07.10.2009
Готовимся к новому кризису
Автор: Обзор прессы
Середина недели оказалась богата на новые инициативы, проекты и прогнозы. Правительство вынашивает планы по приватизации стратегических предприятий, Минприроды идет навстречу нефтяникам, а первый вице-премьер думает, как помочь отечественному автопрому.
More...
Экономисты, в свою очередь, опускают всех с небес на землю и предупреждают о новом спаде в мировой экономике.
«Ведомости» сегодня открываются материалом «Реформы провести и капитал приобрести», в котором рассказывают о планах правительства по приватизации стратегических предприятий. Накануне их обсуждали на совещании у премьер-министра Владимира Путина. Как рассказал «Ведомостям» один из участников совещания, правительство планирует выручить от приватизации около 80 млрд рублей. Основную часть приватизационных доходов — 55 млрд рублей — предполагается получить от продажи так называемых стратегических предприятий. Еще 8 млрд рублей государство рассчитывает получить от продажи 100% акций «СГ-транса» — монополиста по перевозке сжиженного газа, приватизация которого была намечена еще на этот год. В сумму 80 млрд рублей входят также доходы госкомпаний от IPO, сказал «Ведомостям» еще один участник совещания: «Это необходимо для того, чтобы при приватизации получило прибыль не только государство, но и сама компания». В плане приватизации-2010 нет пакетов акций «Роснефти», «Аэрофлота», РЖД, ВТБ, «Сбербанка» и «Газпром нефти», заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. В то же время туда включен пакет акций «Совкомфлота» (до 20%) и «Росгосстраха» (13,1%). По словам министра, могут быть проданы пакеты акций некоторых аэропортов, морских и речных портов, компании «Росагролизинг».
Эксперты с некоторым сомнением относятся к инициативе властей. «Не вижу никаких препятствий, чтобы и в стратегических предприятиях были крупные пакеты у частных собственников, — говорит партнер ФБК Игорь Николаев. — Но смущает мотив правительства при проведении масштабной продажи государственного имущества: не институциональное реформирование структуры экономики, а нехватка денег в бюджете». От мотива будет зависеть и результат, говорит он: «После приватизации вдруг окажется, что новые собственники — обычные спекулянты, которые в период кризиса просто скупали все по дешевке. И в результате наплодят частных предприятий с проблемами, похожими на автовазовские».
В публикации «Качай, сколько нужно» издание пишет о новой инициативе Минприроды, облегчающей жизнь российских нефтяников. Ведомство увеличило размер допустимых отклонений от проектного уровня добычи. В лицензии на каждое месторождение указан уровень добычи, который должен обеспечить недропользователь. До сих пор он мог отклониться от этой цифры не больше чем на 10% в год. Теперь же для всех газовых месторождений отклонение от указанной добычи может составить 20%, говорится в сообщении министерства. Для нефтяных месторождений предусмотрена 10-ступенчатая шкала, добавляет замдиректора департамента Минприроды Александр Павлов: от 50% при проектном уровне добычи менее 25 тыс. т в год до 7,5% при проектном уровне выше 25 млн т в год. А на стадии разведки месторождений ограничения по добыче вообще сняты, говорит он.
Поправки уже вступили в силу. Они позволят недропользователям без согласования «планировать уровень добычи нефти и газа при смене геологических характеристик месторождения и потребностей рынка», сказано в сообщении министерства. Практика показала, что на второй-третий год эксплуатации месторождения отклонение фактической добычи от проектной, как правило, выходит за пределы 10%. И в этом случае недропользователю приходилось готовить новый проект и утверждать его, на что уходил, в среднем, год. А прокуратура тем временем могла завести уголовное дело на руководителя компании, превысившей проектный уровень добычи, расценив это как незаконное предпринимательство. Эксперты говорят, что это хорошая новость, прежде всего, для маленьких компаний. Поправки позволят им корректировать уровни добычи до 50%, «не оглядываясь», считает Алексей Кокин из ИФК «Метрополь».
Заметка «Закроют за неучет» посвящена развернувшейся в стране антиалкогольной кампании и новым инициативам парламентариев. Правительство поддержало законопроект депутата Госдумы Василия Копылова об ужесточении ответственности за нелегальное производство алкоголя. Положительный отзыв на проект подписал руководитель аппарата правительства Сергей Собянин. В законопроекте предлагается добавить в ст. 171 УК, предусматривающую наказание за производство, перевозку и сбыт немаркированной подакцизной продукции, пункт о том, что уголовно наказуемыми являются также производство и оборот алкоголя, информации о котором нет в единой государственной автоматизированной информационной системе учета (ЕГАИС). Сейчас за такие нарушения грозит штраф до 200 000 рублей либо лишение свободы до трех лет со штрафом до 80 000 рублей Членам организованной группы за производство водки без подачи сведений в ЕГАИС грозит срок до шести лет со штрафом до 1 млн рублей.
Поддержало правительство и идею Копылова увеличить штрафы до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Сейчас максимальный штраф за нарушение оборота и учета спирта и алкоголя — до 4 000 рублей для должностных лиц и до 80 000 рублей для компаний. Меры направлены в первую очередь против заводов, которые отключают на ночь ЕГАИС и выпускают неучтенную продукцию в так называемую «третью смену», объясняет свою инициативу Копылов. Представитель СПАП (объединяет крупнейших производителей алкоголя) Дмитрий Добров говорит, что объединение поддерживает эти предложения, но считает необходимым конкретизировать процедуру применения статей. «Необходимо исключить ситуацию, когда добросовестный участник рынка внес всю необходимую информацию в ЕГАИС, но по не зависящим от него причинам фиксация сведений не произошла», — говорит Добров. По оценке директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, в 2009 г. будет произведено 2,1 млрд бутылок легальной водки и 1,5 млрд — нелегальной.
«КоммерсантЪ» сегодня поднимает тему очередного ухудшения отношений белорусского президента и российского премьера. В спецрепортаже «О союзнике либо хорошо, либо ничего» издание приводит подробности вчерашней встречи Владимира Путина со своим коллегой из Белоруссии Сергеем Сидорским в Ново-Огарево. Интерес к этой встрече постарался подогреть белорусский президент Александр Лукашенко, который накануне высказал массу упреков Владимиру Путину, и прежде всего, обвинил его в газовой агрессии России по отношению к Белоруссии. От Владимира Путина ждали, по крайней мере, адекватного ответа. Но ответа никто не услышал. Путин сердечно поздоровался с господином Сидорским, который сел напротив российского премьера вместе со своими угрюмыми единомышленниками из белорусского правительства.
Таким образом, не исключено, что единственным результатом яркого выступления Лукашенко перед российскими журналистами по поводу Владимира Путина станет полное игнорирование белорусского президента со стороны российского премьера — по грузинской, например, модели, — предположил «Ъ».
Путин между тем напомнил, что цены на российский газ для Белоруссии самые низкие в СНГ, «да и пошлины на нефть ниже, чем для всех остальных, это позволяет нефтеперерабатывающим заводам Белоруссии чувствовать себя нормально и в период кризиса». Российский премьер перечислил и другие льготы, которыми пользуется Белоруссия у России, на это потребовалось не так уж мало времени.
Сам председатель правительства Белоруссии начал говорить не сразу. Казалось, он обдумывает свою речь, лежащую перед ним, прежде чем решиться прочесть ее. Он, наверное, понимал, что любое его слово может быть использовано против него, причем не в России, а, прежде всего, в Белоруссии. Впрочем, вряд ли за произнесенную речь Александр Лукашенко в результате похвалит Сергея Сидорского: белорусский премьер в листки, лежащие перед ним, в конце концов заглядывать перестал, сказал все, что хотел, не глядя в них, и это значит, что это был экспромт, не согласованный с Александром Лукашенко, а судя по тону речи, согласованный скорее уж с Владимиром Путиным. То есть принципиального молчания и недвижимости за столом Сергею Сидорскому хватило ненадолго.
