03.11.2009

Кораниты без Корана. VIP-сектанты Казахстана


Автор: Батыр Валиханов

Сегодня на просторах мусульманского Интернета активизировалась бурная дискуссия относительно нового движения в Казахстане «Кораниты». Суть мировоззрения этих людей вызывает одобрение некоторой части светского общества и полемику среди большинства верующих.
More...
Их ругают, обвиняют в нарушении спокойствия, называют неожиданно возникшей политической силой. Кто же на самом деле эти люди, коих общество назвало «коранитами»? В чем заключается главная цель появления этого движения в Казахстане?

Глубина проникновения

Сегодня в Казахстане крайне пестрая палитра религиозного ландшафта, в котором себя комфортно чувствуют и баптисты, и кришнаиты, и иудеи. Однако эксперты все чаще говорят о коранитах.

Новая религиозная доктрина родилась в нефтеносном Атырау и получила определенную поддержку местной исполнительной власти в бытность ее руководителем Аслана Мусина (ныне руководитель Аппарата Президента Казахстана и один из кандидатов в преемники Нурсултана Назарбаева). Это перестает быть удивительным, когда становится известно, что лидером нового течения является сын тогдашнего акима (губернатора) Аслбек Мусин — выпускник Калифорнийского университета, блестяще владеющий английским и арабским языками.

Благодаря финансовым и организационным возможностям, течение получило определенное распространение на всю республику, включая Алмату и Астану. Идеологическим центром стало Общественное объединение «Изги Амал» и Конгресс мусульманской молодежи, а главным медиа-ресурсами — газета «Наш Мир» и целый ряд Интернет-проектов.

VIP-поддержка обеспечила приток в ряды сообщества представителей политической и бизнес элиты. В «золотой клуб» коранитов входят дети высокопоставленных политиков, чиновников и бизнесменов: Аслбек Мусин, Арлан Шабдарбаев, Айдар Каипов и т. д.

Привлекательность нового религиозного течения местный истеблишмент нашел в минимизации запретов — кораниты полностью отрицают Сунну Пророка Мухаммада (мир ему) как один из источников Ислама, считая ее «историческим материалом», и фактически нивелируют запреты на спиртное и прелюбодеяние, по крайней мере в плане теории. Не странно, что в отличие от канонического варианта с упором на духовное развитие и индивидуальную этику, получившийся «Ислам лайт» стал быстро набирать все новых и новых сторонников в VIP-среде.

Кстати, в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) так и говорится, что в будущем появятся люди, которые станут отрицать Сунну, говоря, что мусульманам достаточно Корана, и будут они из среды элиты, из числа богатых и высокопоставленных. В общем, в появлении VIP-сект для нас нет ничего удивительного...

По сути, своим тотальным отрицанием Сунны кораниты отрицают и Коран, к которому они, вроде как, апеллируют. Ведь о месте Сунны в Исламе Сам Аллах говорит в Своей Книге прямо и не в одном аяте.

Представляется, что основным осознанным или не осознанным мотивом, побуждающим к отрицанию Сунны, является стремление избежать «чрезмерных» запретов Шариата. Дело в том, что, выкинув хадисы Пророка (мир ему), детально регламентирующие многие вещи, очень легко обходить те или иные неприятные кому-то положения. Ведь в Коране имеются по большинству вопросов лишь общие принципы регулирования, которые без Сунны легко можно интерпретировать как кому угодно.

Новым этапом в развитии религиозного течения в Казахстане стал перевод Аслана Мусина в Астану, сначала спикером парламента, а затем и руководителем назарбаевской Администрации. С этого момента деятельность общественного объединения «Изги Амал» получило поддержку некоторых региональных властей, и даже в кризисный период кораниты имеют ощутимую помощь из бюджетов и местных бизнес-кругов.

Хотя, по мнению большинства наблюдателей, в данном случае главным фактором являются не идейные симпатии доноров, а административное давление отца лидера группы. С именем Аслана Мусина связывают и бурные дискуссии вокруг законопроекта «О религиозных объединениях», призванном по замыслу Н. Назарбаева поставить барьер на пути катастрофического распространения по Казахстану различных сект и новомодных квазирелигиозных течений.

Парадоксально, но послушный доселе парламент в данном вопросе стал проявлять завидную принципиальность, что наблюдатели склонны связывать с влиянием коранитов. Как бы там ни было, по мнению некоторых экспертов, сегодня кораниты входят, если не в основную, то во вторую очередь претендентов на власть, поскольку в отсутствие полноценных оппозиционных партий и ярких лидеров они представляют собой стройную организацию со всеми политическими атрибутами, внутренней дисциплиной и медиа-ресурсами.

