Чуть больше половины денег, выделенных на капитальный ремонт объектов ЖКХ, смогли израсходовать областные акиматы. На селекторном совещании в правительстве стало известно, что в некоторых регионах к ремонту либо не приступали вообще, либо только начинают что-то делать. В результате миллиарды тенге, выделенные из резерва правительства, скорее всего, так и останутся неосвоенными. Впрочем, чиновники не отчаиваются и на будущий год выделяют средств еще больше.
Автор: Александр УСТИНОВ
Программу капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства правительство запустило в апреле нынешнего года. Суть ее заключается в том, что государство дает деньги областным акимам, те нанимают подрядчиков, которые в свою очередь проводят ремонт устаревшего жилого фонда страны. На ремонт того или иного дома должны дать согласие жильцы — согласных должно быть не меньше двух третьих от общего количество проживающих. После того как строители заканчивают, жители подписывают акт выполненных работ и заключают договор с местными властями, по которому начинают выплачивать что-то вроде кредита — возвращают государству затраченные деньги. Пенсионерам и прочим социально незащищенным предоставляется скидка.
Капитальный ремонт ЖКХ проводится по двум механизмам. Первый — дешевый и быстрый — предполагает проведение косметических работ: ремонт фасада, если необходимо, кровли, подъездов, электропроводки, водоводов и другой «мелочи». Второй более затратный и долговременный — это ремонт с так называемыми элементами термомодернизации, когда в домах меняются окна, фасады не просто красятся и штукатурятся, а утепляются, вскрываются чердаки и меняется система отопления. В случае с первым механизмом государство берет на себя затраты на размере 75%, оставшиеся 25% платят жильцы, во втором — 50 на 50.
На бумаге все было красиво, на словах — еще лучше. И вот программу решили обкатать на деле уже в нынешнем году и выделили на эти цели из резерва правительства порядка 7,5 миллиарда тенге. Деньги поделили поровну и отправили во все областные акиматы, не забыв Алматы и Астану. Получилось как обычно: пока готовились документы, формировались транши, перечислялись деньги, а на местах проводились конкурсы на определение подрядчиков, проводились сходы жителей и велась разъяснительная работа — настала осень. Проводить многие ремонтные работы по снегу было уже поздно.
Итогом стало солидное неосвоение денег. К примеру, из выделенных 1,9 миллиарда тенге, предусмотренных на ремонт 106 многоквартирных домов по всей стране по механизму №1, к 11 ноября было освоено только 950 миллионов. Остальное «зависло» на счетах областных акиматов.
- Не начаты работы в Южно-Казахстанской области, — признался на заседании правительства председатель Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин. — Низкими темпами проводится освоение в Северо-Казахстанской области — 22%, в Костанайской области ремонтные работы начаты только в ноябре.
По механизму №2 в этом году правительство выделило 5,5 миллиарда тенге, на эти деньги должны были отремонтировать 449 домов в разных регионах страны. Но и тут все вышло далеко не так, как планировали чиновники.
- Всего по республике из выделенных 5,5 миллиарда тенге освоено 3,9 миллиарда, или 67%, — заявил глава Агентства ЖКХ. — В Костанайской области ремонтные работы начаты только в ноябре, в связи с чем освоение средств составляет всего 18%. На часть домов, в которых уже проводится ремонт, отсутствует проектно-сметная документация с заключением госэкспертизы в Алматинской области и городе Алматы.
Кроме этого, как признался Серик Нокин, во многих случаях ремонтные работы начинались практически незаконно — где-то не было создано жилищной инспекции, которая обязана провести обследование состояния объекта кондоминиума и дать свое заключение, прежде чем приступать к ремонту. В других случаях жильцам не удосужились объяснить, что за ремонт им придется платить, а поставили перед фактом лишь после проведения всех работ.
- Жители не знают, какой перечень работ будет выполнен, какая стоимость работ, — пояснил в этой связи господин Нокин. — И самое главное, не знают, какой размер платежей приходится на каждую квартиру. Со своей стороны подрядчики не имеют гарантии оплаты выполненных работ. Случаи проведения ремонтных работ без оформления договорных обязательств имеет Акмолинская, Карагандинская области, города Астана и Алматы. Агентством прогнозируется, что большинство жителей данных домов откажутся подписывать договоры задним числом.
