03.11.2009
Группа «Самрук» разочаровала аналитиков
Автор: Дмитрий ПАВЛОВИЧ
Рейтинговое агентство Standard & Poor’s опубликовало результаты исследования информационной прозрачности казахстанских компаний — первого в истории страны. Средний балл составил 44 из 100 возможных. Хуже всех с открытостью у компаний группы «Самрук».
More...
О результатах исследования и о том, что они означают для экономики Казахстана, рассказала директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Светлана Бородина.
- S&P ранее не проводила мониторинг информационной прозрачности казахстанских компаний. Что заставило вас обратиться к казахстанскому рынку?
- Для нас Казахстан представляет большой интерес как развивающийся и активно растущий рынок финансовых услуг. Под финансовыми услугами я сейчас понимаю не только работу банковского сектора, у которого не все было гладко в прошлом году, как, впрочем, и у финансового сектора во всем мире, но и то, что страна стала чаще и активнее общаться с международными финансовыми рынками.
Многие компании Казахстана стали выходить на международные рынки со своими облигациями, размещают акции на международных биржах. И в этой связи у инвесторов появилась потребность в информации о казахстанских компаниях. Наше исследование показывает картину в области раскрытия информации именно с точки зрения среднего иностранного инвестора.
Допустим, инвестор хочет приобрести в свой портфель акции какой-то казахстанской компании. Для принятия решения ему потребуется информация. Где он может ее получить? Разумеется, в интернете. В первую очередь он заходит на сайт самой компании и смотрит, что там можно почитать. Крайне важно, чтобы информация была доступна на английском языке, потому что иначе большинство потенциальных инвесторов не сможет ее прочитать.
Второй источник информации — это сообщения регуляторов и бирж, где торгуются акции этой компании. И, наконец, третий источник — это отчетность компании, которая опять-таки должна быть доступна на сайте. И вот для того, чтобы понять, насколько ситуация с прозрачностью казахстанских компаний отличается от того, что происходит в других странах, мы и сделали это исследование.
- И каковы результаты?
- Всего в рейтинг у нас вошло 30 крупнейших компаний Казахстана. Мы взяли 22 публичные компании и восемь компаний, входящих в холдинг «Самрук-Казына». Государственные компании были взяты потому, что они вносят большой вклад в экономику Казахстана и не учитывать их наверное при таком крупном страновом исследовании было бы неправильно.
На первом месте по раскрытию информации оказалась компания «КазМунайГаз — разведка и добыча». Что неудивительно: ее акции уже не первый год торгуются на Лондонской бирже и у нее есть очень хороший опыт общения с зарубежными инвесторами.
В пятерку лучших вошли еще две компании добывающего сектора. Это ENRC (Eurasia Natural Resourсes Сorporation), у которой есть иностранные акционеры, и «Казахмыс», занявшие второе и третье места. На четвертом оказался «Казкоммерцбанк», у него, как мы знаем, достаточно много международных операций. И на пятом месте — компания «Казахтелеком».
Если смотреть на отраслевую структуру, то тут на первое место выходят телекоммуникационные компании. Это, наверное, можно объяснить тем, что эта отрасль по самой сути своей деятельности должна оставаться на переднем крае новейших технологий, причем не только в области оборудования, программного обеспечения и т.д., но и в плане финансовых технологий, соответствия современным стандартам открытости.
- А если сравнивать с другими странами, каково положение Казахстана?
- Средний балл по Казахстану — 44. Это относительно невысокий балл, ниже чем 50% из 100 возможных. Особенно мы были разочарованы результатами компаний, в ходящих в группу «Самрук-Казына». Средний балл по этим компаниям был чуть выше, чем 24. Скорее всего это связано с тем, что у этих компаний или мало сторонних инвесторов, или они пока не собираются стать публичными.
Наверное, их основной акционер, государство, владеет той информацией, которая нужна для принятия решений. Но исходя из нашей методологии, если мы смотрим на это с точки зрения международного инвестора, компании не являются прозрачными. Понятно, что они могут в значительной мере надеяться на государственное финансирование и определенные послабления со стороны регуляторов. Но нам представляется, что это временная ситуация.
Так или иначе, если компания поступательно развивается и расширяет свой бизнес, ей в какой-то момент времени необходимо привлекать дополнительные финансовые ресурсы. И на сегодняшний день источником этих ресурсов являются международные финансовые рынки. И чем раньше компании начинают об этом задумываться и создавать свою репутацию в глазах международных инвесторов, тем успешнее они смогут использовать эти международные рынки, то есть занимать под более низкие проценты или размещать свои акции по более выгодной цене.
Правда, надо иметь в виду, что это первое исследование, поэтому делать далеко идущие выводы еще рано. Вот в России мы проводим его уже восемь лет, и у нас есть база для сравнения. Например, мы видим, что средний балл по результатам кризисного 2009 года не изменился — те же 56 баллов, что и годом ранее.
Для первого исследования результаты, кстати, не такие плохие. В той же России в 2002, когда мы впервые делали исследование, уровень раскрытия составлял 34%. Но за эти восемь лет Россия постепенно достигла уровня 56%.
Мы можем сравнить Казахстан с Китаем. Средний уровень раскрытия там — 46%, приблизительно сопоставимые результаты. Если учесть, что в Китае мы это исследование делали по тремстам крупнейшим компаниям, а всего публичных крупных компаний там торгуется порядка полутора тысяч, в общем-то результаты для развивающихся стран относительно приличные.
- Скажите, если уровень раскрытия будет оставаться таким же каким является сейчас, как это скажется на экономике страны?
- Я уже говорила, что, скорее всего, это приведет к затруднениям с привлечением капитала на международных рынках. Если инвесторы плохо понимают, что происходит в компании, какие у нее перспективы с точки зрения финансовых и операционных результатов, то они склонны к тому, чтобы вывести деньги с этого рынка и вложить их туда, где они чувствуют себя более уверенно, где у них есть вся необходимая информация для принятия решений.
Обычно это те страны, откуда пришли капиталы. Тем более что сейчас акции там тоже подешевели, и ситуация, когда активы в развивающихся странах стоят относительно недорого по сравнению с развитыми, а перспективы у них хорошие, в прошлом кризисном году стала меняться.
Поэтому я считаю, что и компаниям, и регуляторам надо обратить внимание на этот вопрос и стараться поправить положение. Тем более, что тут не идет речь о каких-то фундаментальных резких изменениях, достаточно уделять больше внимания деталям. Какие-то компании не делают отчетность на английском языке, какие-то поздно раскрывают свои результаты.
Я знаю, что по законодательству Казахстана компании могут предоставлять свою отчетность до конца августа. В нашем исследовании мы поставили срок отсечения 10 августа, то есть почти через девять месяцев после окончания отчетного периода.
По международным меркам это очень поздно, к этому времени можно уже начать думать об отчетности за текущий год. И цифры, какие бы выверенные, проаудированные, замечательные они ни были, уже имеют скорее историческое значение, чем какой-то вес в принятии инвестиционных решений. Компания BP, кстати, каждый год во второй вторник февраля оглашает результаты за год. Второй вторник февраля и конец августа — чувствуете разницу?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий