25.10.2011

Есть приемы и против лома

Роспуск парламента будет совсем скоро, предрекает депутат Павлодарского гормаслихата. «Фишка» этого заявления в том, что его сделал человек, встроенный в провластную структуру (мало кто в Казахстане станет доказывать, что маслихты самостоятельны). Более того, прозвучал этот прогноз в то время, когда официальные лица уверяют, что выборы пройдут в срок.

Автор: Александр БАРАНОВ

Депутат Павлодарского городского маслихата Мирхат Серикбаев недавно распространил открытое письмо, в котором перечислил признаки, указывающие, по его мнению, на скорые парламентские выборы. О причинах появления этого письма и о прогнозах депутата мы попросили рассказать его самого.



«Молодые, идите в политику!»



- Мирхат, зачем Вы написали открытое письмо?



- В городской маслихат я шел как независимый депутат. Независимым и остаюсь. Моя точка зрения на сегодня такая — оппозиция в стране не работает. Более того, многие партии, провозглашающие себя оппозиционными, на самом деле — ручные. Свое письмо я адресую в первую очередь молодежи, людям от 18 до 30 лет, с незашоренным сознанием. С тем чтобы мобилизовать их, призвать идти в политику, не дожидаясь, пока в свои ряды их позовет власть либо оппозиция. Молодые люди способны играть самостоятельную роль в общественной жизни и предлагать новые стратегии развития, более современные, нежели те, что мы видим сегодня у традиционных партий.



- А что Вас навело на мысль о скорых выборах?



- Все то, что мы видели накануне последних парламентских выборов в 2007 году, на мой взгляд, повторяется. Во первых, экономическая нестабильность. Тогда страна и мир жили в ожидании глобального кризиса, и сейчас все говорит о начале рецессии. В 2007 году, чтобы застраховаться от негативных последствий, власти пошли на досрочный роспуск парламента. То же самое я ожидаю и сейчас. В европейских странах растет социальная напряженность, там начинается смена правящих партий, и наши политтехнологи, помогающие партии власти и президенту, скорее всего, попытаются провести выборы до вхождения в рецессию, на фоне относительной позитивной социально-экономической ситуации.



На основании чего



- Вы делаете подобные выводы?



- Индикаторов несколько. Первый из них — недавнее обращение ряда общественных деятелей о статусе казахского языка. Попытки создания партии на мононациональной основе и с языковой повесткой уже были на прошлых выборах. Серьезная проблема используется, полагаю, как повод для нагнетания обстановки и попутно мобилизует русскоязычное население на участие в выборах, увеличивая его лояльность к правящей партии на фоне социальных проблем и кризиса. В прошлые выборы такой политтехнологический ход сработал безупречно.



Второй индикатор — утверждение новых спис­ков избирательных комиссий — как участковых, так и окружных. Причем, по моим данным, пересматриваются также границы округов. Городские округа, где сильны протестные настроения, расширяют, в них включаются пригородные сельские районы. Тем самым городской электорат разбавляют крестьянами, которые традиционно более лояльны к власти.



Еще один верный признак приближающихся выборов — активизация партийной рекламы. На улицах единовременно и в большом количестве появились билборды «Нур Отана», а коммерческие фирмы, чья реклама была убрана, не пошли бы на это без серьезных аргументов о государственной необходимости.



Надо работать с населением



- Лишение Компартии юридической регистрации — тоже «индикатор»?



- Конечно. Это свидетельствует о том, что власть готовится к выборам и таким образом зачищает политическое поле от неугодных конкурентов.



- В своем письме Вы называете даже конкретные сроки новых выборов — февраль. Почему?



- Если мыслить логически, то это наиболее удобный момент. Если рецессия начнет заявлять о себе уже этой зимой, то ее последствия докатятся до Казахстана летом. Следовательно, выборы надо проводить раньше. И чисто с психологической точки зрения февраль — наиболее удобный срок для выборов. Объявят о них в декабре, когда страна будет праздновать сначала юбилей независимости, затем новогодние праздники.



Здесь может сказаться психологический расчет на общую эйфорию и подсознательные надежды на обновление и перемены к лучшему, которые в Новый год есть у каждого человека. В этот момент объявление о досрочных выборах в парламент и маслихаты народ воспримет позитивно, вовсе не связывая их с грядущим экономическим кризисом и опасениями власти.



- А чем будут обоснованы роспуск парламента и необходимость новых выборов?



- Тем, что новый парламент поднимет имидж страны на мировой арене, что в новых условиях и на новом этапе независимос­ти нам нужен многопартийный парламент... Да чем угодно! Полагаю, в декабре начнется соответствующая информационная обработка электората — в прессе и на телевидении пойдут выступления с предложением дать Казахстану новый парламент. Так что оппозиция, которая постоянно критикует власть за то, что та внезапно объявляет о выборах, имеет возможность подготовиться. Надо работать с населением.



- Каким образом?



