01.07.2009

Возвращение на Черное море


Автор: Алан ХУРУМОВ

ОБЗОР РЫНКА - Деятели российской туриндустрии бьют тревогу: кризис на четверть сократил въездные и выездные потоки отдыхающих. Ситуацию усугубляют типично российские отраслевые болезни: дорогой транспорт, плохо развитый гостиничный комплекс, отсутствие помощи государства.
More...
Если так пойдет дальше, турагентствам придется уступить свои позиции бабушкам, предлагающим «недорого отдохнуть в частном секторе без удобств» в полукилометре от берега Черного моря.

В российскую туристическую отрасль кризис пришел с трехмесячным опозданием, что неудивительно. Осенью, когда в России впервые начали говорить о рецессии, народу было не до туризма: начало рабочего сезона, своеобразный понедельник после бурно проведенных летних выходных. По итогам первых трех кварталов отрасль тогда демонстрировала 8%-ный рост. По всем законам логики первые последствия кризиса должны были сказаться в период осенних каникул. Так и произошло.

С туризма сорвали звезды

Уже в октябре представители туриндустрии констатировали падение спроса на 15—20%. Отток в основном наблюдался на дорогих направлениях — экзотика, горные лыжи. Лучше всего себя чувствовали демократичные Турция, Египет, Болгария, Тунис. Правда, и у них наблюдалось смещение спроса от пятизвездочных отелей к трех- и четырехзвездочным.

Ситуацию усугубили последствия летнего топливного кризиса — цены на авиационное горючее выросли, что отразилось на стоимости перелетов, которые подорожали на 35—40%. Это привело к тому, что на дальних направлениях дешевые туры подорожали в два раза, дорогие — на 15—20%. Похожая картина наблюдалась и в сезон новогодних праздников: операторы повысили цены в среднем на 20—40%. Так, туры в Израиль подорожали на 30%, во Францию — на 20%. Помимо этого серьезно подорожали гостиничные номера дорогих отелей. Если зимой 2007 года новогодние праздники в четырехзвездочном египетском отеле стоили примерно $2500, то в 2008-м эта планка поднялась примерно на $1000. Одним словом, антураж для того, чтобы пережить смутное время с наименьшими потерями, сложился не самый удачный.

Однако новогодние праздники никаких особых сюрпризов не преподнесли. По итогам года отрасль осталась даже в плюсе. По данным Росстата, выездной туризм в 2008 году вырос на 21%. По итогам года сильно просели Австралия (-100%), Малайзия (-87%), Филиппины (-75%), Польша (-58%). Популярные же направления, напротив, выросли: в плюсе оказались Израиль (+118%), Германия и Греция (+43%), Венгрия (+42%), Австрия (+33%), Болгария (+20%).

Агенты уходят первыми

Приличные годовые результаты дали повод некоторым представителям отрасли счесть, что кризис обошел туристический бизнес стороной. Игроки высказывались в том смысле, что слухи о кризисе сильно преувеличены, а отдых — это последнее, на чем будут экономить люди. Увы, их прогнозы не сбылись. Да и не могли, собственно говоря. Делать какие-либо далеко идущие выводы на основании зимних показателей было большой ошибкой. Россияне привыкли покупать новогодние туры загодя, и туры на этот период были распроданы еще до прихода кризиса в Россию.

Насколько серьезно ошиблись агентства и туроператоры, стало ясно уже по итогам первого квартала 2009 года. По данным Росстата, выездной туризм за первые три месяца сократился на 22%.

Президент компании «Натали Турс» (занимает 10—15% российского рынка туриндустрии) Владимир Воробьев подтвердил эту статистику. Он сообщил «Республике», что спрос на услуги российских туроператоров и агентств в целом сократился на 25%. При этом сам рынок продаж турпакетов просел на 40%. Больше всего пострадали направления Luxury. Более дешевые направления, такие как Турция и Египет, продолжают пользоваться спросом.

Почему спрос упал на 25%, а емкость рынка — на 40%? Ответ простой — кризис начал санацию в отрасли. По оценкам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, рынок уже покинули примерно 15% компаний. Сергей Тушевский, бывший владелец туристической сети «Путевочка», а нынче глава «Магазина инвестиций», специализирующегося на покупке и продаже бизнесов, говорит, что ушли в основном турагентства, которые и в докризисные времена работали с низкой рентабельностью в 8—10%. Турагентства в основном занимаются продажей конечного продукта — турпакета. Иных способов зарабатывать деньги у них нет. «У турагентств низкая стоимость вхождения на рынок — она составляет всего $10 тыс. Соответственно, они и прежде работали в жесточайшей конкуренции. Кризис спроса обострил ее до предела, и агенты стали выходить из бизнеса», — рассказал он «Республике». Туроператоры (которые отличаются от агентств примерно так же, как нефтяные компании от АЗС) сумели удержаться благодаря своей вертикальной интеграции: они зарабатывают на целом комплексе, начиная от гостиничного бизнеса и заканчивая конечным продуктом, то есть турпакетом.

Иностранцы любят комфорт

Во въездном туризме картина еще более печальная. Для сравнения: по итогам 2008 года выездной вырос на 21%, а въездной — всего на 4%. За первые три месяца 2009 года выездной туризм просел на 22%, въездной — на 25%.

Въездной туризм отстает от выездного из-за воздействия типично российских факторов. Во-первых, иностранцы не спешат ехать в Россию, и их можно понять. В российском въездном турпродукте слишком высока транспортная составляющая. Монопольно высокие тарифы на железнодорожные перевозки и многие региональные воздушные направления ужасают прагматичных иностранцев. О чем говорить, если билет в турецкую Анталью или французский Куршевель стоит дешевле путешествия в Сочи. При этом путешествие в Куршевель будет куда комфортнее. По некоторым оценкам Россия занимает 104-е место в мировом рейтинге качества дорог и 88-е — по уровню авиатранспорта.

Кстати, по обеспеченности местами в гостиницах Россия занимает 85-е место. И это еще одно объяснение того, почему здесь так плохо развит сегмент въездного туризма. В России чрезвычайно отсталый гостиничный комплекс. Государство строительством отелей почти не занимается — эта миссия ложится на плечи частных инвесторов, а они не спешат в этот бизнес из-за высоких рисков и значительных затрат, которые слишком долго отбиваются.

Наконец, въездной туризм в России пострадал сильнее выездного еще и потому, что Европа и США приняли на себя первый удар кризиса. Фигурально выражаясь, когда американцы уже сражались в офисах с ипотечными невозвратами, россияне все еще ждали в Анталье обвала нефтяных цен.

Вперед в девяностые

По мнению наблюдателей на рынке, кризис перераспределит туристические потоки. Основная прослойка активно путешествующих россиян — средний класс. Но именно он и попал первым под прицел финансового кризиса. Совсем от путешествий средний класс, разумеется, не откажется, а вот от выездного туризма способен. «В Россию могут вернуться времена 80—90-х, когда изрядная часть трудового населения страны отдыхала на Черноморском побережье и проживала там в частном секторе», — предположил Сергей Тушевский из «Магазина инвестиций».

Ожидать, что кризис перенаправит потоки в российские санатории и пансионаты, едва ли следует. Выбирая внутренний туризм, россияне теряют на транспортной составляющей, но отбивают эти затраты за счет дисконта частного сектора. Дома отдыха таких дисконтов давать не будут, тем более что, по словам главы Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, с переходом на кадастровую оценку земли налог на землю в условиях кризиса вырос на некоторых южных курортах в три раза. Для того чтобы отбивать этот налог и монопольно высокие тарифы, курортам приходится поднимать цены на услуги. Это серьезно сужает круг их клиентов.

Представители туристического бизнеса говорят, что ситуация не изменится, пока не вмешается государство, которое до сих пор не помогало отрасли. Из-за отстраненности государства туристический рынок в России просел сильнее, чем в Европе, где эта отрасль поддерживается на правительственном уровне при сохранении в ней высококонкурентной среды. Так, по оценкам Российского союза туриндустрии, поток туристов в Греции за время кризиса обмелел на 20%, в Великобритании — на 13%, в России — на 30%. И это не предел, учитывая то, что туристической отрасли ожидать серьезной помощи от государства не приходится. А поэтому самое время обзаводиться полезными контактами частников, имеющих домики на Черном море.

От редакции: Уважаемые читатели, отраслевые обзоры читайте каждый вторник месяца.


0 коммент.:

Отправить комментарий