Бизнес-полосу издания открывает публикация «Альфа-банк» отпустил ГАЗ». Группа ГАЗ договорилась с «Альфа-банком» о реструктуризации долга на 3,3 млрд рублей. Об этом накануне сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Теперь группа сможет запустить реструктуризацию общего долга почти на 40 млрд руб. и не платить банкам 500 млн руб. по кредитам ежемесячно. Кроме того, «уже на днях» группа получит госгарантии по кредитам на 20 млрд руб., добавил господин Шувалов. По словам источника «Ъ», близкого к переговорам, банк готов войти в реструктуризацию долга на общих с прочими кредиторами условиях: пролонгация кредитов на пять лет с отсрочкой выплаты тела долга на два года и процентов на полгода. Ранее «Альфа-банк» требовал от ГАЗа возврата не только долга самой группы, но и кредитов, выданных ее акционеру — ОАО «Русские машины» (владеет более 60% акций). В банке подчеркивали, что считают ГАЗ и «Русские машины» одной вертикально интегрированной компанией. Вопрос с долгом «Русских машин» также урегулирован, говорит источник «Ъ».
Аналитики говорят, что для группы ГАЗ урегулирование конфликта означает в первую очередь то, что она смогла избежать банкротства. Кроме того, группа признавала, что, пока соглашение о реструктуризации не заработает, она вынуждена ежемесячно платить банкам около 500 млн рублей по кредитам, отмечает Михаил Пак из ИК «Атон». Таким образом, группа выплатила с начала года банкам не менее 4,5 млрд рублей. В кризис обслуживать такие кредиты довольно затруднительно, добавляет эксперт. Но управляющий директор AG Capital Александр Агибалов сомневается, что вслед за соглашениями с «Русалом» и группой ГАЗ следует ожидать, что банк с готовностью реструктурирует кредиты других активов «Базэла». Эксперт полагает, что договориться с банком группе помогло политическое давление со стороны властей. Возможно, добавляет Агибалов, что банк теперь займет предельно жесткую позицию по вопросу задолженности других активов «Базэла».
«Время новостей» продолжает автомобильную тему в материале «Игорь Шувалов очертил горизонт». Накануне на заседании правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития российской экономики, рассматривавшей ситуацию в российском автопроме, первый вице-премьер заявил, что иностранный акционер АвтоВАЗа — концерн Renault — согласился-таки помочь утопающему в волнах кризиса российскому автогиганту. «Представители Renault подтвердили, что предоставят всю необходимую информацию, опыт и персонал, займутся организацией работ по высвобождению персонала», — сообщил Шувалов журналистам.
Впрочем, пока никому не известно, в каких объемах эта финансовая помощь будет оказана. По некоторым данным, Renault просто был вынужден дать такие гарантии. Дело в том, что сейчас на рынке активно обсуждается возможность поиска для АвтоВАЗа нового партнера в лице Opel в случае, если Renault откажется от инвестиций в автопроизводителя. Активность этому процессу придала и недавняя информация о победе концерна Magna-«Сбербанк» в борьбе за немецкий актив General Motors — Opel. Впрочем, председатель правления «Сбербанка» Герман Греф вчера косвенно опроверг предположения о поиске нового партнера АвтоВАЗу, заметив, что «такие компании, как Renault, не бросают слов на ветер».
По словам первого вице-премьера, объем инвестиций французской стороны в АвтоВАЗ будет ясен после проведения «необходимой оценки». А правительство окажет финансовую помощь АвтоВАЗу только в совокупности с планами развития и модернизации предприятия. Но альянс АвтоВАЗа и Renault правительство рассматривает как один из центров отечественного машиностроения полного цикла, отметил г-н Шувалов. Вторым таким центром станет ГАЗ. Ставка в развитии российского автопрома будет сделана именно на эти два предприятия. Необходимые компаниям средства будут привлекаться через заемный капитал, в том числе с применением механизма госгарантий, уточнил первый вице-премьер.
Комиссия вчера приняла решение о создании еще одной рабочей группы по развитию российского автопрома. Ее возглавят глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и глава Минпромторга Виктор Христенко. А комиссия Игоря Шувалова вместе со «Сбербанком» и другими банками будет предлагать варианты оздоровления ситуации в автопроме, которые планируется обсудить на следующем заседании 10 ноября.
