08.12.2009

Восторг Минфина бизнес не разделил


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Дружными рядами навстречу прогрессу призвал идти всех чиновников на последнем селекторном заседании правительства министр финансов Болат Жамишев. Оказалось, что, несмотря на требования и «настоятельные рекомендации», далеко не все госорганы в стремлении искоренить коррупцию при проведении тендеров, бросились проводить государственные закупки в электронном формате.


Глава Минфина напомнил, что еще в середине года подписывалось немало соглашений об участии в электронных закупках. Однако сейчас, по итогам одиннадцати месяцев, их большая часть оказалась невыполненной. Причина банальна - не проводят те самые заветные электронные тендеры.

Госзакупки - только электронные

По данным министра, из 18341 заказчика, получившего доступ на проведение электронных госзакупок, лишь 4710 действительно их провели. Причем, Жамишев подчеркнул, что и центральные государственные органы не в полной мере решили освоить ноу-хау, даже несмотря на внушительные размеры экономии (по подсчетам Минфина, в среднем 24—26%).

Так, самым активным оказалось министерство охраны окружающей среды, которое провело 100% госзакупок в электронном виде, и Агентство по статистике — 95,9%. Чуть меньшими темпами, но тоже активно, осваивают систему электронных госзакупок министерство по чрезвычайным ситуациям, агентство по информатизации и связи, министерство образования, министерство энергетики, министерство транспорта и коммуникаций и министерство сельского хозяйства. Министерство здравоохранения лишь 8,6% закупок провело через «электронный формат», министерство юстиции — 3,3%. Агентство по делам государственной службы вообще не производило закупки электронным способом.

Ситуация с подведомственными министерствам организациями и местными исполнительными органами складывается еще хуже. Министр лишь особо выделил работу акима Алматинской области, проведшего более половины закупок электронным способом. И подчеркнул:

- На основе анализа работы ряда местных исполнительных органов можно говорить о том, что каких-либо объективных причин для того, чтобы не выполнить эти взятые на себя обязательства, не было.

Правда, уже через месяц всем волей-неволей, но придется осваивать электронные тендеры. Болат Жамишев твердо заявил: с 1 января 2010 года будут только электронные госзакупки. И никаких вариантов.

- Поэтому до конца года местным исполнительным органам, руководителям территориальных подразделений центральных исполнительных органов необходимо в установленном порядке получить электронные ключи, зарегистрироваться в системе, с тем, чтобы с 1 января иметь возможность работать в соответствии с законодательством, - сказал он, и, не удержавшись, ехидно заметил, - Можно было это сделать не спеша, но время было упущено.

Знакомые всем грабли

Как выясняется, не только в ряде госорганов, но и в бизнес-рядах далеко не все спешат разделить восторг главы Минфина от электронных закупок. Столичный предприниматель Вячеслав, чья компания регулярно участвует в тендерах, поделился с нами своим мнением о новой схеме. Пробелов и упущений, с его точки зрения, допущено очень много.

- Во-первых, мы опять наступаем на уже знакомые грабли - отсутствие качества при низкой цене, - рассуждает бизнесмен. - Судите сами: например, объявляется тендер (закуп товара (услуг) методом ценовых предложений. Сейчас при выборе поставщика товара (услуг) происходит «дробление» спецификации. То есть, общая смета делится по-позиционно и выбирается наименьшая стоимость (например, установка пожарной сигнализации: разные поставщики товаров и поставщик услуг). Проще говоря: датчик поставляет одна фирма, кабель - другая, а монтаж всей системы осуществляет вообще четвертая фирма. При этом когда заявка выставляется на тендер, проверка на работоспособность всего комплекса в целом не проводится. Такая проверка - экспертиза - должна осуществляться за счет государства. Однако в статьях расходов у государственной организации такого просто не заложено. А это, кстати, очень и очень немалые деньги - примерно до 30% от стоимости проекта. Поэтому сегодня зачастую оказывается так, что из-за «сборного» закупа оборудования компания, выигравшая часть тендера на собственно монтаж, просто не в состоянии его выполнить: оборудование не сочетается друг с другом, не подходит. И конечного продукта, ради которого тендер и объявлялся, нет.

Не меньше проблем, по словам Вячеслава, возникает и в дальнейшем, после даже «целой» победы в тендерах. Дело в том, что большинство тендеров проходит по статье «приобретение услуги». К примеру, все той пожарной сигнализации. Официально это звучит так: «приобретение услуги по установке пожарной сигнализации». Хотя на самом деле это целый комплекс: и поставка товаров (оборудования), и работа (установка), и услуга. Благодаря же проведению этого комплекса лишь по статье «услуга» для предпринимателя налогообложение увеличивается в разы:

- Допустим, моя фирма закупила карандаши за 100 тенге, и продала их по 120 тенге. В этом случае я оплачиваю НДС с 20 тенге - действительной добавленной стоимости, - объясняет бизнесмен. - Или же мы оказываем «услугу по поставке карандаша» стоимостью 120 тенге. И в этом случае мы НДС платим со всей суммы — 120 тенге. А есть еще и другие налоги. В итоге заказчик-то получил свои карандаши, а я - поставщик, после уплаты всех налогов остался без прибыли, и вообще «ушел в минус».

Помимо всего прочего, риски предпринимателя оказываются совершенно не застрахованными. Согласно типовому договору (редакция Казначейства), в основном, ответственность несет только поставщик. Но не заказчик. К примеру, есть такой пункт: «Заказчик» не несет ответственность за неполное или несвоевременное поступление денежных средств из бюджета. В таком случае оплата производится в пределах имеющихся средств».

Хорошим дополнением служит и такая норма типового договора: «В случае ненадлежащего исполнения или несвоевременной поставки товара «Поставщик» выплачивает штраф в размере 0,1% от суммы недопоставленного товара за каждый день просрочки». Причем «заказчика» этот пункт не касается. Проще говоря, госорган нигде и ни за что не отвечает.

...Понятно, что и госорганы, и бизнесмены рассуждают исключительно с точки зрения своей выгоды. Но что делать простым потребителям? Все помнят печально известный закуп дешевой вакцины БЦЖ, когда грудные детишки после прививки этой вакциной, оказались на грани инвалидности. Не забыли и ужасный пожар в диспансере Алматинской области, где не сработала пожарная сигнализация и погибли люди. Получается, что именно к этому мы вновь и возвращаемся, экономя деньги на качественных товарах и работах, и не контролируя результат.

0 коммент.:

Отправить комментарий