Конечно, на то проект и пилотный, чтобы выявить и сгладить все шероховатости. Однако многие акимы не хотят связываться не то что с пилотным, но и уже с реальным проектом, реализация которого запланирована на будущий год. На это председатель Агентства ЖКХ пожаловался премьеру. По его словам, дело в том, что каждая область должна была прислать в Астану финансво-экономическое обоснование, в котором было бы изложено, сколько, каких домов, на какую сумму необходимо отремонтировать в том или ином регионе в течение 2012 года. Многие акимы этого не сделали, и денег бюджет дал в два раза меньше, чем, как выясняется теперь, нужно.
- На следующий год данные средства должны быть предусмотрены в республиканском бюджете по первому механизму — 10 миллиардов тенге, по второму — 26 миллиардов, — заявил господин Нокин. — Основанием для включения в республиканский бюджет ремонта домов являются разработанные акиматом и направленные в агентство финансово-экономические обоснования. Указанные ФЭО акиматы не представили. В связи с отсутствием ФЭО республиканская бюджетная комиссия зарезервировала на 2012 год только половину предусмотренных средств. По первому механизму — 5 и по второму — 8 миллиардов тенге. Таким образом, недостающие средства придется обосновывать при уточнении бюджета в 2012 году.
Это значит, что вторая половина денег вновь придет в регионы с большим опозданием, возможно, как и в нынешнем году, — ближе к осени, когда выпадет снег и разводить ремонт будет уже поздно. Но, по всей видимости, кому-то очень выгодно, чтобы деньги месяцами лежали на счетах акиматов без дела.
Впрочем, первый заместитель премьер-министра Умирзак Шукеев, который курирует реализацию программы капремонта ЖКХ, работой акимов в целом вполне доволен.
- Она (программа) абсолютно работоспособная, она выгодна, — восхищался Шукеев. — И те акимы, кто прониклись и уделяют внимание, работают с населением, проводят разъяснительную работу, встречаются (особенно акимы городов лично ходят на эти собрания, кондоминиумы образовывают, регистрируют жилищные инспекции), там работа пошла. Абсолютно положительная реакция у населения. Стоимость квартир в отремонтированных домах сразу возрастает (на 25—30% выше). Снижаются расходы жильцов на комуслуги.
Не склонен драматизировать ситуацию и сам председатель кабмина. По крайней мере, кого-то наказывать, пугать выговором или отчитывать за провал он не стал. Велел лишь поработать над ошибками.
- Надо провести работу над ошибками по всем областям, по всем регионам. И наверно, надо нести дополнения и изменения в программу, чтобы деньги у нас не омертвлялись, — попросил подчиненных Карим Масимов.
На этом разговор о капремонте объектов ЖКХ и освоении денег премьер отложил до следующего года.
Автор: Александр УСТИНОВ
Программу капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства правительство запустило в апреле нынешнего года. Суть ее заключается в том, что государство дает деньги областным акимам, те нанимают подрядчиков, которые в свою очередь проводят ремонт устаревшего жилого фонда страны. На ремонт того или иного дома должны дать согласие жильцы — согласных должно быть не меньше двух третьих от общего количество проживающих. После того как строители заканчивают, жители подписывают акт выполненных работ и заключают договор с местными властями, по которому начинают выплачивать что-то вроде кредита — возвращают государству затраченные деньги. Пенсионерам и прочим социально незащищенным предоставляется скидка.
Капитальный ремонт ЖКХ проводится по двум механизмам. Первый — дешевый и быстрый — предполагает проведение косметических работ: ремонт фасада, если необходимо, кровли, подъездов, электропроводки, водоводов и другой «мелочи». Второй более затратный и долговременный — это ремонт с так называемыми элементами термомодернизации, когда в домах меняются окна, фасады не просто красятся и штукатурятся, а утепляются, вскрываются чердаки и меняется система отопления. В случае с первым механизмом государство берет на себя затраты на размере 75%, оставшиеся 25% платят жильцы, во втором — 50 на 50.
На бумаге все было красиво, на словах — еще лучше. И вот программу решили обкатать на деле уже в нынешнем году и выделили на эти цели из резерва правительства порядка 7,5 миллиарда тенге. Деньги поделили поровну и отправили во все областные акиматы, не забыв Алматы и Астану. Получилось как обычно: пока готовились документы, формировались транши, перечислялись деньги, а на местах проводились конкурсы на определение подрядчиков, проводились сходы жителей и велась разъяснительная работа — настала осень. Проводить многие ремонтные работы по снегу было уже поздно.
Итогом стало солидное неосвоение денег. К примеру, из выделенных 1,9 миллиарда тенге, предусмотренных на ремонт 106 многоквартирных домов по всей стране по механизму №1, к 11 ноября было освоено только 950 миллионов. Остальное «зависло» на счетах областных акиматов.
- Не начаты работы в Южно-Казахстанской области, — признался на заседании правительства председатель Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин. — Низкими темпами проводится освоение в Северо-Казахстанской области — 22%, в Костанайской области ремонтные работы начаты только в ноябре.
По механизму №2 в этом году правительство выделило 5,5 миллиарда тенге, на эти деньги должны были отремонтировать 449 домов в разных регионах страны. Но и тут все вышло далеко не так, как планировали чиновники.
- Всего по республике из выделенных 5,5 миллиарда тенге освоено 3,9 миллиарда, или 67%, — заявил глава Агентства ЖКХ. — В Костанайской области ремонтные работы начаты только в ноябре, в связи с чем освоение средств составляет всего 18%. На часть домов, в которых уже проводится ремонт, отсутствует проектно-сметная документация с заключением госэкспертизы в Алматинской области и городе Алматы.
Кроме этого, как признался Серик Нокин, во многих случаях ремонтные работы начинались практически незаконно — где-то не было создано жилищной инспекции, которая обязана провести обследование состояния объекта кондоминиума и дать свое заключение, прежде чем приступать к ремонту. В других случаях жильцам не удосужились объяснить, что за ремонт им придется платить, а поставили перед фактом лишь после проведения всех работ.
- Жители не знают, какой перечень работ будет выполнен, какая стоимость работ, — пояснил в этой связи господин Нокин. — И самое главное, не знают, какой размер платежей приходится на каждую квартиру. Со своей стороны подрядчики не имеют гарантии оплаты выполненных работ. Случаи проведения ремонтных работ без оформления договорных обязательств имеет Акмолинская, Карагандинская области, города Астана и Алматы. Агентством прогнозируется, что большинство жителей данных домов откажутся подписывать договоры задним числом.
Конечно, на то проект и пилотный, чтобы выявить и сгладить все шероховатости. Однако многие акимы не хотят связываться не то что с пилотным, но и уже с реальным проектом, реализация которого запланирована на будущий год. На это председатель Агентства ЖКХ пожаловался премьеру. По его словам, дело в том, что каждая область должна была прислать в Астану финансво-экономическое обоснование, в котором было бы изложено, сколько, каких домов, на какую сумму необходимо отремонтировать в том или ином регионе в течение 2012 года. Многие акимы этого не сделали, и денег бюджет дал в два раза меньше, чем, как выясняется теперь, нужно.
- На следующий год данные средства должны быть предусмотрены в республиканском бюджете по первому механизму — 10 миллиардов тенге, по второму — 26 миллиардов, — заявил господин Нокин. — Основанием для включения в республиканский бюджет ремонта домов являются разработанные акиматом и направленные в агентство финансово-экономические обоснования. Указанные ФЭО акиматы не представили. В связи с отсутствием ФЭО республиканская бюджетная комиссия зарезервировала на 2012 год только половину предусмотренных средств. По первому механизму — 5 и по второму — 8 миллиардов тенге. Таким образом, недостающие средства придется обосновывать при уточнении бюджета в 2012 году.
Это значит, что вторая половина денег вновь придет в регионы с большим опозданием, возможно, как и в нынешнем году, — ближе к осени, когда выпадет снег и разводить ремонт будет уже поздно. Но, по всей видимости, кому-то очень выгодно, чтобы деньги месяцами лежали на счетах акиматов без дела.
Впрочем, первый заместитель премьер-министра Умирзак Шукеев, который курирует реализацию программы капремонта ЖКХ, работой акимов в целом вполне доволен.
- Она (программа) абсолютно работоспособная, она выгодна, — восхищался Шукеев. — И те акимы, кто прониклись и уделяют внимание, работают с населением, проводят разъяснительную работу, встречаются (особенно акимы городов лично ходят на эти собрания, кондоминиумы образовывают, регистрируют жилищные инспекции), там работа пошла. Абсолютно положительная реакция у населения. Стоимость квартир в отремонтированных домах сразу возрастает (на 25—30% выше). Снижаются расходы жильцов на комуслуги.
Не склонен драматизировать ситуацию и сам председатель кабмина. По крайней мере, кого-то наказывать, пугать выговором или отчитывать за провал он не стал. Велел лишь поработать над ошибками.
- Надо провести работу над ошибками по всем областям, по всем регионам. И наверно, надо нести дополнения и изменения в программу, чтобы деньги у нас не омертвлялись, — попросил подчиненных Карим Масимов.
На этом разговор о капремонте объектов ЖКХ и освоении денег премьер отложил до следующего года.
0 коммент.:
Отправить комментарий