«РБК daily» в статье «Вексельбергу нужна подзарядка» рассказывает о проблемах подконтрольной Виктору Вексельбергу энергетической компании «КЭС-Холдинг». Пытаясь урегулировать долговые вопросы, компания ищет стратегического партнера, которому может продать часть бизнеса. Как стало известно «РБК daily», в настоящее время холдинг консолидирует все свои активы на базе генерирующей компании ТГК-9. В новый холдинг войдут активы ТГК-5, ТГК-6 и энергосбытовые «дочки». Консолидация призвана повысить капитализацию и прозрачность компании. Это может понадобиться для привлечения сторонних инвестиций и для того, чтобы смягчить условия банков в случае, если «КЭС-Холдингу» понадобится реструктуризация кредитов.
Источники «РБК daily» утверждают, что речь идет не об IPO, а о прямой продаже доли. Собеседники издания напомнили, что часть активов бывшего РАО «ЕЭС России» была куплена КЭС на заемные средства. Общий объем средств, потраченных КЭС на расширение своего энергетического господства, оценивается в довольно солидную сумму — более 100 млрд рублей. Когда они брались, у компании были хорошие возможности вовремя проводить платежи по кредитам, но кризис и последующее падение энергопотребления внесли свои коррективы, пишет газета.
На прошлой неделе стало известно, что «КЭС-Холдинг» не смог расплатиться за госпакеты ТГК-6 и ТГК-7, которые пока остаются на балансе Федеральной сетевой компании. Их продажа в 2008 году подразумевала рассрочку платежа, первоначальный взнос за оба актива составил 2 млрд рублей, которые холдинг, скорее всего, потеряет. Отказ от сделки можно оценить как подтверждение информации, что компания испытывает финансовые трудности и начала оптимизировать свои затраты.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает планы холдинга логичными. По его мнению, консолидация КЭС проводится для того, чтобы увеличить капитализацию компании, сделать ее управление более прозрачным, чтобы впоследствии, в 2011 году, когда произойдет полная либерализация рынка, можно было бы быстро привлечь инвестора. В любом случае, новой компании будет проще договориться о реструктуризации кредитов. Он оценивает долговую нагрузку КЭС в $2—2,5 млрд.
«Независимая газета» решила прислушаться к пессимистичным прогнозам международных и российских экономистов. В статье «Мировая экономика все еще в агонии» газета приводит мнения экспертов, которые ждут нового спада в мировой экономике. «Когда в 2010 году правительства прекратят экономическую поддержку, начавшийся рост мировой экономики может остановиться. Сможет ли восстановиться, самое главное, частный сектор, обеспечивающий рабочие места, — гарантии нет», — заявил накануне в Стамбуле президент Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик.
Глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан согласился с коллегой и подчеркнул опасность роста безработицы. «Кризис ударил одновременно и по развитым, и по развивающимся странам, однако выход из этого периода различный для каждого из государств. Некоторые сделают это раньше, некоторым понадобится больше времени», — сказал он. Глава МВФ заявил, что, «начиная с текущего момента, нужно подождать 8—10 месяцев», чтобы более конкретно можно было говорить о ходе преодоления кризиса.
Российские экономисты разделяют опасение американских коллег. «Государственные вливания в экономики самых разных стран не создают там устойчивого роста деловой активности. Пока правительства дают деньги — система крутится, но как только прекращаются вливания — экономика вновь останавливается», — говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. Начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров с ним согласен. «Высокий уровень безработицы в США и еврозоне резко снижает потребительский спрос. Обычно между пиками первой и второй волны кризиса проходит около 18 месяцев. Следуя этой логике, очередная острая фаза нас может ждать к лету 2010 года», — предупреждает эксперт.
В случае замедления мировой экономики России может грозить стагнация. «Очередное замедление приведет к новому падению цен на энергоносители. Для России это будет иметь крайне негативные последствия — дальнейшее снижение промышленного производства и ВВП, рост безработицы и дефицита бюджета», — говорит директор департамента компании «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий