01.07.2009

Кризис посадит россиян на колеса


Автор: Алан ХУРУМОВ

ТЕНДЕНЦИИ - В условиях экономического кризиса россиянам придется все чаще делать выбор в пользу прямого бронирования и самостоятельной организации путешествий. Если вы остановитесь на автомобильном или велосипедном туре, помните два главных правила такого приключения – не брать с собой слишком много бензина и не думать о колорадских жуках.
More...
Есть несколько способов провести отпуск во время кризиса. Можно влезть в долги и купить тур на Эквадор, где чудеса кишат под ногами по обе линии от экватора. Сокращения на фирме и неуверенность в завтрашнем дне блекнут на фоне гигантских черепах и мангровых лесов, растущих в соленой воде. Блекнут, но не пропадают. И отпуск вы проведете тревожно.

Можно пропалывать на даче грядки и собирать колорадского жука с листьев картофеля. Это не помешает думать о сокращениях, но избавит от неуверенности в завтрашнем дне. Потеряв работу, вы легко сможете протянуть несколько месяцев на картошке. Если жук исправно собирался, а грядки трудолюбиво пололись, из трех мешков посаженной картошки не пропадет ни один корнеплод. Выкопаете все три мешка и проведете отпуск полезно. Но скучно.

Есть и третий вариант. Вы можете бросить вызов кризису, проблемам, усталости и рвануть куда-нибудь на автомобиле или велосипеде. Только помните, что затевать такое мероприятие без предварительной подготовки еще глупее, чем собирать колорадского жука.

Не берите водку и бензин

Европейцы давно осознали простую мысль: индивидуальные автомобильные вояжи, так называемые fly & drive, включающие в себя перелет в интересующую вас страну и последующее автомобильное путешествие по ее просторам, куда интереснее турагентского ширпотреба. Преимущества очевидны: вас не связывают ни программой, ни временем, вы сами подбираете себе маршрут, гостиницы или мотели. В последние годы автотуризм начал набирать обороты и в России. По данным туристической компании James Cook, спрос на автомобильные туры в последние годы увеличивается ежегодно на 40—50%.

Fly & drive бывает двух видов. Самостоятельный и организованный турагентством. Европейцы предпочитают самостоятельные туры — то есть перелет и потом путешествие куда глаза глядят и колеса едут. В России до последнего времени чаще обращались к предложениям туроператоров. Не исключено, что кризис эту традицию изменит и россияне начнут сами конструировать свой отдых.

В России fly & drive предлагают не так уж и много туроператоров. Но они есть. Это такие компании, как «Ланта-Тур», Moscow International Travel Service (MITS), UTE Megapolus Group, KMP-Group. Все они, кстати, работают и в традиционном туристическом сегменте. Fly & drive от туроператора — это по большому счету копия обычного тура, но с автомобильным уклоном. Это касается и цены продукта. Стоимость тура в агентстве обычно складывается из цены авиабилета, проживания в отелях и аренды автомобиля. Если не считать аренду, остальные составляющие входят в цену обычного тура. То есть авиаперелет в рамках индивидуально разработанного маршрута не будет отличаться от цены билета на чартерный рейс. То же и с отелями — для турагентства пакет номеров в отеле или индивидуальная броня по цене будут сопоставимы. Таким образом, автомобильный тур по Европе будет стоить примерно столько же, сколько и обычный (2—3 тыс. евро.) плюс аренда автомобиля (от 35 евро в день).

Другое дело, непонятно, чем такое путешествие будет отличаться от коллективного тура. Проще тогда купить обычную путевку в ту же Турцию. Куда интереснее разработать автомобильный тур самостоятельно. Правда, при этом желательно учитывать географические особенности России. Например, отправиться в США на собственном автомобиле будет довольно проблематично, если конечно автомобиль не относится к роду амфибий. В этом случае вам придется взять авто в аренду. А вот проехать по Европе на своей машине вполне возможно.

