01.07.2009

Завод – государству, зарплату – рабочим


Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
Фото: Андрей ХАЛИН

Сидячую забастовку объявили рабочие Алматинского электровагоноремонтного завода (АЭРВЗ). Бастующие требуют вернуть завод, преобразованный в АО «Ырысты-АЭВРЗ», в государственную собственность. А Семиреченская транспортная прокуратура начала проверку законности приватизации предприятия.
More...
Рабочие электровагоноремонтного завода выполнили свое обещание устроить массовую сидячую забастовку. Напомню, в прошлый понедельник, 22 июня, в одном из цехов завода провели общее собрание, на котором был сформирован стачком. Также были сформулированы два требования — национализировать завод и провести проверку приватизации предприятия и хозяйственной деятельности руководства.

К нам приехал ревизор

По второму требованию уже началась работа. В понедельник на общем собрании завода присутствовал прокурор Семиреченской транспортной прокуратуры Батыржан Жанибеков. Выступать перед людьми он не стал, однако за ходом собрания следил очень внимательно. Свое присутствие г-н Жанибеков объяснил тем, что Семиреченской транспортной прокуратурой на сегодняшний день ведется проверка на законность передачи завода в частную собственность. Что касается нарушений закона со стороны руководства завода, то г-н прокурор сообщил, что в основном это нарушения трудового законодательства.

- Проверки проводили регулярно, — заявил он. — В основном были нарушения трудового законодательства — систематическая задержка заработной платы, пособий. В отношении руководства нами принимались предусмотренные законом меры, — заверил г-н Жанибеков журналистов.

По его словам, руководители завода (кто именно, он не уточнил) не раз привлекались к административной ответственности, а со стороны прокуратуры вносились представления об устранении нарушений закона.

- Основная причина задержки заработной платы — это несвоевременная оплата заказчиком, акционерным обществом «Казакстан Темир жолы», услуг по ремонту, — сообщил Батыржан Жанибеков итоги предыдущих проверок. — Со стороны заказчика не всегда производилась предоплата за работу. Более того, как показал наш анализ, с 2006 года тарифы на ремонт не менялись. А с тех пор очень много изменений произошло в экономике. Кстати, транспортная прокуратура не раз отправляла представление о своевременном выполнении договорных обязательств и АО «НК КТЖ».

Г-н прокурор также сообщил «Республике», что на сегодняшний день общий долг завода составляет свыше 1 млн тенге, в том числе 600 млн тенге по кредиту «БТА Банку».

Что касается внеплановой проверки по приватизации предприятия, то поводом для нее послужило обращение рабочих завода.

- В данной ситуации заработная плата осталась в стороне, люди требуют возврата завода в государственную собственность, — заявил г-н прокурор. — Сейчас мы проводим проверку по законности приватизации.

Итоги проверки семиреченский транспортный прокурор обещал обнародовать.

Завод — государству!

Но вернемся к забастовке. На общем собрании на голосование было поставлено обращение к премьер-министру Кариму Масимову с требованием национализировать завод. «За» проголосовал весь трудовой коллектив — 2075 человек. Рабочие также поддержали инициативу стачкома подать в акимат города заявку на проведение митинга 11 июля. После собрания все разошлись по своим рабочим местам, однако без намерения работать.

- Бастовать мы будем неделю, — рассказал «Республике» сопредседатель стачкома Есен Уктешбаев. — Это будет нашим предупреждением, что мы настроены вполне серьезно. И если наше требование не будет выполнено, то мы намерены бастовать до победного, — пояснил он. Рабочие рассказали, что они, как и прежде, будут приходить на завод и уходить с него в положенное время, однако работать не будут.

Делаем все возможное!

После того как забастовщики разошлись каждый по своим цехам, мы отправились в кабинет к президенту АО «Ырысты-АЭВРЗ» Адилю Бейсенбаеву. Как выяснилось, пока рабочие голосовали за обращение к премьеру о национализации завода, у президента компании заседали представители районного акимата, АО «НК КТЖ» и семиреченский транспортный прокурор Батыржан Жанибеков. Но после пятнадцатиминутного ожидания в приемной журналисты все-таки попали в кабинет г-на Бейсенбаева.

Он сообщил, что задолженность по заработной плате рабочим уже погашена, да и по сути она была текущей. Адиль Бейсенбаев подтвердил также, что у завода действительно есть долги, которые появились отчасти и из-за невыполнения договорных условий заказчиком, то есть КТЖ. Одной из причин финансовых проблем завода, по его словам, также является и низкая стоимость услуг завода.

- Мы написали обращение в Минтранском о пересчете тарифов на ремонтные услуги, — сообщил он.

Основное требования бастующих — о национализации завода — г-н президент никак не прокомментировал.

Пока журналисты пытали вопросами Адиля Бейсенбаева, представитель КТЖ незаметно для прессы удалился из кабинета, так что задать вопросы основному заказчику завода не удалось.

Что ж, остается теперь ждать итогов проверки Семиреченской прокуратуры да смотреть в сторону премьер-министра — примет он решение вернуть один из крупнейших заводов страны в государственную собственность или посчитает его за балласт.

0 коммент.:

Отправить комментарий