01.07.2009

Появится ли Казахская империя?


Автор: Дмитрий УСКОВ
Фото: Андрей ХАЛИН

Рассуждения на тему национализма, несмотря на пресловутую толерантность, стали в последнее время модными. Не отстал от других и Адил Тойганбаев. Быстро и безапелляционно расставляя приоритеты, он пытается убедить читателя в правильности именно его восприятия.
More...
«Примитивный национализм», по словам Адила, это «детсадовская» реакция на сложность и враждебность окружающего мира». И тут же читаем: «Мы назовем себя казахскими националистами, открыто выразив непочтение любым сложившимся стереотипам на эту тему». Мыслит по-детсадовски, но оправдывается очень по-взрослому: мол, «а вот у них... и ничего»!

Все равны, но Казахстан равнее?

Если подробней, национализм по Адилу — это защита нации и настраивание ее на конкурентность. Правда, как все умные провокаторы, он не объясняет, от кого нужно защищать нацию и что скрывается за абсолютно неоднозначным словосочетанием «настраивание на конкурентность».

Мы, говорит Тойганбаев, хотим вернуть Казахстану статус «равного». Сразу возникает вопрос: когда Казахстан этот статус утратил и равного кому и где? Подобные дилетантские попытки нейролингвистического программирования будут хороши на шумном митинге, а вот в статье, где, предположительно, излагаются мысли автора, хотелось бы больше конкретики.

Адил убежден: «будущее — это казахская миссия» в преображении формата всей Центральной Азии. О равенстве уже позабыто, народы региона должны пригнуть головы перед идеями казахской миссии, другого выбора у них нет! И вообще, в отношении Казахстана Адил ничтоже сумняшеся предлагает использовать термин «имперский», поскольку «нестабильность и политическая бесперспективность у наших южных соседей грозит сдетонировать весь регион». Вот так просто приоритеты, в принципе, расставлены, только чем грозит такая «миссия» Казахстану, Адил не говорит.

У нас была и, надеюсь, еще сохранилась возможность стать действительно сильным и самодостаточным государством, в котором мирно живут и работают разные народы. Другой разговор, что мы делаем для этого мало, а отдельные деятели мешают этому процессу, муссируя тему некой исключительности казахов.

Имперские же амбиции Адила просто смешны, особенно сейчас, во времена падения последней империи. Тем более что опыты построения империй на основе национального государства в новейшей истории потерпели фиаско. Для Германии и Японии это закончилось не просто крахом надежд, а еще и национальным позором, который продолжается по сей день (напомню, эти страны оккупированы). Не этого ли хочет мой уважаемый оппонент для Казахстана?

Экспериментом Адил Тойганбаев считает создание «советского народа». «Эксперимент закончился крайне неудачно: не просто провалом попытки синтеза, но и разломом самого пространства эксперимента».

Но если посмотреть реально на процессы, происходившие в СССР, то становится очевидным, что «советский народ» не был никакой «попыткой синтеза». Это была завершающая фаза агонии российской империи. Крах этой империи произошел даже не с отречением от престола Николая II, а уже в 30-е годы ХХ столетия, т.е. с образованием Советского Союза. Именно это образование поделило российскую империю по национальным границам, что в конце 80-х годов привело ее к окончательному распаду.

Тойганбаев считает необходимым перенимать российский опыт в национальной политике для казахских националистов. «Правда России — в фактическом отказе от «россиянства» и признании РФ государством русского народа и союзных ему народов», «есть русская нация, русская церковь и русская армия».

Здесь не совсем ясно, действительно ли не знает Адил российских реалий или это очередная подмена понятий. Русская церковь действительно есть, но так сложилось исторически, что свое вероисповедание русские никому в российской империи не навязывали. А вот нация и армия все-таки российские. Ну не считают себя русскими ни Рамзан Кадыров, ни Сергей Шойгу или Рашид Нургалиев, что не мешает им быть российскими офицерами и гражданами и (уверен!) патриотами России. И такая ситуация не только в «верхах».

Покажите язык!