Сами кораниты прямо называют Аслбека Мусина лидером казахского народа и считают его будущим президентом страны (в прошлом году из Конституции Казахстана устранена норма, ограничивающая минимальный возраст кандидатов на пост главы государства). Хотя местные эксперты считают, что на эту роль больше подходит его отец Аслан Мусин, прошедший все этапы карьерного роста и на сегодня занимающий одну из ключевых позиций в стране. Подобный сценарий дает объяснение его активной поддержке новомодной религиозной группе «золотой молодежи».

С другой стороны, не исключено, что уровень влияния и могущество коранитов сознательно преувеличивается журналистами, причем с подачи самих же сектантов. Тем самым им создается своеобразный пиар, призванный доказать власти и обществу, что в стране появилась новая серьезная сила.

Кораниты и запрет сур Корана


Недавно исламский мир потрясла информация, что в Казахстане на официальном уровне распространено распоряжение властей о запрете перечня литературы, относящейся к экстремистской, в число которых включены и аудиозаписи некоторых сур Священного Корана. В самом решении суда указано, что упомянутые информационные материалы запрещены к распространению и ввозу на территорию страны.

Вместе с тем, по некоторым данным, решение о включении в данный список сур Корана было принято заместителем руководителя Администрации Президента Казахстана Мауленом Ашимбаевым по личному поручению руководителя президентской администрации Аслана Мусина. Позже эту историю переиграли, заявив, что экстремистскими на самом деле признаны комментарии к сурам, а не их чтение известнейшими в мире хафизами, а бредовый запрет на Коран попал в официальные документы по недосмотру. Однако, скорее всего, имела место не досадная ошибка, а «смена декораций» под давлений верующих, прежде всего из России — сразу несколько духовных управлений выразили властям соседнего государства свое возмущение случившимся.

По признанию самого лидера коранитов Аслбека Мусина, их движение насчитывает более 100 000 человек. Известно, что весной текущего года орган казахстанского «официального духовенства» — Духовное управление мусульман Казахстана вынесло фетву, признающую учения секты коранитов, не соответствующими канонам Ислама.

Однако, как сообщает оппозиционная казахстанская пресса, все государственные СМИ отказались обнародовать данный документ со ссылкой на запрет со стороны Администрации Президента. Более того, сам Аслбек Мусин, угрожая судебным преследованием, потребовал от ДУМК официальных извинений и отказа от высказанного мнения.

Была также устроена откровенная травля казахстанского «официального духовенства» через СМИ, анонимные Интернет-сайты и официальные органы власти. В настоящее время одним из главных вопросов повестки дня является смена руководителя ДУМК Абсаттара-хаджи Дербисали, бросившего вызов секте коранитов. Ситуацию осложняют просчеты «официального духовенства» в сфере религиозного просвещения, позволяющие давить на него.

Позднее на приписываемом Мусину-старшему сайте появились множественные публикации и коллективные письма от так называемых исламских лидеров республики. По странному стечению обстоятельств, они входят в ближайшее окружение Аслана Мусина. А сама стилистика документов и, в особенности, приводимые в них недоступные простым общественным деятелям данные, по мнению местных экспертов, сильно напоминает аналитические документы администрации президента. Что наводит на некоторые мысли.

Политическое влияние коранитов


Базовым в вероучении коранитов является непримиримое отношение к традиционным институтам и источникам Ислама. Весьма интересными для нас являются не только вопросы сугубо религиозного характера этой общины, но и ее неприкрытая политическая активность.

Отличаются кораниты и резким неприкрытым неприятием к простым мусульманам, к «черному люду», которому, по их мнению, не доступны высокие истины. Правда, массы верующих отвечают им взаимностью — абсурдное с точки зрения Ислама отрицание Сунны не может вызывать другой реакции у мусульман, кроме, как резкое неприятие. Из Ислама Сунну, как и слова из песни, что хорошо известно, не выкинешь.

На сегодня известно, что община коранитов имеет влияние на высшее руководство страны, связана со многими влиятельными государственными деятелями и представителями крупного бизнеса, хотя в массах никаким авторитетом не пользуется. Деятельность этой группы финансируется казахстанскими бизнесменами, известными политиками и депутатами, поговаривают, что имеется также поддержка со стороны спецслужб.

Наиболее активные лидеры коранитов заседают во многих экспертных советах и общественных комиссиях, особенно ими лоббируется скорейшее принятие изменений и поправок в законодательство о свободе вероисповедания. Именно с деятельностью коранитов связывают ужесточение законопроекта и внесение поправок, усложняющих регистрацию религиозных объединений. Как известно, в случае принятия поправок перерегистрации подлежат даже существующие традиционные религиозные организации, как Духовное управление мусульман Казахстана и казахстанские епархии Русской православной церкви.

Проект этого законопроекта в настоящее время властями страны усиленно обсуждается на всех национальных телеканалах, причем PR-кампания идет с привлечением депутатов Парламента, политологов, ученых, хотя многие нетрадиционные религиозные группы, особенно, протестантские и дальневосточные, заявили свой решительный протест и выразили несогласие с вводимыми поправками.

Одним из членов вышеуказанного экспертного совета является идейный вдохновитель коранитов филолог Муртаза Булутай, оралман из Турецкой Республики, бывший молодежный активист, а также бывший советник спикера Парламента Казахстана. В настоящее время Муртаза Булутай является топ-менеджером турецкой коммерческой группы «Рамстор», что не мешает ему заниматься экспертной деятельностью в сфере религиоведения. Он также известен мусульманской общине своими проповедями в городах Алматы, Актобе, Атырау.

Утверждают, что истинным замыслом и целью этого законопроекта, лоббируемого коранитами, является определенный политический месседж в сторону Правительства и Посольства США, которые, как известно, занимаются открытой поддержкой всех протестантских миссий Общины полного Евангелия.

По сведениям, Министерства юстиции Казахстана, число религиозных организаций протестантского толка, объединенных под эгидой Ассоциации религиозных объединений Казахстана, уже превышает 1250 и составляет более половины всех религиозных объединений этой мусульманской страны, а число последователей превысило порядка 200 тысяч адептов.

Поэтому экономические интересы коранитов, аффилированые с нефтяным и зерновым бизнесом, вынуждают использовать в политическом торге с могущественной державой чувства верующих. Кстати, учредителями и спонсорами указанных СМИ являются дети и близкие родственники высокопоставленных представителей казахстанского политического истеблишмента. Называют фамилии Мусаева, Турисбекова, Шабдарбаева, Айдара Каипова, Кима и т. д.

Несмотря на то, что редакционная политика еженедельника «Наш мир» в целом размытая и неконкретная, прослеживается четкая прошиитская тенденция издания, что является идеологической «красной тряпкой» для другого союзника США — Саудовской Аравии.

Относительно ОО «Изги Аамал», название которого переводится как «благие дела», известно, что оно зарегистрировано в нефтяной столице Казахстана г. Атырау, активно сотрудничает со всеми общественными и политическими группами, в особенности с фондом «Зерде», за которым маячат фигуры лидеров национальной оппозиции доктора А. Байменова и профессора А. Айталы.

Таким образом, в Казахстане появляются новые способы политической игры — использование в качестве инструмента влияния идеологии религиозных общин. Насколько эффективны такие приемы в условиях полного прессинга покажет время, но призыву и активности коранитов надо отдать должное.

Почему именно Казахстан?

Интересно также, почему данная секта появилась именно в Казахстане. Как известно, самым лакомым кусочком из всего среднеазиатского пирога, безусловно, является именно эта богатая природными ресурсами республика. Активной деятельности религиозных сил самого различного толка здесь способствует и относительно либеральное законодательство, а также обязательства, принятые на себя в рамках председательства в ОБСЕ.

Недавняя история вокруг американской военной базы «Манас» в Киргизии показала, что Центрально-азиатский регион остается одним из приоритетных направлений политики США. Цветные революции — конек американских политтехнологов.

Но, обжегшись на Исламе, противостоящем всемирной экспансии либеральных ценностей, США изменили тактику борьбы, сделав ставку на так называемый «либеральный Ислам». Подчеркивая свою «неангажированность», открытость» и «стремление работать на благо государства», опираясь на «веру в истинного Бога» и «здравый смысл», кораниты обретают все новых и новых сторонников, причем, как правило, среди элиты.

Заигрывание с исламской идеологией в государствах Средней Азии происходит с момента обретения этими странами независимости. Религия в руках бывшей партноменклатуры и их преемников была и остается мощным инструментом для управления и контроля над процессами в обществе. В разное время на территории Центральной Азии появлялись различные секты, управляемые как внутренними, так и внешними силами.

После некоторого затишья эксперты все чаще говорят о новом витке исламизации в регионе. На этот раз усиление влияния религии некоторые специалисты связывают с движением коранитов, которое прочно обосновалось в Казахстане — ключевом региональном игроке, в том смысле, что они пытаются возглавить процесс.

Учитывая отсутствие в Казахстане полноценных оппозиционных партий и ярких лидеров, эксперты полагают, что кораниты вполне могут стать дополнительным рычагом влияния в споре Мусина-старшего за место президента Казахстана после ухода Нурсултана Назарбаева.

Активное обсуждение общественно-политической активности коранитов, прикрываемой религиозно-философской риторикой, вынудило представителей «Изги Амал» выйти из тени и выступить в свою защиту. Появился ряд материалов, в которых члены организации разъясняют свою позицию. В частности, появились интервью с Аслбеком Мусиным, который до недавнего времени скрывал свое прямое отношение к организации, называя ее членов своими друзьями, близкими ему в идейном и духовном плане.

Кораниты утверждают, что не стремятся к непосредственному участию в политическом процессе, не имеют никаких связей с международными центрами и существуют исключительно на пожертвования членов организации.

«Между нашим движением и основателями суннизма и шиизма есть существенная разница. Суннизм и шиизм возникли как политические движения в Исламе, основанные на борьбе за власть. Они подстраивали в этой борьбе Коран под себя. В то время как первым истинным коранитом был Пророк Мухаммад, не следовавший ничему, кроме одного Корана. Мы в этом отношении не новое направление», — прямо говорит Аслбек Мусин.

Кораниты, как политтехнология США


По словам Мусина, «Изги Амал» «создана для интеллектуального противодействия деструктивным интеллектуальным и духовным доктринам и для помощи обществу и государству в этом нелегком деле». Иными словами, кораниты пытаются обосновать свои претензии на главенствующую позицию и получить, таким образом, право производить отбор религиозных движений по принципу совместимости их идей с Кораном. Не случайно с деятельностью коранитов связывают внесение поправок в законопроект о религиозных объединениях, усложняющих процедуру их регистрации.

За философией и популизмом стоят значительные материальные средства и определенная структура, включающая высокопоставленных чиновников, бизнесменов, студентов и простых граждан. В конце марта с. г. была сделана пробная попытка оценить степень популярности и поддержки этой организации среди казахстанского населения. Именно тогда впервые эксперты обратили внимание на неожиданное участие в выборах депутатов маслихатов — местных представительных органов власти — лидера «Изги Амал» Аслбека Мусина.

Есть мнение, что кораниты — политтехнологический проект, способный в нужный момент оформиться в политическую партию и выступить в качестве новой силы, способной взять под контроль определенные сегменты общественной и политической жизни. Косвенным образом Мусин сам это подтверждает.

Он говорит о ста тысячах своих сторонников. Правда, пока реально вокруг него группируется человек сто — его друзей, партнеров по бизнесу, друзей друзей и партнеров партнеров.

Он говорит: «Некоторая часть исламизированной молодежи уходит в экстремистские группы и встает на позиции вооруженного сопротивления власти. Власть же просто не знает, что с ними делать. С одной стороны, есть прецедент, надо как-то реагировать. С другой стороны, у тех кто должен реагировать, например, у духовного управления не получается это делать. Не хватает квалификации и инициативы. Тогда появляется группа сознательных граждан, в виде, например, ОО «Изги Амал», которые, видя угрозу и, что самое главное, понимая истинные причины опасности, проявляют гражданскую инициативу и предупреждают власти об угрозе».

Некоторые факты свидетельствуют и о наличии связи организации с внешними силами. Не секрет, что в казахстанской элите нового поколения немало тех, кто получил высшее образование в Соединенных Штатах, совершает туда регулярные поездки и ориентирован на выстраивание в Казахстане государственной системы нового типа.

Кроме того, известно, что основателем движения «кораниты» считается египетский ученый Ахмед Мансур, который в свое время был отстранен от преподавания в Аль-Азхаре — старейшем мусульманском духовном университете в Каире — за отступление от соблюдения Сунны. Позиция «Изги Амал» созвучна этому.

В 2002 году Ахмед Мансур получил политическое убежище в Соединенных Штатах, где читал лекции по программе «Национальный вклад в демократию» в Гарвардской школе юриспруденции. Не трудно предположить, кто были его слушатели.

«Сегодня мы в качестве единственного божественного откровения предлагаем рассматривать только Коран, как это и должно быть. В то время как Сунну и хадисы правильнее будет изучать лишь в качестве религиозной литературы...Чтобы они своими противоречивыми толкованиями не заслоняли от мусульман свет истинной веры», — говорит Мусин.

С другой стороны, в развитие учения и практики коранитов внесла свою лепту турецкая светская профессура, уже много лет пытающаяся втиснуть Ислам в прокрустово ложе кемализма и западных либеральных ценностей. Они подхватили эту идеологию, дополнив ее своими смыслами. Тут заметны два имени: Нури Юмаз — декан теологического факультета Стамбульского университета, ныне занимается политикой, и профессор Сулейман Атеш.

Наконец, при определении роли и места коранитов в современном раскладе политических сил в Центральной Азии нельзя не учитывать и возможного фактора сепаратизма. Стоящие за коранитами выходцы из Западного Казахстана (богатого нефтью региона) вполне могут шантажировать главу государства своими сепаратистскими настроениями.

И, надо сказать, Нурсултан Назарбаев не так много что им может противопоставить. Фактически, считают некоторые, он оказался заложником своих прежних кадровых решений. Теперь же ситуация такова, что давить на Аслана Мусина и его людей главе казахстанского государства весьма затруднительно. Вот так сложно переплетаются в современном Казахстане религиозные, экономические и политические мотивы.

Источник: Islam.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий