03.11.2009

Иран подключают к Европе


Автор: Галина ШАКИРОВА

Турция и Иран договорились о транзите иранского газа через турецкую территорию в Европу. Согласованных объемов топлива вполне может хватить на заполнение трубы проекта Nabucco.
More...
Эксперты считают, что соглашение в первую очередь выгодно Турции, которая получит мощный рычаг влияния на страны Евросоюза.

Вечером 2 ноября в ходе визита турецкой правительственной делегации во главе с премьер-министром Реджепом Таипом Эрдоганом в Иран было заключено несколько важных соглашений в газовой сфере. Важнейшее среди них, несомненно, договоренность о транзите иранского газа через Турцию в Европу. Стороны планируют создать СП с равными долями участия, которое займется транспортировкой 35 млрд кубометров газа ежегодно.

Заключенные договоренности могут повлиять на судьбу проекта трубопровода Nabucco. В частности, решить основную его проблему — отсутствие ресурсной базы.

Напомним, что в качестве таковой для заполнения трубы Nabucco рассматривались несколько месторождений в Иране (Южный Парс), в Азербайджане (Шах-Дениз), в Туркменистане (Довлетабад, Южный Иолотань-Осман). Однако страны-участницы (в проекте задействованы австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH) так и не смогли договориться ни с одним из серьезных поставщиков, за исключением Азербайджана, который дал твердые гарантии по поставкам в Nabucco. Однако тех объемов, что может предложить Азербайджан (8 млрд куб. м газа), просто не хватит для заполнения Nabucco, проектная мощность которого составляет 31 млрд кубометров в год.

Впрочем, эксперты, опрошенные «Республикой», считают, что говорить о появлении гарантированной ресурсной базы для Nabucco пока преждевременно. «При проектировке газопровода Иран вообще считался запасным вариантом для поставок газа в ЕС. Сегодня политическая ситуация вокруг Тегерана крайне нестабильна, мировым сообществом введен ряд экономических санкций против Ирана. Поэтому, как будут строиться отношения Турции и Ирана, предсказать довольно сложно», — пояснил «Республике» директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток.

Главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин согласен со Штоком в том, что шансы Ирана стать участником проекта достаточно призрачные. «Сам по себе проект упирается в этот регион (Иран, Туркменистан, Ирак и другие соседние страны). Поэтому Иран всегда рассматривался в качестве части сырьевой базы. Однако я не считаю, что за счет этого соглашения у Nabucco все будет в порядке, так как надо еще найти, откуда будут браться экспортные 35 млрд кубометров ежегодно», — сказал он.

Сейчас Иран является нетто-импортером газа, напомнил аналитик. А пока Иран в экономической блокаде, развитие его собственных проектов будет тормозиться. США, являющиеся главным лоббистом проекта, своего мнения также не изменили, американская администрация связывает возможность развития отношений с Ираном исключительно со сменой власти в этой стране, сказал Лютягин.

Наблюдатели отмечают, что данная ситуация на руку Турции, которая не скрывает своих планов по сосредоточению на своей территории газовых маршрутов в Европу. При этом амбиции Анкары распространяются гораздо дальше, чем роль страны-транзитера. В частности, об этом свидетельствует газовый конфликт Турции и Азербайджана, полагает Шток. Анкара намерена выкупать весь азербайджанский газ на границе, а не предоставлять Баку транзитный коридор. Скорее всего, подобное предложение получит и Тегеран.

«Турция намерена стать не транзитером, а поставщиком газа в ЕС. А это, учитывая пересечения интересов ЕС и Турции, мощный рычаг давления», — отметил эксперт.

Впрочем, по его мнению, Евросоюз, если Турция обеспечит поставки иранского газа в Nabucco, будет только приветствовать данное соглашение. К тому же Турция станет, возможно, своеобразным буфером, что позволит ЕС абстрагироваться от прямых отношений с опальным Тегераном и сохранить хорошие отношения с США.

Если проект евротрубы получит гарантии по поставкам, он обретет преимущество перед российско-итальянским «Южным потоком». «Россия, в случае поступления иранского газа на европейские рынки, получит нового сильного конкурента, учитывая перспективы развития газовой отрасли в Иране. Впрочем, вряд ли это обстоятельство отразится на реализации проекта "Южный поток"», — резюмировал Шток.

Вот в этом сомневаться действительно не приходится. У российского проекта есть главное преимущество перед альтернативным европейским Nabucco — политическая поддержка премьер-министра Владимира Путина.

0 коммент.:

Отправить комментарий