Не мог казахский «неонационалист» не коснуться вопроса о языке. «Все граждане РФ, независимо от национальных корней, живут в обществе, основанном на русском языке». Действительно, русский язык в России доминирующий, но в Чечне говорят на чеченском, а в Татарстане — на татарском. И это при том, что 80% населения России все-таки этнические русские.

Другой вопрос — развитие казахского языка в Казахстане. Да, есть масса проблем и пробелов, но это не значит, что нужно подойти к применению казахского волюнтаристскими методами. Нельзя одномоментно перейти на казахский язык в стране, где для 40% населения он родным не является. Уже без малого двадцать лет идут разговоры на эту тему, но где, спрашивается, квалифицированные преподаватели казахского — их ведь немало наши вузы выпускают?

Правильно, все эти выпускники работают где угодно, но не в детских садах и школах. Так, может, «неонационалисту», по примеру казахской интеллигенции начала ХХ века, заняться делом и пойти преподавать казахский язык в обычную школу вместо написания сочинений на тему идентичности? Так ведь нет, не пойдет, статус не тот.

Если уж и говорить о перенимании опыта у России, то совсем в другом ключе. Казахам нужно думать, как бороться с трайбализмом и клановостью, вот где мина замедленного действия. Пример России в данном случае очень показателен. Шуточная, никем не замеченная проблема обернулась не только разделением народа, но и падением империи. Русским ведь еще в начале ХХ века казалось, что они единый народ, зато у Коминтерна был другой взгляд на этот вопрос. В результате оказалось, что один народ поделили на три. И теперь уже совершенно спокойно воспринимаются споры, откуда родом Гоголь или Купала.

Простые вещи важнее

«Популярные заявления о многонациональности — это не платформа национальной политики. Это откровенный суррогат», — считает Адил Тойганбаев. А нации дает определение как «нация» и «нацменьшинства», при том, что «честный национализм в том, чтобы настаивать не на своем превосходстве, а на своем равенстве». Вот такой микс из политкорректного интеллигента и оголтелого националиста.

Нация, Адил, это сообщество граждан одного государства, объединенных одной целью, а не просто население. Этническая принадлежность уходит на второй план, когда нужно добиваться результатов. А вот к какой цели движется казахстанская нация, непонятно ни вам, ни остальным гражданам. Отсюда и возникают вопросы идентичности.

Казахстан имеет уникальные исходные данные для развития, но развитие предполагает изменения в соответствии с реалиями сегодняшнего мира. Поэтому не нужно мешать меняться казахстанцам и особенно казахам как цементирующей основе нации. Нужно просто жить и работать, повышая свой статус без всех этих ваших «битв за собственную идентичность», «настраиваний на конкурентность» и прочей шелухи.

Гражданину, вне зависимости от национальной принадлежности, нужны простые вещи: работа, дом и справедливый суд. Все остальное — это меняющийся мир, подстроиться под реалии которого всегда можно при условии стабильности первых трех позиций.

Примеры политкорректных националистов из разных стран, которые приводятся в статье, вообще поражают. Например, цитата Джона Говарда, который выразился в том духе, что «мы австралийцы и мультикультурность нам претит, говорим только на английском, а не на других языках», которые долго перечислял, но вот языка аборигенов даже не назвал. Т.е. пример для Казахстана умопомрачительный: во-первых, нам необходима федерация (Австралия — федеративная республика, как и Россия), а во-вторых, опыт по низведению некоторых этносов до положения предметов интерьера.

Или израильский националист Авигдор Либерман — как, скажите мне, можно быть националистом в националистическом государстве? Для получения гражданства нужно доказать этническую принадлежность, а о положении «граждан» в Секторе Газа говорить не приходится.

Самое неприятное, что статья, создается ощущение, писалась для того, чтобы привлечь к себе внимание, а не с целью объявить о своих взглядах. Эти взгляды могут легко измениться на прямо противоположные в зависимости от конъюнктуры. Только вот конъюнктура такова, что интегрироваться во властные элиты Казахстана уже невозможно ни в чапане националиста, ни в рейтузах Бэтмена.

0 коммент.:

Отправить комментарий