Делается это так. Вы добираетесь до Финляндии по трассе М1, а далее, в зависимости от выбранного маршрута, переправляетесь на пароме либо в Швецию и продолжаете изучать Скандинавию, либо в Германию, откуда затем стартуете в путешествие по Западной Европе. В принципе, при правильной организации затраты на такой тур могут быть минимальны — от 1 тыс. евро на человека. Экономия выходит за счет гонорара агентству — вы платите лишь за билеты на паром и номера в гостиницах.

Но перед таким путешествием полезно изучить специализированные сайты автотуристов, чтобы не столкнуться с неприятными неожиданностями. Например, в Финляндию запрещается ввозить больше десяти литров бензина в канистре, литра водки и блока сигарет. Казалось бы, мелочь, но если на границе вас заставят вылить в воды Финского залива канистру бензина и ящик водки, будет очень обидно.

На своих двоих

Велотуризм потребует от вас даже более тщательной подготовки, чем автомобильный. Подготовки как физической, так и организационной. У велосипедистов много правил. Все они вполне общечеловеческие. Например, не рекомендуется отправляться в дальнее путешествие, не имея опыта. Но это логично. Ведь вы не пытаетесь сыграть на фортепьяно Баха на том основании, что в детстве ловко исполняли на нем хит «В траве сидел кузнечик». Планировать дальнюю поездку на велосипеде, опираясь на то, что в детстве вы с ним успешно управлялись, так же глупо. Начинать лучше с малого — покатайтесь по окрестностям, освойте несколько простых маршрутов. Затейте тур по близлежащим городкам.

Если вы привязаны к цивилизации, подбирайте маршрут так, чтобы расстояние между городами не превышало 50—100 км. При желании вы сможете проехать и больше, но тогда к концу каждого перегона будете выжатым как лимон и на осмотр местных достопримечательностей не останется ни сил, ни желания. Важно также правильно подбирать по атласу дороги. Ваш вариант — маленькие асфальтовые дорожки. Магистралей и проселочных дорог лучше избегать: на первых слишком напряженный трафик, по вторым лучше передвигаться на велосипеде марки «Газель».

Итак, вы подготовились и разработали маршрут. Начинается самое интересное. Вы встаете ни свет ни заря. Доезжаете до железнодорожного вокзала. Садитесь на электричку и с наслаждением оставляете Москву. Через 30—40 километров вы сходите с электрички, закупаетесь в привокзальном магазине продуктами и выходите на трассу. Дальше остается только крутить педали и глазеть на живописных сельских девушек.

После нескольких таких поездок можно отправляться и в Европу. Не на велосипеде, конечно, для этого крутить педали пришлось бы слишком долго или быстро. На самолете. Опять же вы можете как заказать готовый тур в одном из турагентств, так и составить маршрут самостоятельно.
В принципе, подобрать в агентстве велотур по своему вкусу не проблема. Сегодня такого рода услуги предлагает каждая вторая туристическая компания. Причем в пакет услуг будет входить все что возможно: вас встретят в Европе, помогут арендовать велосипед, составят экскурсионную программу, подберут велогруппу или одного компаньона — в зависимости от ваших предпочтений, предложат маршруты разной тематики — «средневековый» маршрут, горное путешествие, тропическую прогулку и так далее.

В конечном итоге велотуризм может оказаться еще менее затратным мероприятием, чем автотуризм. Тем более что кризис еще не кончился, а цены на бензин между тем уже начали расти. Стоимость маршрута в зависимости от его сложности колеблется в пределах 500—1500 евро. Например, «Евроотдых» предлагает велотур по Швеции за 570—615 евро, а путешествие по Норвегии обойдется уже в 1415 евро. Семидневный тур по Швейцарии от компании «Нулевой меридиан» будет стоить 750 евро без цены авиаперелета (около 270 евро), визы (80 евро) и аренды велосипедов (83 евро).

Но тут логика такая же, как и в автомобильном туризме. Интереснее разработать тур самостоятельно. Конечно, придется приложить больше организационных усилий, но удовольствие от самостоятельно проделанной работы перекроет это с лихвой. По словам велотуриста Михаила, главное неудобство состоит в том, что приходится самостоятельно бронировать отели. Ведь для получения визы необходимо представить в посольство подтверждение о заказе номера. «Если ты не знаешь заранее, в какой город отправишься от исходной точки, приходится бронировать отель на весь срок, а потом часть брони сдавать», — рассказал Михаил, трижды совершавший велотуры по Европе. Кстати, эта проблема относится и к автомобильному туризму.

«Мне больше нравится номера в хостелах — дешевых молодежных общежитиях с минимумом удобств, — рассказал "Республике" Михаил. — Только при этом лучше выбирать хостелы в небольших городах. Тогда и цена будет скромнее. Например, в столице комната стоит примерно 30 евро в сутки, а на периферии можно найти и за 11 евро, причем с завтраком и ужином».

Кроме брони для получения визы в посольстве нужно представить достаточно большой пакет документов. В том числе авиабилет, справку с места работы с указанием зарплаты, выписку банковского счета из расчета 60 евро на день, фотографии, медицинскую страховку, в которой желательно указать, что вы планируете путешествовать на велосипеде (чтобы в случае возникновения страхового случая компания не отказалась от своих обязательств). Если вы едете в путешествие на автомобиле, вам понадобится еще несколько полезных бумаг. Например «Зеленая карта» — зарубежный аналог ОСАГО, который обойдется примерно в 35—45 евро на 15 дней, и водительское удостоверение международного образца. Если все документы собраны грамотно, то вероятность того, что вам откажут в праве въехать в страну, минимальна.

Соблюдайте ПДД

Но вот с документами покончено, пора в путь. Вы аккуратно и компактно упаковываете велосипед в чехол, чтобы превратить его в багаж. Если чехол мягкий, лучше переложить его внутри коробками, чтобы не побился. (Если собираетесь в автомобильный тур, машину в чехол можно не упаковывать.)

Следующий шаг — убедить барышню за регистрационной стойкой в аэропорту, что велосипед попадает под категорию основного багажа. По массе он в эту категорию попадает, а по габаритам — нет. И если барышня попадется несговорчивая, вас могут заставить платить за велосипед как за дополнительный багаж (примерно 50 евро). Поэтому у стойки регистрации задействуйте все свое обаяние. Получилось, вас пропустили без дополнительных поборов? Отлично. Остальное — дело техники. В смысле велосипеда, на котором вы будете колесить по Европе, после того как сойдете с самолета.

Однако, полагаясь на технику, не стоит забывать о здравом смысле. Например, в путешествии по Европе очень важно соблюдать ПДД. Штрафы у гуманных европейцев людоедские. «Меня едва не оштрафовали во время путешествия по Испании, — вспомнил Михаил. — Я рискнул поехать по магистрали, которая подходила мне по направлению, но двигаться по которой велосипедистам запрещено. Через 50 километров уперся в полицейских. Они не понимают по-английски, а я по-испански. Они показали мне свою книжечку на испанском. И хотя я не знаю этого языка, слово "велосипед" и цифры 400 евро я разобрал четко. Если бы меня тогда оштрафовали, можно было бы сразу покупать обратный билет и улетать домой. Но они сжалились и отпустили».

Если вы собираетесь путешествовать по Европе, то одной страной можно не ограничиваться. Шенгенская виза позволяет посетить несколько государств, а железная дорога существенно расширяет их список. Правда, для этого придется задействовать все свои коммуникативные возможности. Ведь придется покупать билеты, искать отели, общаться с местными жителями, если собьетесь с дороги. Зато как приятно будет, вернувшись в Россию, поведать друзьям и знакомым о своих автомобильных или велосипедных приключениях. Куда интереснее, чем делиться впечатлениями от путешествия по турецкому отелю.

0 коммент.:

Отправить комментарий