20.01.12

Под занавес сессии вспомнили о детях

В четверг в сенате состоялось последнее пленарное заседание для парламента IV созыва, обязанности которого последние два месяца выполняли только сенаторы (из-за досрочного роспуска мажилиса). Но, как уверен спикер сената Кайрат Мами, на качество законотворческой работы отсутствие одной палаты не повлияло.


Автор: Тимур ВАЛИЕВ

- Сенат работал без аврала, — признался Кайрат Мами. — За два месяца принято и направлено на подпись главе государства около 60 законов, 95% которых составили законы из портфеля мажилиса.



Аврала, может, действительно не было, но накануне открытия первой сессии парламента V созыва сенат провел две пленарки подряд — в среду и в четверг. Что называется, подбивали хвосты. А заодно вносили новые, практически радикальные предложения и даже требовали, чтобы правительство внесло их на рассмотрение парламента буквально «сию минуту».



В частности, такие предложения прозвучали при обсуждении закона «О ратификации Конвенции о пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Этот документ закрепляет за присоединившимися к нему странами такие обязанности, как предоставление женщинам отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком, выплата пособий, социального страхования, гарантии медицинской помощи. Министр труда и социальной защиты Гульшара Абдыкаликова, выступая перед депутатами, заявила, что казахстанское законодательство уже сейчас полностью соответствует требованиям конвенции (так что чиновникам не придется опасаться, что их обвинят в невыполнении взятых на себя страной обязательств), и даже пообещала, что законодательство в этой сфере будет «и дальше совершенствоваться».



Однако сенаторы напомнили министру: главное — не количество, а качество. Депутат Светлана Джалмагамбетова хоть и призвала коллег поддержать предлагаемый документ, все же уточнила: есть ряд вопросов, которые правительству решить необходимо. Во-первых, заявила она, сегодня в стране есть дифференциация в размерах пособий по уходу за ребенком — для работающих и неработающих женщин. Одни получают пособия из Фонда социального страхования в размере 40% от своей заработной платы, вторые — из бюджетных средств. По мнению сенатора, все женщины должны получать пособия только из бюджета. А пособия из Фонда социального страхования — как доплату работающим. При этом верхнюю планку пособия необходимо увеличить (сегодня те самые 40% ограничены потолком в 10 МРП).



- Второй момент — нам надо будет увеличить пособия по уходу за ребенком до одного года, — заявила Светлана Джалмагамбетова. — Раньше, в советское время, у нас было (пособие — авт.) до трех лет, и в некоторых странах есть два-три года. Поэтому нам надо постепенно увеличивать: в течение двух лет выплачивать, потом трех. И сам размер пособий. И более того, разовые пособия, которые выплачиваются по рождению ребенка — 30 МРП, а более четырех детей — 50 МРП. Вроде неплохая цифра, но мы отстаем от России, где материнский капитал составляет очень значительную долю, и его можно использовать и для улучшения жилищных условий.



Пересмотреть предложено и размер пособий, выплачиваемых многодетным семьям. Сегодня он в Казахстане составляет 1 МРП, что, по мнению депутата Джалмагамбетовой, вообще «смешная цифра».



Ее коллега Гани Касымов предложил другой подход — единовременное пособие по рождению ребенка должно составлять 1,5 — 2 миллиона тенге. Логика депутата проста: если правительство находит деньги на поддержку частного банковского сектора, вкладывает миллиарды бюджетных средств в различные проекты (зачастую — очень сомнительные), на детей оно должно найти средства. Что же касается нынешних расчетов и размеров пособий, то, по его мнению, «все наши расчетные показатели просто в урну надо бросить. Это не помощь, это профанация».



- Мы страна нефтяная? Нефтяная. Нам банк второго уровня надо поддержать какой-то утопающий, разворованный — мы туда грохаем миллиарды долларов, и ничего, нормально! 5—6 миллиардов потеряли или теряем на глазах, все терпим! — возмущенно заявил сенатор Касымов. — Ну, так это же дети! Почему мы такие суммы не можем направить на охрану материнства и детства?! Первый, самый сложный период — после рождения до года ребенка. Цены на продукты во сколько раз увеличились? На детское питание, на медицинское обслуживание? Больше 50% платное медицинское обслуживание! Попробуйте получить это мизерное пособие, соберите справки! Месяцами ходят женщины, в положении когда находятся. Больные, хромые, их самих, матерей, сейчас надо содержать. Я хочу, чтобы министр поняла: внесите сейчас предложение, сенат поддержат, давайте сразу, любой ребенок родился, без «первый» или «десятый» — неважно, разовое пособие вне всяких условий, давайте 1,5—2 миллиона тенге дадим. Вот сразу!



От прозвучавших предложений министр в восторг не пришла, и уж тем более — не бросилась сразу же предлагать сенаторам спешно включить такую норму в законодательство. И вряд ли эти предложения выйдут дальше зала заседаний сената. Ведь логика нашего правительства тоже проста и понятна: они твердо убеждены, что пособие в размере нескольких МРП и размер минимальной заработной платы и пенсии вполне можно назвать достойным и достаточным для жизни. Правда, качество этой жизни правительство, увы, не волнует.

0 коммент.:

Отправить комментарий