеканалов. Пострадавшим от наводнения уральцам вручали ключи от квартир (самая маленькая 42 кв. м) взамен разрушенных во время паводка домов.



«Ковчеги» для «потопленцев»



Как сообщает официальный пресс-релиз, после апрельского наводнения в Уральске властям «было необходимо предоставить квартиры 446 семьям». Городские паводковые комиссии насчитали 79 разрушенных жилых домов,110 дач и 17 аварийных домов.



В 5-м микрорайоне Уральска, где планировалось отстроить элитный микрорайон (здесь сейчас строится новый Дворец бракосочетания, теннисный корт и президентская математическая школа), построили одну девятиэтажку на 240 квартир и три 90-квартирных кирпичных пятиэтажных дома — для тех, чье жилье не подлежит восстановлению. Как и обещали власти, дома успели сдать к отопительному сезону. Его начало в этом году, случайно или нет, затянулось как раз до времени торжественного открытия «паводковых» домов.



С утра к новостройке подтягивались виновники торжества с детьми, новые асфальтовые тротуары мыли швабрами и, возможно, даже с шампунем.







Все сверкало чистотой, подъезды были украшены шарами. Музыка, сцена для выступлений, дети на качелях, которых они, наверное, никогда и не видели (новоселы — это в основном жители сел области, которые перебрались ближе к городу и основались на дачах) — все напоминало старые советские времена, когда простым трудягам вручали ключи от долгожданных квартир.









- Мы на качестве не экономили, люди в этом убедятся, — гордо заверила Валентина Михно (ее компания возводила один из домов) на вопрос журналистов о качестве построенных всего за пять месяцев пятиэтажек.



- А по деньгам-то уложились? — допытывались журналисты: компаниям, которые получили подряды на строительство «паводковых» домов, предложили возводить объекты по самым низким ставкам. А тут еще поставщики стройматериалов «не подвели»: цены во время послепаводкового строительного бума были взвинчены и на кирпич, и на цемент.



- Да все нормально, во все сметы уложились. Мы рады, что успели и помогли людям.







- Моя семья жила на даче, во время наводнения дом развалился, последние четыре месяца мучились по съемным квартирам, — рассказал один из новоселов Дмитрий. — Нас пятеро — вместе с детьми и внучкой. Сегодня должны дать ключи. Мы получили однокомнатную квартиру (квартиры пострадавшим от наводнения выдавались только в соответствии с прежней площадью их затопленных домов — авт.).



Жамал Баймуханова во время наводнения вместе с детьми жила на даче, затем четыре месяца — в эвакуационном пункте.



- Когда была жеребьевка, мы выиграли первый этаж, дети очень рады, — улыбалась Жамал. — Благодарны всем, кто нам помог. Чтобы больше не было такой беды... и чтобы денег больше у всех было.



Народ все прибывал. В полном составе появились мажилисмены от ЗКО: Кабибулла Джакупов, Виктор Киянский, Елена Тарасенко и Шавхат Утемисов, подъехали подрядчики и чиновники.



Счастливые новоселы и не менее счастливые чиновники — вот на каких мероприятиях можно увидеть полное единение народа и власти и неподдельную взаимную радость.







- А кто открывать-то будет? Говорили, вице-премьер Шукеев приедет с министром ЧС Божко, что даже президент приедет... — интересовались друг у друга журналисты.



Тут появилась делегация во главе с акимом области Бактыкожой Измухамбетовым. Народ встретил главу области аплодисментами. Торжественный митинг начался.









На сцену выходили чиновники, представители строительных компаний, организаций, кто помог деньгами во время паводка. Выступающие вспоминали о паводковой драме, подчеркивали: все, что связано с этим паводком, лично контролировал президент страны.



- Во время наводнения мы вынуждены были эвакуировать более девяти тысяч человек. Благодаря личному контролю Нурсултана Абишевича мы за короткий срок смогли построить эти дома, — сказал аким области Бактыкожа Измухамбетов.



Аким благодарил всех: строителей — за работу, казахстанцев — за отзывчивость, пострадавших — за терпение.



- Мы сейчас поедем открывать два детских сада на 580 мест, в которые пойдут и ваши дети, — завершая выступление, пообещал Бактыкожа Измухамбетов.







Вручение ключей новоселам, торжественное перерезание ленты, осмотр квартир, праздничный стол с бешбармаком в казахской семье и пельменями — в русской. На этой мажорной ноте открытие новых домов для пострадавших от апрельского наводнения в Уральске завершилось. Делегация отправилась открывать два новых детских сада на 580 мест. В новых домах началась раздача ключей по спискам.







«А нам это за что?»



За кулисами праздника осталось другое событие: в суд № 2 Уральска подано восемь исков от пострадавших во время наводнения западноказахстанцев с требованием пересмотреть размер компенсации ущерба, который они получили на ремонт своих затопленных домов. Недавно было отказано в иске первому из восьми истцов.



- Мой дачный дом затопило по крышу, а акимат города отказал в помощи, мотивировав это тем, что за мной числится квартира. По этой же причине отклонил иск и суд, — рассказал журналистам 52-летний инвалид третьей группы Александр Бондаренко из дачного общества «Яблонька».



Два месяца в Уральске работает общественный комитет «Помощь пострадавшим от паводка» под руководством опального экс-советника акима области Алпамыса Бектурганова. Проблемами пострадавших активно занимаются члены регистрируемой партии «Алга».



- В наш комитет приходят десятки семей, которые недовольны размерами компенсаций: одни получили компенсации в размере 800 тысяч тенге, а другие — по 300 тысяч или вообще ничего не получили, — рассказал журналистам Алпамыс Бектурганов. — Мы консультируем этих людей, помогаем составлять обращения. Наш комитет — своего рода мост между пострадавшими и чиновниками. Мы хотим, чтобы информация о расходовании выделенных средств была прозрачной, и намерены провести независимую экспертизу оценочных комиссий.



Члены комитета также предложили создать правительственную комиссию по учету средств, выделенных на ликвидацию последствий паводка. Инициативы общественников уже прокомментировал аким города Самиголла Уразов, который, по сути, признал: не по всем спорным вопросам власти смогли найти соломоново решение.



- В суд подали шесть жителей Уральска, несогласных с решением комиссии, — сказал Самиголла Уразов. — С каждым из подателей заявлений я встречался. Но есть вопросы, которые нельзя решить. Например, один из пострадавших, Бейбут Мусин, жил с семьей не на собственной даче, а на съемной. Поэтому юридического права на предоставление нового жилья он и его семья не имеют. Ему помогли материально. Нашли спонсоров, он получил социальную помощь, как и остальные пострадавшие.



Аким Уральска заверил: комиссии по помощи пострадавшим от наводнения в ЗКО продолжат работу и в 2012 году, «потому что вопросы будут возникать и дальше».



В качестве компенсаций западноказахстанцам выплатили 600 миллионов тенге. Распределяли средства в зависимости от размера жилья — чем больше квадратных метров, тем больше компенсация, но на каждый дом — не больше миллиона тенге. В результате жители уральской Рублевки — микрорайона «Самал-2» — получили в среднем по миллиону, а некоторые владельцы небольших саманных домов — почти «кукиш с маслом».



- А должны были подойти индивидуально, — справедливо замечали обиженные люди.

0 коммент.:

Отправить комментарий