01.07.2009
ФАС ополчилась на страховщиков
Автор: Марина КАДЫКОВА
ОБЗОР РЫНКА - Первый месяц лета показал, что у страховщиков России появился главный враг - Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В этом месяце она несколько раз выступала против их антикризисных инициатив, а итогом стал перевод обязательного страхования жизни заемщика в категорию "Добровольные". Для страховщиков это стало еще одним ударом по сборам и ликвидности.
More...
Важнейшим событием уходящего месяца можно назвать решение российского Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) сделать страхование жизни заемщика добровольным. На протяжении многих лет эта услуга была навязана заемщикам, что вызывало недовольства и с их стороны, и со стороны Федеральной антимонопольной службы. Наконец-то ФАС сказала свое слово.
Вопрос оказался решенным в пользу заемщиков, потому что именно их, в первую очередь, не устраивала необходимость в обязательном порядке приобретать полис страхования жизни при получении ипотечного кредита.
Стоит вспомнить и еще одну инициативу антимонопольщиков — возбуждение дела в отношении Российского союза автостраховщиков (РСА). По мнению службы, признаком нарушения Закона "О защите конкуренции" является ограничение агентских комиссионных 10% при продаже полисов обязательной "автогражданки", а также санкции за превышение этого уровня.
Для РСА подобный выпад ФАС оказался полной неожиданностью. По мнению союза, такое ограничение вполне логично, так как позволяет контролировать финансовую устойчивость компании, в то время как завышенные комиссионные могут ей навредить. Конечно, неприятно быть уличенным в нарушении закона, будучи при этом ярым блюстителем порядка на рынке ОСАГО. Впрочем, РСА за собой никакой вины не видит, остается ждать решения службы по итогам рассмотрения дела.
Болевая точка
Не осталась в стороне и "автогражданка", уже шесть лет являющаяся головной болью всего страхового рынка. Недовольных страхователей хватает всегда, но в кризис их количество растет в геометрической прогрессии. В июне в Росстрахнадзор поступило более семи тысяч жалоб, из которых почти 50% пришлось на ОСАГО. В списке лидеров по количеству недовольных клиентов компании-гиганты отрасли: "Россия", "Росгосстрах", РАСО, "Дженерал Резерв".
Что касается СК "Россия", то Федеральной службе страхового надзора (ФССН) даже пришлось приостановить действие лицензии страховщика по ОСАГО на пять дней. Причина та же — большое количество жалоб на задержку выплат по обязательной "автогражданке". Сейчас действие лицензии возобновлено.
Очевидно, что с дальнейшим осложнением экономической ситуации рост недовольства в адрес страховщиков будет расти. И способствуют этому не только задержки выплат или занижения страховой суммы, но и компании, не желающие вести цивилизованный бизнес. Рынок ОСАГО уже давно превратился для страхователей в минное поле, идя по которому, не знаешь, где прозвучит очередной взрыв: компании банкротятся моментально, оставляя клиентов без выплат. На этот раз отличилась компания "Поддержка-Гарант". Действие ее лицензии приостановлено 15 мая. Если Росстрахнадзор все-таки сочтет необходимым и вовсе отозвать лицензию, то все обязательства страховщика по вопросам ОСАГО лягут на плечи РСА. Однако до сих пор компания не предоставила союзу необходимые для выплаты документы, и пять тысяч автовладельцев останутся без выплат из компенсационного фонда. Не исключено, что клиентам компании, виновным в аварии, придется самостоятельно оплачивать причиненный ими ущерб.
Очередная рокировка
Не обошлось в этом месяце и без кадровых перестановок. Заместителя руководителя Росстрахнадзора Владимира Ионкина перевели замом в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. А на его место, ожидается, придет Виктор Лисин, возглавляющий сейчас инспекцию Росстрахнадзора по Приволжскому федеральному округу.
апомним, что несколько месяцев назад на место главы ФССН Ильи Ломакина-Румянцева, переведенного на пост начальника Экспертного управления Президента РФ, был назначен депутат Госдумы, глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль.
Страховщики переживают сейчас не лучшие времена, и все, на что остается надеяться игрокам рынка, — это введение таких новых долгожданных обязательных видов, как страхование опасных производственных объектов, ответственности производителей за качество продукции и оказываемых услуг и т.д. Страховщики не скрывают, что новые обязаловки вполне смогут помочь пережить тяжелые времена. Однако обещания есть обещания. А пока участникам рынка приходится мириться с тем, что страхование жизни заемщика стало добровольным.
Обзор российского рынка страхования читайте 30-го числа каждого месяца.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий