01.07.2009

Это инсценировка Комитета!


Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Фото: Андрей ХАЛИН

Во вторник телеканалы «КТК» и «Хабар» показали видеосюжеты, где четверо казатомпромовцев, Малхаз Цоцория, Дмитрий Парфенов, Эшмурат Пирматов и Аскар Касабеков, пряча глаза, в один голос рассказывали о «трехзвездочных» условиях, в которых их содержит КНБ, и «удивлялись» заявлениям своих жен о непредоставлении свиданий.
More...
Сегодня на пресс-конференции в Алматы супруги вице-президентов прямо заявили, что считают телесюжет инсценировкой Комитета национальной безопасности.

Очередную пресс-конференцию с вестями с «фронта боевых действий за права мужей» супруги топ-менеджеров «Казатомпрома» собирались провести во вторник. И повод был: Марике Цоцория и Наталье Парфеновой не предоставили заранее оговоренные свидания с мужьями. Но пресс-конференция не состоялась, а вчера вечером появилась новая тема для встречи с журналистами.

Жены «свидетелей» по делу Джакишева не верят, что их мужья содержатся в комфортабельных условиях. Кроме того, несмотря на вчерашние рассказы топ-менеджеров нацкомпании по ТВ о частых встречах с родными, на самом деле свиданий с мужьями последние две недели у женщин не было, а те, которые были раньше, проходили в СИЗО.

- Почему КНБ произвольно может позволять или не позволять нам встречаться с мужьями?! — возмущена Марика Цоцория, супруга вице-президента «Казатомпрома» Малхаза Цоцории. — Ведь они находятся в статусе свидетелей! Я приезжаю в Астану из Алматы, я несу расходы, я везу продукты, лекарства, вещи — а встречи нет.

Супруги менеджеров в который раз потребовали, чтобы их допустили на так называемые конспиративные квартиры и дали возможность своими глазами убедиться в приемлемых условиях содержания «свидетелей».

- Почему мы не вправе знать, где они находятся? И в то же время очень странно, что съемочная группа телеканала «Хабар» приглашается на встречу в одну из конспиративных квартир. Получается, съемочной группе можно видеть, где они находятся? Но ведь эти квартиры секретные, правильно? Где здесь логика, что это за конспиративные квартиры, о которых становится известно сначала съемочной группе, а потом уже и всему Казахстану? — не находит объяснения супруга Малхаза Цоцории.

Однако даже такое отношение кажется манной небесной Жамиле Джакишевой и Саре Сагындыковой (супруге Талгата Кыстаубаева, охранника Мухтара Джакишева), которые не видели своих мужей с момента задержания даже по телевизору и вынуждены думать о самом худшем.

- Во-первых, мне дают списки лекарств, которые я должна принести. Лекарства от давления, тромбофлебита, от печени. Сами понимаете, это не просто так. Во-вторых, мой муж просит купить ему кроссовки 45-го размера. Размер ноги у него 41-й. Что с его ногами, я не знаю, — со слезами рассказала Жамиля Джакишева. — Нам врать незачем. Зачем врать КНБ, понятно: во время следствия нарушены все возможные законы — как казахстанские, так и международные. Все, что можно было нарушить, они нарушили, — подвела она печальный итог.

Жамиля Джакишева сообщила, что она подала жалобы в связи с нарушениями в прокуратуру, специальному докладчику ООН по правам человека, в Комиссию по амнистии, в ОБСЕ.

Кроме того, адвокат Данияр Канафин, нанятый семьей экс-главы компании, подал в суд жалобу «на отказ от допуска защитника, приглашенного родственниками подозреваемого (обвиняемого)», то есть нарушение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также на нарушение ч. 1 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса, в соответствии с которым орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать пригласить в качестве защитника определенное лицо.

Г-жа Джакишева обратила внимание еще на один аспект: абсурдную аргументацию КНБ в ответе на открытое письмо главе комитета Амангельды Шабдарбаеву. В нем говорится, что делу Джакишева присвоен гриф «секретно», потому что в его материалах содержатся сведения, «раскрывающие ресурсный потенциал, балансовые запасы в недрах и данные по добыче урановых руд».

- В газете «Республика» за пятницу приведены постановления о раскрытии сведений о запасах урана в республике. Какая секретность здесь может быть? Все сведения об этих запасах есть в базе данных «Юрист», открывайте и смотрите, — сказала она.

Секретить эти сведения, считает Жамиля Джакишева, нужно затем, чтобы скрыть нарушения, которые допускаются в этом деле.

Наталья Парфенова и Марика Цоцория — жены, которые получали свидания с мужьями, подчеркнули, что при встречах их супруги настойчиво советовали им отказаться от каких бы то ни было публичных выступлений. Женщины делают вывод, что на их мужей оказывается давление, и обращаются к СМИ с просьбой не замалчивать ситуацию по этому делу.

0 коммент.:

Отправить комментарий