- Работать и готовиться к выборам надо всем. И несистемной оппозиции тоже. Даже если нет шансов пройти в парламент, все равно надо заявлять о себе. У нас почему-то все нацелены только на парламент, но ведь есть еще и маслихаты. Можно пробиваться в них. Рес­публиканские партийные лидеры занимаются в основном столицей и совершенно не занимаются подготовкой своих лидеров в районах и городах.



Условия неравные, но бороться можно



- Недавно Павлодарский гормаслихат утвердил новые списки членов избирательных комиссий. Кто вошел в из­биркомы?



- Формально там представлены разные организации, но фактически, считаю, это все лояльные власти люди. Просто они зашли в комиссии под разными вывесками — каких-то общественных объединений или ручных политических партий, о существовании которых многие уже давно забыли. Представителей оппозиции, насколько я понимаю, в комиссиях нет.



- Стоит ли удивляться, что у нас на выборах побеждают представители только правильной партии?!



- Согласен, условия слишком неравные. Но бороться можно и нужно. Технологии фальсификаций выборов изощренные, но противоядие им есть. Я участвовал в нескольких кампаниях, прошел все стадии от активиста до руководителя предвыборного штаба, изу­чал выборные процессы в Европе и США. Есть неплохой опыт. Можно привлечь независимых наблюдателей, ту же Республиканскую сеть независимых наблюдателей, поработать с миссией ОБСЕ, организовать видеосъемку на участках. Есть приемы против «каруселей» и есть возможности для минимизации фальсификаций.



Легче всего опустить руки и, сославшись на то, что уже все и всех купили, отказаться от борьбы. Подобной пассивностью отличаются ведь не только партии, но и избиратели. А низкая явка граждан на выборах — это одно из условий для фальсификаций. Там, где избиратели пришли и проголосовали, украсть их голоса сложнее.



- На апрельских выборах президента «играли» в другую технологию — всем бюджетникам и работникам предприятий начальство приказало прийти с утра на участки и проголосовать. За единственно правильного кандидата. Что все и сделали.



- Люди просто не понимают, что их выбор делается тайно и никто их за то, что они проголосуют по совести, не сможет наказать. Это просто играют на общественной доверчивости и элементарном незнании своих прав.



- Вы намерены и дальше участвовать в политике и пойдете на новые выборы?



- В общественно-полити­чес­кой деятельности, безус­ловно, буду участвовать. Повторного баллотирования в депутаты тоже не исключаю. Правда, для меня как беспартийного нет возможности баллотироваться в парламент. Я могу лишь избираться в местные маслихаты. Но тем не менее я надеюсь на демократизацию, надеюсь на снижение проходного барьера в парламент с 7 до 1%, надеюсь на появление реально многопартийного Мажилиса. И наконец, я за выборность акимов, за выборность по американскому образцу. Потому что это намного эффективней и это даст нам настоящее самоуправление.



Возможно, сказывается мой максимализм, но вообще мне нравится Барак Обама, который пошел на выборы под лозунгом «Голосуй за перемены». И американцы проголосовали за эти самые перемены. Полагаю, этот лозунг будет актуален и у нас.



- Каков Ваш прогноз по поводу предстоящих выборов?



- Полагаю, никакой интриги не будет. В парламент пройдут две партии. Это правящая партия «Нур Отан», которая наберет 80—85%, и с минимально допустимым показателем в 7, от силы в 10% — «Ак жол». Думаю, у остальных партий не будет шансов пробиться в парламент. Но зато есть шансы попасть в маслихаты. Поэтому есть смысл серьезным политическим игрокам сделать акцент именно на местные представительные органы власти.



Так и сказал!



Какой я вижу будущую власть в стране? Только либеральной. Сегодня во власти, несмотря на новые, демократические вывески, находятся выходцы прежней советской системы, прошедшие комсомольско-партийную школу. Именно ее они воспроизводят сейчас, прикрываясь демократическими лозунгами. Неудивительно, что мы построили государство, в котором почти все зарегулировано. Даже религиозная жизнь. В тех же США нет министерства культуры или государственного департамента по делам религий. Это все регулируется самим обществом. У нас же чиновники желают управлять всеми сферами жизни общества. Это неправильно. Я за либеральное государство, которое выполняет минимум обязательных функций — оборона, правопорядок, защита малоимущих, социальная поддержка молодежи, стариков, но не указывает гражданам, что им думать, как жить, какие читать газеты и как в итоге голосовать».



Факт-лист



Мирхат Серикбаев, юрист, кандидат юридических наук, является одним из немногих независимых депутатов Павлодарского городского маслихата. В 2008 году, он, как руководитель общественного объединения «Молодежь за здоровый образ жизни», победил на довыборах в представительный орган вместо внезапно выбывшего депутата-бизнесмена Вячеслава Руфа.



Источник: Газета "Голос Республики" №37 (213) от 21 октября 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий